"Мы вовсе не получили Землю в наследство от наших предков – мы всего лишь взяли ее в долг у наших детей", цитата Антуана де Сент-Экзюпери.
"Надо вернуться к здравому смыслу" В.Е.Морозов, председатель Общественного Совета Федерального агентства лесного хозяйства РФ.
4 октября 2019 прошел заключительный "Национальный лесной форум", собственно детище Николая Петровича Николаева, председателя Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям ГД РФ, а вот какую же цель преследует данный законотворец узнаем в ноябре 2019 года, когда состоится Пленарное заседание в ФС ГД РФ, какую новую модель представит на утверждение депутатского корпуса федерального уровня данный "законотворец", но сразу оговорюсь, ничего хорошего от депутата ФС ГД РФ Николаева Н.П., я и не жду, воровской закон всепрощения, лесная амнистия 280-ФЗ РФ от 29.07.2017 года, "продавленный" Николаевым Н.П., это теперь его "визитная карточка" и как "черная метка" для всех последующих законопроектов из под его пера и подписей группы лиц под его руководством...
Официальный анонс от Александра Перепечко корреспондента московского журнала "Экоград" про данное мероприятие:
"4 октября 2019 года в Москве состоялся завершающий этап Национального лесного форума под эгидой Государственной Думы Российской Федерации при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В ходе работы форума были затронуты вопросы, связанные с ходом реализации федерального проекта «Сохранение лесов» в рамках национального проекта «Экология», проблематикой подготовки кадров, путями повышения престижа лесных профессий, социальной защиты работников лесной отрасли, возможностями государственно-частного партнерства и другие." Спасибо огромное Александр Перепечко за собранный фото и видео материал."
Общественному контролю в виду того, что финансы поют романсы, прибыть в стольный град, да еще в Президентский отель, не представилось возможным, но... будучи участником Национального лесного форума в СФО г.Красноярске 2-3 сентября 2019 г., а в прошлом году и принять участие в открытии первого форума в Удмуртии г.Ижевске, в марте месяце, а затем на Пленарном заседании в стенах ФС ГД РФ 14.09.2018 года, право на высказывание своего мнение о лесном форуме, высокопарно названным Национальным, мы имеем.
Анализировать и высказывать свое мнение по выступлению самого Николаева Н.П., упивающегося от своей значимости организованного им "Национального лесного форума", очень дорогого, кстати, как для федерального так и иных бюджетов накладное, так как для многих его участников оплата была не из личного кармана, ..., я не буду, желающим можно посмотреть видеоматериалы в журнале "Экоград", да и на сайте форума в том числе, выступление его было ни о чем.
В выступлении Владимира Читоркина, заместителя директора Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов министерства природных ресурсов и экологии РФ, я заострила высказывание на : "... В целях обеспечения гарантийного качества лесовосстановления установлено требование поэтапного увеличения доли искусственного лесовосстановления доли саженцев закрытой корневой системы. Ряд регионов активны... Иркутская область, ... по инициативе руководителей регионов появились нормативы учитывающие специфику..." Не далее как в начале сентября 2-3 в Красноярске, на форуме все говорили о дефиците саженцев закрытой корневой системы, по пальцам посчитали сколько на территории РФ есть таких питомников выращивающих саженцы, и их не хватает... Говорить говорят, а когда до дела дойдут, снова на финансы сошлются, реальных действий им так и не было высказано, снова одни дифирамбы... Про расторжение договоров аренды с вырубщиками лесов по "серым схемам", совсем не понятно, почему им 3 года дают на фиксацию нарушений и только потом расторжение, при выявлении нарушений почему сразу на расторжение и на наказание не подать, почему нужно быть лояльными? При таком подходе леса в лесу все меньше и меньше.
А, вот, в выступлении Михаила Николаевича Козлова, начальник Управления охраны, защиты и воспроизводства лесов Рослесхоза, который рассказал о предварительных итогах пожароопасного сезона 2019 года, рассказал об авиационной охране лесов и взаимодействии лесопожарных служб, была сказана очень важная деталь, на которую никто не обратил внимание, и она касалась нашей с вами родной Иркутской области, конкретно того, что произошло в 2019 году : пожары, наводнения и введенные режимы ЧС федерального значения ... Это наталкивает на мысль, что для властей, наводнение не было неожиданностью, предположить такой исход они обязаны были…
Вернемся в лето 2019 года, режим ЧС федерального значения, а точнее 12 июля 2019 года, г.Тулун, Иркутская область, территория катастрофического наводнения, когда "смыли" людские жилища, да и самих людей не пожалели, были и человеческие жертвы, официально, поименно ни в день траура, ни после, губернатор Иркутской области Левченко С.Г. так и не осмелился опубликовать списки утонувших людей. По мнению местных жителей погибших было не 25 и пропавших без вести не 8 человек, было гораздо больше, замолчали данную тему, просто не стали отвечать и все всем сошло с рук. Всегда при трагедии составляют такие списки, а тут... молчание, гробовое молчание...
Наша группа во время рейда, а именно 11-12 июля была в Тулуне, из уст сотрудников МЧС я услышала, что в затонувших и прибитых к мосту, через реку Ия, уже после того как официально объявили 25 человек погибших, был найден и извлечен вечером 11 июля, труп пожилой женщины, а ее так и не приплюсовали к жертвам наводнения? Сколько умерло в больницах?, но их снова не посчитали нужным считать жертвами наводнения? Так вот, про причины тех страшных наводнений, что стало причиной большой и очень быстрой воды мы узнали из слов очевидцев, сказанных нам в Тулуне: "... Ничего не предвещало таких обильных осадков, было очень сухо и вдруг, так много и так быстро выпало на нас огромное количество дождевой воды, откуда она?"
Пожары 2019 года охватили Иркутскую область, в мае 2019 года город Иркутск, был в смоге, горело возле населенных пунктов и на северах, было сухо, все молили чтобы дождь поскорее пошел. ..
Из выступления М.Н.Козлова "...проводились работы по искусственному вызову осадков... 173 км..., в том числе и в Иркутской области..."
Из разговора с местными жителями г.Тулуна, Василий с ул.Карбышева : "...Реагенты с самолетов распыляли, в том числе и в Саянах, где снег, ледники, .. вот откуда большая вода, глыбы льда по реке плыли...", Оксана Козик : "Когда пришла большая вода, моя мама уже сидела на крыше нашего дома, мы шли спасать маму, воды было практически по пояс, я шла и впереди себя толкала льдину, вода была жутко холодной..."
О причинах наводнений, в прямой зависимости от уничтожения лесов говорил в своем выступлении и председатель Общественного Совета Федерального агентства лесного хозяйства Владимир Евгеньевич Морозов : "... Разрушена система, а новая не создана... "...Изменить надо концепцию..." "...Не столько про деньги, а про жизнь». «…Необходимо сохранить леса..." "... Фатальное обезлесение». «..Лес отвечает за полноводность рек, опустынивание почв, наводнение...", "Необходимо слышать и слушать общественность."
"Мы вовсе не получили Землю в наследство от наших предков – мы всего лишь взяли ее в долг у наших детей", цитата Антуана де Сент-Экзюпери.
"Надо вернуться к здравому смыслу".
...
Что день грядущий нам готовит, а точнее нашему лесу, народному достоянию, природному богатству всей Планете Земля, об этом говорил в своем выступлении Игорь Бычков, научный руководитель Иркутского Научного Центра СО РАН, д.т.н.,профессор, который поведал о комплексном проекте по мониторингу лесных территорий на основе данных дистанционного зондирования Земли, на сайте журнала "Экоград" данное выступление есть... Дымовая завеса, дымовой колпак и т.д. от лесных пожаров Российской Федерации ушел далеко за его пределы, парниковый эффект и т.д., вот будущее, если мы не остановимся и не услышим друг друга, общественность в том числе...
А вот Н.П.Николаев считает, что "... необходима новая модель Лесного кодекса...", по "николаевски" не дай бог, лесу тогда и не быть, деньги будут решать все...
Лесной кодекс РФ, как и иные важные федеральные законы Российской Федерации не являются законами прямого действия, вводят их в действие нормативно-правовые акты, которых в огромном выпускают все и вся на всех уровнях власти, порой они противоречат друг другу, выпускает их и депутатский корпус Федерального Собрания РФ, которые не профессионалы, но ведут себя так, что лучше всех все знают, в том числе и про лес, про то что ему нужно, а пока они там раздуваются от своей значимости и в риторике, красноречии соревнуются лес стал вещью, недвижимостью, предметом торга...
Кто и для чего создавал и проводил "Национальный лесной форум", принимал в нем участие? Забыт принцип : "Не навредить"... один Лесной кодекс мы уже имеем, от 2006 года... какой будет следующий?
В 2006 году был принят новый Лесной кодекс РФ, который разрабатывался Минэкономразвития РФ, а не лесниками. К сожалению, качество основополагающего документа, призванного регулировать лесные отношения, базирующиеся на отказе от принципа преемственности и поэтапного развития, оставляет желать лучшего. Специалисты лесной отрасли, ведущие учёные лесного профиля, представители общественных организаций природоохранной направленности в большинстве своём дают неудовлетворительную оценку как Лесному кодексу, так и нормативно-правовым актам, изданным в его развитие. На сегодняшний день многие признают, что Кодекс требует внесения серьёзных изменений.
Лесной кодекс РФ кардинально изменил подход к организации лесопользования: если раньше отпуск древесины осуществлялся по разрешительному методу, то есть выдавались лесорубочные билеты, то сегодня применяется заявительный метод. Иными словами, лесозаготовитель сам извещает о том, что намерен проводить такие работы, получает согласие и занимается рубкой...
Необходимо введение залоговой составляющей, как это было в царской России, залог должен быть большой, не провел лесовосстановление, залог не возвращается, на эти деньги государство нанимает подряд и проводит посадку леса...
Ещё одна проблема: сократилось количество работников государственной лесной охраны. Если раньше на землях лесного фонда функционировали 52 лесхоза Главного управления природных ресурсов по Иркутской области, 6 лесхозов управления природных ресурсов по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, 14 сельских лесхозов, то теперь на их базе создано всего 37 лесничеств, их число значительно сократилось. Раньше в составе лесхозов тоже были лесничества – более 300. Соответственно, и количество людей, которые охраняют леса и контролируют лесопользователей, сократилось.
Это повлекло за собой другие проблемы. Так, охраной лесов от пожаров теперь занимаются наёмные люди, фирмы, которые выигрывают аукционы по предоставлению соответствующих услуг. Победители аукциона могут ежегодно меняться и неизвестно, будет ли обеспечиваться необходимая оперативность борьбы с огнём. Раньше для этого существовала довольно многочисленная лесная охрана, в штатах которой числились лесники, сегодня такого нет, потому временами пожары достигают огромных площадей, получили распространение незаконные рубки леса.
Кроме лесных пожаров есть ещё и ветровалы, некоторое время назад это явление нанесло большой урон нашим лесам, но до сих пор так и не смогли уточнить его масштабы. Достоверность отчётности о размерах фонда лесовосстановления вызывает сомнения, поскольку средняя давность проведения лесотаксационных работ, при которых осуществляется выявление, учёт и оценка количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, составляет 23 года.
Лишь 27% лесных пространств области имеют приемлемую давность лесотаксационных исследований (до 10 лет), из них на долю глазомерного метода таксации приходится всего 45%, а на остальной территории изучение лесов проведено упрощёнными методами, главным образом камеральным дешифрированием аэро- и космических фотоснимков без наземных работ. Таким образом, на 88% лесных пространств области отсутствует достоверная информация о состоянии земель лесного фонда. И не удивительно: с 1991 по 2007 год объёмы таксации лесов сократились в два раза по сравнению с советскими временами, а с 2007 по нынешний год – ещё в четыре раза. Если нет достоверной информации о лесах, то государство не в состоянии управлять своими ресурсами, потому что не знает, что в его закромах есть. необходимо увеличение финансирования, для расширения кадрового состава и технического обеспечения.
Количество приемных пунктов леса более 2700 и более, что приводит к уничтожению лесов и обогащению государственной казны, но позволяет обогащаться дельцам от лесного бизнеса.
Черные лесорубы, на сегодняшний день нет реальных наказаний за вырубку незаконную леса. Задерживают и отпускают. Вот такая практика.
Несовершенство законодательства Лесного кодекса, Водного кодекса, Гражданского кодекса, Земельного кодекса, Градостроительного кодекса, Уголовного кодекса, Регламентов, нормативно правовых актов позволяет уничтожать лес и не нести за это реальной, персональной ответственности. Разрешительный характер, строгой отчетности, прописанный в Лесном кодексе до 2006 года, замененный на заявительный (декларативный) характер Лесного кодекса после 2006 года и как следствие уничтожение института лесников, лесхозов, отсутствие материально-технической базы, бюджетов, социальных гарантий, заработных плат, ГСМ, авиа лесной охраны, невозможность ОГАУ зарабатывать самим, разного рода бюрократические препоны, слабое руководящее звено, непрофессиональное, коррупционное, отсутствие персональной ответственности и др. факторы все привело к тому, что каждую ночь «черные лесорубы» рубят сибирский лес.
В целом новый Лесной кодекс привел к передаче полномочий от федерального правительства субъектам РФ (региональным властям). Последние осуществляют планирование лесного хозяйства на региональном и местном уровнях, заключение договоров аренды и купли продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов, а также организацию охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесной контроль и надзор.
• Легальность перевозимых партий древесины подтверждает товарно-транспортная накладная (путевой лист) и копия лесорубочного билета. Товарно-транспортная накладная регулирует отношения между перевозчиком, отправителем и получателем груза. Накладная составляется грузоотправителем. Лесорубочный билет в данном случае позволяет определить место заготовки и вывозки древесины, проверить легальность ее заготовки.
Проблемы в лесной отрасли возникли не сегодня и их много, предлагаю рассмотреть «серую» схему «захвата» лесных массивов, в том числе и лесных массивов федерального значения. В период реорганизации колхозов и совхозов, не учтенными, ничейными, "белыми пятнами", зонами отчуждения, межрайонками стали лесные фонды. Где они сейчас?, сколько их?, в чьей собственности?, растут или уже вырублены за 28 лет существования РФ? Никто на эти вопросы ответить не может, да и желает, а туда же... форумы проводят, умные речи говорят, общаются... а про лес и забыли...
Институт лесников восстановить необходимо, обязательно.
Зайдите на сайт московского журнала "Экоград", просмотрите все фото и видео материалы, вам многое станет понятным, помог этот форум лесу или нет? Будет ли польза от новой модели Лесного кодекса, за который так ратует Николаев Н.П., вопрос? Хуже бы не было, а собственно, что может быть хуже коррупции в лесной отрасли на всех ветвях власти!
Китайцы нам рукоплещут, им не указ Закон Лэйси
В 2008 году в США приняты поправки в давно действующий Закон Лэйси, в соответствии с которыми, запрещается импортировать, экспортировать, перевозить, продавать, получать, приобретать или закупать в процессе торговли между штатами или иностранными государствами любое растение которое было получено или продано в нарушение законов США, законов какого либо штата или законов иностранных государств, в частности законодательства России. В соответствии с Законом Лэйси импортер должен заполнять таможенную декларацию на любой груз, содержащий древесину или древесное волокно.
На практике это означает, что импортер при таможенном оформлении товара должен четко указать страну происхождения этой древесины (где древесина заготовлена, а не где из нее произведена, в частности, мебель), а также доказать таможенным службам США, что древесина имеет легальное происхождение, т.е. заготовлена в соответствии с требованиями законодательства.
Для нарушителей Закон Лэйси предусматривает различные санкции, от конфискации партии товара, штрафов от 100 до 500 тысяч долларов, до уголовной ответственности.
Сразу после принятия поправок, расширяющих номенклатуру товаров, подпадающих под закон Лэйси, на американских и европейских импортеров возложена обязанность заниматься подтверждением легальности происхождения товара и лесной сертификацией. При закупках древесины и изделий из нее предпочтение отдается крупным проверенным экспортерам, от них требуют сертификат, гарантирующий легальность происхождения древесины. Среди экспортеров требования Закона Лэйси больше всего затронули Китай, где с 2009 года резко увеличилось количество сертификатов легальности происхождения, но прежде всего на тропическую древесину, только в самое последнее время в закон Лейси включена Российская «северная» древесина.
В настоящее время в России в, соответствии с законом Лейси, также применяется соответствующий сертификат, подтверждающий легальность заготовки древесины, но у таможенных органов имеются веские основания не доверять этим документам в полной мере, поскольку российская практика говорит о том, что подобные сертификаты могут быть подготовлены на основании недостоверных исходных документов.
..
Любовь Аликина
Коррупция в лесной отрасли, в огромных масштабах, наносит большой ущерб бюджету государства Российского и лесу, обогащаются «дельцы от леса», в том числе и чиновники во власти, разных уровней, правоохранительные органы, МСУ, Агентства лесного хозяйства.
Данный материал подготовлен аналитиков в сфере таможни, Шишкиным Евгением Георгиевичем, к.т.89834032962, e-mail : Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. предлагаю пригласить Е.Г.Шишкина экспертом-аналитиком и докладчиком при подготовке форума действия в Якутске.
О проблемах лесного комплекса
В Российской Федерации сосредоточены богатейшие запасы лесных ресурсов. Леса России составляют 22% покрытой лесом площади Земли, более половины этой площади занимают хвойные леса. Общий запас древесины достигает 82 млрд. куб.м. Самые большие запасы древесины сконцентрированы в Восточной Сибири (33,3 млрд. куб.м.) и на Дальнем Востоке (20,6 млрд. куб.м.). Крупнейшим субъектом РФ по запасу древесины (9,2 млрд. куб.м.) является Иркутская область.
В 2008 году участниками ВЭД Восточной Сибири экспортировано 15,8 млн. куб.м. необработанных лесоматериалов на сумму 1,9 млрд. долларов США, в 2009 году - 12, 3 млн. куб.м., на сумму 1,5 млрд. долларов США. В 2010 году - 12,1 млн. куб.м. лесоматериалов на сумму 1,6 млрд. долларов США.
Основными странами-потребителями необработанных лесоматериалов является Китай (90,7% от общего объема экспорта), обработанных Япония (25,8 %), Китай (20,3%), Египет (16,2%).
Практически все леса Российской Федерации находятся в государственной собственности и произрастают на землях лесного фонда. Часть лесов расположена на землях иных категорий, включая земли городских поселений, Министерства обороны, а также на землях особо охраняемых природных территорий.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим управление лесами и лесопользование, является Лесной кодекс Российской Федерации. С 1 января 2007 действует новая редакция Лесного кодекса, который не является законом прямого действия. Для практической реализации его положений потребовалось принять более 70 нормативных актов. В связи с тем, что новое законодательство еще находится на стадии разработки, многие процедуры управления и ведения лесного хозяйства остаются неясными.
В целом новый Лесной кодекс привел к передаче полномочий от федерального правительства субъектам РФ (региональным властям). Последние осуществляют планирование лесного хозяйства на региональном и местном уровнях, заключение договоров аренды и купли продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов, а также организацию охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесной контроль и надзор.
Легальность перевозимых партий древесины подтверждает товарно-транспортная накладная (путевой лист) и копия лесорубочного билета. Товарно-транспортная накладная регулирует отношения между перевозчиком, отправителем и получателем груза. Накладная составляется грузоотправителем. Лесорубочный билет в данном случае позволяет определить место заготовки и вывозки древесины, проверить легальность ее заготовки.
При вывозе круглого леса за пределы Российской Федерации экспортер должен оформить таможенную декларацию, для чего необходимо предоставить комплект документов, включающий:
- внешнеэкономический контракт;
- паспорт экспортной сделки;
- инвойс;
- спецификацию;
- фитосанитарный сертификат;
- платежные поручения, подтверждающие оплату таможенных сборов и железнодорожного тарифа;
- лицензию, выданную Министерством экономического развития и торговли РФ (при экспорте определенных видов твердолиственных пород).
Таможенная декларация подается таможенным органам и содержит информацию о товарах, обязательных к декларированию при пересечении таможенной границы Российской Федерации. Таможенная декларация аналогична унифицированному административному документу, принятому Европейским Союзом и странами-членами Европейской ассоциации свободной торговли в соответствии с Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами, принятой в 1987.
В отношении фитосанитарных сертификатов необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2.ст. 174 ТК ТС товары, подлежащие ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, могут быть помещены под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего контроля.
Согласно Решению Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе» (раздел VIII «Оформление партий подкарантинной продукции при вывозе с таможенной территории таможенного союза» Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза) «деятельность уполномоченных органов (органов Россельхознадзора), направленная на выдачу фитосанитарного сертификата, в том числе установление фитосанитарного состояния подкарантинной продукции в целях выдачи фитосанитарного сертификата, не является карантинным фитосанитарным контролем (надзором)».
В соответствии с письмом ФТС России от 27.07.2010 № 14-87/36624 «должностные лица таможенных органов не имеют оснований для проверки фитосанитарных сертификатов при вывозе лесоматериалов, так как выдача фитосанитарного сертификата не является карантинным фитосанитарным контролем выдачи фитосанитарного сертификата».
СТРУКТУРА РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК
Российско-китайские цепочки поставок леса и лесоматериалов различаются по конфигурации, числу участников и географии. Обобщенная схема типичной российско-китайской цепочки поставок от лесосеки до мебельной фабрики состоит из шести основных звеньев, у каждого из которых есть основные участники, места их нахождения и основные характеристики.
Звено 1. Место заготовки древесины в России (лесосека)
Основные участники: лесозаготовительные компании и индивидуальные предприниматели (в том числе нелегальные), инспектора органов управления лесным хозяйством и внутренних дел.
Местоположение: делянки, верхние склады, лесовозные дороги.
Древесина может быть заготовлена в результате сплошных или выборочных рубок (по договорам аренды или купли-продажи), рубок ухода (специальные государственные контракты на выполнение лесохозяйственных работ) или в результате незаконной рубки (без разрешительных документов или с таковыми, но с нарушением существующих норм и правил).
Звено 2. Склад/пилорама (Россия)
Основные участники: сотрудники компании, работники пилорамы, перевозчики древесины, представители торгующих организаций, органов управления лесным хозяйством, внутренних дел, региональных властей.
Местоположение: офисы представительств компании, нижний склад, офисы органов управления лесным хозяйством, контрольные пункты милиции.
На данном этапе осуществляется сортировка, первичная обработка и хранение древесины. Крупные компании обычно имеют представительства в относительной близости от мест заготовки древесины (в поселках). Вблизи от представительств располагаются нижние склады, на которых бревна складированы по породам и иногда промаркированы. В тех случаях, когда у компании нет нижнего склада, бревна минуют звено 2 и сразу попадают в звено 3.
Некоторые лесозаготовительные компании, как крупные, так и мелкие, имеют пилорамы поблизости от своих представительств. Существуют также пилорамы, владельцы которых не занимаются заготовкой древесины, – они скупают и перерабатывают лес у других компаний. В связи с тем, что транспортные расходы увеличиваются и более выгодным становится экспорт пиломатериалов, все чаще пилорамы располагают недалеко от мест заготовки древесины.
Звено 3. Погрузка и экспортный склад (Россия)
Основные участники:перевозчики древесины, сотрудники таможни, представители компании, портовые и железнодорожные рабочие, продавцы, покупатели.
Местоположение: железнодорожная ветка или склад, порт. С нижних складов древесину на машинах перевозят на экспортные (как правило, крупные) склады, обычно расположенные вблизи от железных дорог или морских портов.
На этих складах лес грузят в железнодорожные вагоны, направляющиеся в Китай или Монголию, либо в порты, откуда морским транспортом направляются преимущественно в Японию, Корею или Китай. Железнодорожные склады могут располагаться как вблизи китайской границы, так и за сотни и тысячи километров от нее. В одном административном регионе могут находиться сотни складов. Форма собственности на экспортные склады может быть разная: одни принадлежат крупным лесозаготовительным компаниям, которые помимо экспорта собственной древесины оказывают услуги по экспорту для небольших компаний; другие принадлежат сразу нескольким экспортерам.
Звено 4. Китайская компания-импортер
Основные участники: китайские импортеры (крупные и небольшие), продавцы/посредники, перевозчики, сотрудники таможни, региональных властей.
Местоположение:железнодорожные склады, морские порты, автомобильные перевалочные пункты, склады компаний и др.
Около 85% российской древесины экспортируется в Китай по железной дороге, в то время как объем экспорта морским транспортом составляет 13%, автомобильным транспортом – 2%. Основными перевалочными железнодорожными пунктами Китая являются города Маньчжоули (29% от общего объема импорта древесины из России), Суйфэньхэ (22%) и Эрляньхот (8%). Импортерами выступают как крупные государственные компании с сотнями сотрудников, располагающими китайским персоналом в России, так и маленькие частные. Около 90% российского круглого леса, поступающего в эти города, распространяется по всему Китаю либо самими импортерами, либо торгующими предприятиями, оптом выкупающими его у импортеров. Остальные 10% круглого леса перерабатываются вблизи границы. Доля перерабатываемой древесины возрастает благодаря росту перерабатывающих мощностей в приграничных городах и государственной политике, стимулирующей переработку, а также вследствие увеличения транспортных расходов.
Звено 5. Склад/лесопильное производство в Китае
Основные участники: сотрудники рынков древесины, пилорам, торгующих организаций.
Местоположение: оптовые рынки древесины, лесоперерабатывающие предприятия.
На данном этапе осуществляется хранение и/или дальнейшая переработка древесины. Важнейшие рынки древесины в Китае, включая Дэчжоу (провинция Шаньдун), Далянь (провинция Ляонин), Пекин и Шанхай, являются основными пунктами продажи круглого леса и пиломатериалов из России. Значительная часть китайских производителей мебели покупает древесину непосредственно у импортеров или посредников, но иногда и на оптовых рынках, например в Дэчжоу, крупнейшем пункте продажи хвойной древесины. Ежегодно там продается около 1 млн. куб.м российской древесины.
За исключением крупнейших китайских мебельных компаний, большинство предприятий закупают обработанную древесину в виде, например, пиломатериалов или шпона. Часть таких лесоматериалов поступает из России, в основном же они производятся в приграничных районах Китая, где производственные мощности за последнее десятилетие существенно возросли. Например, в Маньчжоули переработкой занимаются 160 предприятий. Около 80% перерабатываемой древесины составляет сосна обыкновенная. Главным образом производится первичная переработка, но в последнее время доля производства готовой продукции и заготовок (паркетные блоки, погонаж и мебель) стала увеличиваться.
Звено 6. Китайский производитель мебели и половых покрытий
Основные участники: продавцы круглого леса, пиломатериалов, представители мебельных компаний, перевозчики древесины, представители крупных сетевых торговых организаций.
Местоположение: фабрики по изготовлению мебели и половых покрытий.
Большинство китайских производств по изготовлению мебели на экспорт расположено не в приграничных городах, а вдоль побережья Китая, вблизи международных судоходных маршрутов: в таких городах, как Далянь, Циндао, Яньтай и Пекин на севере, вокруг Шанхая на востоке и в провинции Гуанду на юге. Исключением является Харбин, однако он расположен на пересечении крупных железных дорог, поэтому продукция из него достаточно дешево может быть перевезена в Далянь.
Закон Лэйси
В 2008 году в США приняты поправки в давно действующий Закон Лэйси, в соответствии с которыми, запрещается импортировать, экспортировать, перевозить, продавать, получать, приобретать или закупать в процессе торговли между штатами или иностранными государствами любое растение которое было получено или продано в нарушение законов США, законов какого либо штата или законов иностранных государств, в частности законодательства России. В соответствии с Законом Лэйси импортер должен заполнять таможенную декларацию на любой груз, содержащий древесину или древесное волокно.
На практике это означает, что импортер при таможенном оформлении товара должен четко указать страну происхождения этой древесины (где древесина заготовлена, а не где из нее произведена, в частности, мебель), а также доказать таможенным службам США, что древесина имеет легальное происхождение, т.е. заготовлена в соответствии с требованиями законодательства.
Для нарушителей Закон Лэйси предусматривает различные санкции, от конфискации партии товара, штрафов от 100 до 500 тысяч долларов, до уголовной ответственности.
Сразу после принятия поправок, расширяющих номенклатуру товаров, подпадающих под закон Лэйси, на американских и европейских импортеров возложена обязанность заниматься подтверждением легальности происхождения товара и лесной сертификацией. При закупках древесины и изделий из нее предпочтение отдается крупным проверенным экспортерам, от них требуют сертификат, гарантирующий легальность происхождения древесины. Среди экспортеров требования Закона Лэйси больше всего затронули Китай, где с 2009 года резко увеличилось количество сертификатов легальности происхождения, но прежде всего на тропическую древесину, только в самое последнее время в закон Лейси включена Российская «северная» древесина.
В настоящее время в России в, соответствии с законом Лейси, также применяется соответствующий сертификат, подтверждающий легальность заготовки древесины, но у таможенных органов имеются веские основания не доверять этим документам в полной мере, поскольку российская практика говорит о том, что подобные сертификаты могут быть подготовлены на основании недостоверных исходных документов.
В свое время, сопоставляя и анализируя информацию, имеющуюся у Департамента лесного хозяйства Иркутской области, таможенных органов, Управления Россельхознадзора по И.о. мной было отмечено, что требования лицензий, на лесопользование, требования, содержащиеся в лесопорубочных билетах зачастую не исполняются. Объемы заготовленного во исполнение лицензий леса и объемы леса, отправленного на экспорт тем же самым лесопользователем, могут отличатся в разы и это без учета тех объемов, которые остаются на внутреннем российском рынке. Разрешена, например, заготовка 10000 куб.м. древесины, а фактически на экспорт отправлено 100000 куб.м. И, поскольку лицензия на лесопользование имеется, лесобилет на руках, разовые поставки в КНР не превышают разрешенного количества, проверить всю цепочку от лесосеки до границы некому, то и с сертификатом, скорее всего проблем не бывает.
Отсутствует единый орган, который мог бы проконтролировать всю цепочку лесопользования от выдачи лицензии до производства готовой продукции, реализуемой как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
Действия импортера, ввозящего в США или Европу древесину, заготовленную в России и прошедшую переработку в Китае (три варианта действий):
- разработать и применять собственную программу подтверждения легальности происхождения с контролем по всей цепочке, начиная с экспортера и заканчивая этапом заготовки древесины;
- заказать у консультанта или органа по сертификации услуги по подтверждению легальности с помощью одного из так называемых сертификатов легальности (VLO, VLT,VLTV и др);
- требовать от поставщика сертифицированную древесину по системам FSC или PEFC.
Для импортера предпочтительным является третий вариант.
Основные нарушения законодательства при экспорте
Основными нарушениями таможенного законодательства при экспорте леса и лесоматериаловостается недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (занижение объемов экспортируемых лесоматериалов, декларирование особо ценных пород под видом сорняковых пород), несоблюдение сроков подачи таможенной декларации, а также нарушение валютного законодательства.
Наиболее распространенным и трудно доказуемым способом совершения контрабанды лесоматериалов является обманное использование документов: предоставление в таможенный орган недействительных документов, таких как поддельные внешнеторговые контракты, учредительные документы организаций-экспортеров.
Если китайский и российский партнеры являются недобросовестными участниками внешнеторговой сделки и их совместная деятельность направлена исключительно на преодоление таможенной защиты Российского государства, то для таможни нет простых приемов по разоблачению недобросовестных участников ВЭД и фиктивных контрактов, в частности, в судебных разбирательствах.
В большинстве случаев экспортерами леса и лесоматериалов являются российские индивидуальные предприниматели и юридические лица, учредителями которых являются российские граждане. Доля лиц с иностранным вкладом в уставный фонд предприятий незначительна, фирмы, учрежденные гражданами Китая, либо в которых граждане Китая являются руководителями, в последнее время экспортом леса и лесоматериалов формально не занимаются. При этом, большинство мест отгрузки круглого леса и лесоматериалов продолжает находиться в негласном ведении предпринимателей из КНР. Имеющаяся информация, свидетельствует о том, что значительное количество участников ВЭД продолжают осуществлять свою деятельность на денежные средства китайских предпринимателей, фактическое руководство противоправной деятельностью в большинстве случаев осуществляют натурализовавшиеся (получившие российское гражданство) этнические китайцы. Полагаю, что с этим может быть связано и большое количество лесных пожаров в лесах области: горельник экспортируется по значительно более низким ценам.
Одной из главных проблем борьбы с контрабандой лесоматериалов является применение особого порядка декларирования с применением временных периодических деклараций (ВПД), позволяющего уходить от контроля со стороны таможенных органов за фактическим количеством вывозимого леса.
Использование ВПД с одной стороны упрощает порядок таможенного оформления для участников ВЭД, но, с другой стороны не позволяет таможенным органам в полной мере применять обычные формы таможенного контроля, например таможенный досмотр.
Весовой контроль
В соответствии с указанием руководства ОАО «РЖД», с 2006 года вагоны с грузами, погрузка которых до полной вместимости вагона может привести к перегрузу, должны взвешиваться на вагонных весах, на станциях отгрузки. К таким грузам в указании отнесены и лесоматериалы. Данное обстоятельство, используется для выявления фактов недостоверного декларирования при временном периодическом декларировании лесоматериалов, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации железнодорожным транспортом. При предоставлении в таможенный орган временной периодической декларации, участником внешнеторговой деятельности, в отношении которого имеется информация о его недобросовестности, по соглашению с железной дорогой проводится взвешивание всех отправляемых по данной ВПД вагонов. В том случае, если при взвешивании установлено, что вес лесоматериала находящегося в вагоне превышает вес, указанный в железнодорожной накладной, железная дорога выставляет отправителю претензию с требованием доплатить железнодорожный тариф за излишний вес. Как правило, отправитель товара безоговорочно доплачивает требуемую сумму, но при этом корректировка объема товара, в товаросопроводительные документы им не вносится. После подачи таможенному органу полной декларации, у железной дороги запрашиваются акты взвешивания вагонов, в которых указывается фактический вес всего вывезенного, по данной декларации, лесоматериала. Путем применения переводного коэффициента, из веса лесоматериалов вычисляется его объем. Если вычисленный объем превышает объем, указанный в полной периодической декларации, доказан факт недостоверного декларирования. Доказательством умысла на недостоверное декларирование лесоматериалов служат акты взвешивания вагонов и доплата отправителем железнодорожного тарифа. Учитывая тот факт, что с применением временного периодического декларирования, по одной ВПД отгружается большое количество вагонов, в действиях виновных лиц, как правило, содержится состав преступления «контрабанда». Но применение переводных коэффициентов на различные породы древесины и виды пиломатериалов проблематично, так как коэффициентов согласованных и РЖД и ФТС не существует. Обе структуры используют свои коэффициенты не связанные друг с другом. Данный способ выявления контрабанды при ВПД возможно применять только при налаженном взаимодействии между РЖД и ФТС и с территориальными филиалами ОАО «РЖД» на местах.
Признаки, свидетельствующие о недействительности контрактов
Ряд участников ВЭД, зачастую предъявляют таможенным органам РФ контракты, не зарегистрированные в таможенных и других контролирующих органах КНР.
- Контракты составлены не на китайском, государственном языке КНР, а на английском и русском, в том числе, часто только на английском языке и в русском переводе дано наименование китайской компании. Такая компания наверняка официально не зарегистрирована, а китайские суды не рассматривают иски иностранцев, если в документах не указано настоящее (зарегистрированное на китайском языке) наименование компании;
Регистрация официальных наименований китайских компаний ведется на китайском (государственном) языке. Наименования китайских компаний на английском языке в КНР официально не регистрируются (исключения очень редки), хотя английские наименования китайцами активно используются для составления различных второстепенных баз данных (например, для международных банковских взаиморасчетов, для регистрации участников ВЭД, получивших лицензию). Сами китайцы понимают, что английские наименования компаний не являются юридически полноценными, и если используют их для себя, то только как параллельные к официальным китайским наименованиям. Иностранцы этого часто не понимают и попадают в глупое положение. Например, несколько лет назад Генеральная Прокуратура РФ запросила помощь Верховной Прокуратуры КНР в установлении и проверке китайских компаний, участвующих в организации контрабандного канала в Россию. На представленный русскими список из трехсот китайских компаний с английскими наименованиями, китайцы ответили вежливым отказом, попросив указать официальные китайские наименования компаний. Оказалось, что никто из наших органов не знает настоящих названий указанных китайских компаний, т.к. если и были какие-то контракты между российскими покупателями и китайскими поставщиками, то они составлялись только на русском и английском языках. Так фактически лопнуло "черкизовское" дело.
- Номера контрактов не соответствуют требованиям законодательства КНР.
В Китае уже создана всекитайская электронная база участников внешнеэкономической деятельности и электронная регистрация всех их сделок и электронный документооборот. Поэтому у китайских госструктур и предпринимателей отпадает надобность в документарных контрактах на бумажных носителях, как единственном способе учета и контроля. Кодировка номеров внешнеторговых контрактов автоматически присваивается при внесении данных о сделке во всекитайскую компьютерную систему учета. Поэтому контракты на бумажных носителях для китайцев перестали быть документами ВЭД строгого учета. Значимость документарных "бумажных" контрактов сохраняется для решения внешнеэкономических споров (для претензионно-исковой и судебно-исполнительной работы). Но, так как китайцы, чаще всего, являются ответчиками, то они не заинтересованы в юридической полноценности таких "бумажных" контрактов. Для россиян бумажный контракт остается единственным гарантом ответственности китайского партнера по обязательствам сделки. Поэтому именно российский участник сделки должен настоять, чтобы китайцы использовали правильную нумерацию контракта и убедили в её правильности русского партнера. Проверить правильность нумерации контракта можно, только посетив китайский таможенный орган, совместно с китайским партнером. Российская таможня теоретически может официально запросить китайскую таможню об учете данной сделки (ее номере), но этот путь очень долгий и надо уметь правильно задавать подобные вопросы китайцам.
Принятая в КНР структура номеров внешнеторговых контрактов, заключаемых китайскими торговыми фирмами с торговыми фирмами США, Европы, ряда других стран по так называемой «Гонконгской системе» включает 17 знаков. Такие контракты официально регистрируются в китайских таможенных и контролирующих органах.
Первые 9 знаков – это основной номер, в котором
- первый и второй знаки указывают на год заключения контракта (две последние цифры года),
- третий и четвертый знаки – код страны импортера или экспортера (по международной двузначной кодировке),
- пятый и шестой знаки – район местонахождения китайского предприятия экспортера-импортера (по международной двузначной кодировке),
- седьмой знак – указание на характер контракта (Y – импорт, Е – экспорт),
- восьмой и девятый знаки – указатель классификации отраслей хозяйства (по Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности),
- последние восемь знаков устанавливаются по усмотрению предприятия.
Пример кодировки номера контракта: 01USBJE01CNTIC001, где 01 – 2001 год заключения контракта, US – США, BJ– Пекин, Е – экспорт, 01 – сельскохозяйственная продукция.
- Подписывать внешнеторговый контракт с китайской стороны может только «юридический (законный) представитель компании», и им далеко не всегда может оказаться генеральный директор компании, и тем более им не может быть заместитель гендиректора. «Юридический представитель» указывается в «Свидетельстве о регистрации предприятия – юридического лица». Остальные должностные лица подписывают контракт только по доверенности, которая прикладывается к контракту;
Для того, чтобы убедится в законности существования и действий китайской фирмы, необходимо проверить следующие регистрационные документы китайской компании:
- Свидетельство предприятия-юридического лица о праве на хозяйственную деятельность,
- Свидетельство о постановке на налоговый учет,
- Свидетельство на постановке на учет в китайской таможне (или выписка из реестра участника внешнеэкономической деятельности, или лицензия на экспортно-импортную деятельность).
Необходимо разбираться в видах и формах этих документов, в особенностях их фальсификации и подделывания. Иначе можно получить фальшивку, что широко распространено на практике;
- "Юридический (законный) представитель" компании указывается в "Свидетельстве предприятия-юридического лица о праве на хозяйственную деятельность". Данное свидетельство является главным регистрационным документом китайской компании. В нем же указывается полное официальное наименование китайской компании, ее юридический адрес и осуществляемые компанией виды деятельности. Данный документ исполняется только на китайском языке.
Каждая китайская компания имеет одну главную печать, которая строго контролируется. Но для обеспечения отдельных видов деятельности компании часто изготавливают дополнительные виды печатей, в том числе «для контрактов», которые часто находятся в руках российских партнеров на территории Российской Федерации. Но, изготовив такие печати, китайские компании часто «забывают» внести соответствующие изменения в регистрационные документы или другим способом зарегистрировать их легальный статус. Поэтому следует проверять правомерность использования печатей, потребовав от участника ВЭД как с российской, так и с китайской стороны справку государственного Управления торгово-промышленной администрации правительства по месту регистрации китайского юридического лица. Подделать такую справку очень опасно для китайской компании.
Формы и виды печатей китайских компаний становятся разнообразнее с развитием страны. Но есть государственные требования к видам, формам и количеству печатей китайской компании-резидента и за соблюдением этих требований строго следит полиция КНР (органы Министерства Общественной Безопасности КНР). Следует помнить, что обязанность доказывания законности китайских печатей полностью лежит на китайском участнике ВЭД.
Как говорят китайцы: "Защита интересов России - дело самой России".
Организовать и осуществлять систематический контроль за лесопользованием возможно путем анализа информации содержащейся в базах данных целого ряда организаций: Департамент лесного хозяйства Иркутской области, Иркутской таможни, Управления Россельхознадзора по И.о. Торгово-промышленной палаты, налоговых органов и ряда других.
Полагаю, что для выправления сложившейся ситуации необходимо совершенствование многих законодательных и нормативных актов и создание новых. Необходимо, в частности создание единой системы нумерации внешнеэкономических контрактов (как у китайцев) и единой общероссийской электронной базы таких контрактов, доступной уполномоченным государственным административным и правоохранительным органам, что даст возможность выявлять недействительные контракты, иные признаки преступлений и возбуждать уголовные и административные дела.
Полковник таможенной службы в отставке Е.Г. Шишкин
Любовь Аликина
Ранее по этой теме: