Экология Нового Года - новое направление в нашем журнале, предложенное заместителем главного редактора Александром Ильичем Перепечко. Действительно: насколько дружественно природе мы отмечаем самый любимый праздник страны? С размахом - однозначно, причем настолько с размахом, что он в самый лютый мороз зовет на улицы. Пошуметь, погулять, оторваться. А что будет потом? Сначала - с пиротехническими средствами, после Рождества (а то и Крещения, и Китайского нового года) - с елками? Корреспонденты "ЭкоГрада" проводят собственное расследование.
«Я вам не скажу за всю Одессу» - пел Марк Бернес в своей бессмертной песне про «шаланды, полные кефали». Так вот, я Вам не скажу за всю Ивантеевку. Поделюсь только впечатлениями из т.н. «старого города», который благодаря жадности застройщиков и пренебрежению к облику нашего пока еще самобытного города стал новым. Итак, насколько экологично отметила Новый Год старая Ивантеевка?
К салютам в нашей стране отношение традиционно положительное — с тех пор, как прозвучал над Москвой первый салют в честь освобождения Орла и Белгорода.
Я думаю, это уже заложилось в гены нашего человека. Так и нас в семье бабушка на День Победы обязательно ждет салюта. А брат и мама на Новый Год специально едут на девятый этаж, чтобы посмотреть на произведения огненного искусства.
Я долгое время был равнодушен к этому зрелищу. Но то ли тяжелый 2015 год отразился, то ли до тошноты надоели все эти дрыгающиеся и не пойми чему веселящиеся персонажи по ТВ, но в этот раз я поехал с ними.
Какая россыпь красок! Какое разнообразие! Отразить все это чудо не позволяет ни качество моего слога (сюда бы Гоголя и его «Невский проспект»), ни качество моей фототехники.
Помимо традиционных фейерверков сверкали световые фонтаны, звучали мощные «залпы» из нескольких орудий одновременно, то и дело взлетали китайские небесные фонарики. Загадай желание — и фонарик унесет его на небо. Трогательная легенда.
А наутро первого января нового 2016 года, часиков этак в 15.20 направился я по местам, откуда грохотало и гремело, сверкало и искрилось этой ночью. Начал с новых домов, ближе к станции, откуда вчера доносились «залпы артиллерийских батарей». Внимательно осматривал дворы, но, кроме маленьких елочек не находил ничего. В этом году город не стал ставить и наряжать большую елку у старой аптеки, где теперь нет площадки: идет строительство. На это ивантеевцы ответили конструктивно: разнообразием елочек у своих подъездов, а где-то и на крышах подъездов.
У одной из елочек во внутреннем дворике дома сидел грустный без внимания плюшевый заяц — ну не его год, не его. Сфотографировав зайца, я обнаружил подарок от Деда Мороза (ну больше подумать не на кого, правда): у меня стала снова открываться вспышка у камеры. Спасибо тебе, Дедушка! Ты и вправду есть.
У новых домов - максимум невыброшенная ленточка конфетти. Хотя темный снег и следы показывают, что здесь располагалась артиллерийская батарея. Но отдыхающие после употребления ее выбросили, как и следует В общем, даже у клуба-сауны никаких следов подрывной деятельности.
Первоначально хотел озаглавить статью «В Ивантеевке все спокойно». Но чутье подсказало мне: надо сходить к старым домам по Школьной, где нет ТСЖ (в которых бывают и дворники). И точно. Добрался до того места, где, как следы разных эпох, сразу несколько разного типа домов. Оранжевый дом «барачного» типа, пятиэтажки, спереди — огромный современный дом (это где как раз елочки на крышах подъездов), и новый дом с детским городком и закрытым на зиму фонтаном. Встретил Сергея Миронова — одного из своих самых первых учеников, когда я еще на заре туманной юности вел кружок компьютерной грамотности на базе Гимназии №3. Он-то и указал мне на первый «трофей» - остатки длинного фейерверка и петарды. Вот, оказывается, где надо было искать!
Попадались в основном фейерверки и петарды же. Отрадно, что попадались не только на снегу. Исследовав мусорный контейнер у дома 26 по улице Школьная, обнаружил остатки «цветового пиршества» аккуратно выброшенными. Вывод: нашлась-таки в нашем районе компания (а может, и не одна), которая повела себя правильно, по священной экологической заповеди «наследил — убери».
А вот на площадке, на том месте, где летом предположительно окажется клумба... Вот оно, место экологического преступления. Здесь целый отстрелявший свое арсенал: от детских хлопушек до многоствольных орудий. Не берусь утверждать, обитатели какого из этих домов так «повеселились», коренные ивантеевцы или приезжие. Может, вообще какая-то затесалась группа отдыхающих не отсюда. Но этих людей я с Новым Годом не поздравляю. Их праздник наступит только в 2019-ом — в год Свиньи.
У магазина, некогда называвшегося «Седьмым», чисто. Направляюсь на улицу Хлебозаводская, дом 46. Девятиэтажка, она же знаменитая «девятина», сыгравшая важную роль в моей жизни (но об этом — чуть позже в блоге). Чуяло мое сердце, надо навестить дом, по соседству с которым я вырос. И точно. Молодая семья — папа, мама и ребенок — собираются что-то запускать. Представляюсь, называю издание. У них — всего лишь хлопушка. Хлопнула негромко, а вот конфетти разлетелось широко. Надо отдать должное, папа выбросил хлопушку в урну.
А вот что делать с конфетти? Здесь все обошлось хорошо: ребенок начал увлеченно собирать цветастый мусор. Только это и можно порекомендовать. Родители! Хотите порадовать ребенка хлопушкой? Сыграйте с ним потом в какую-нибудь игру, где окажется, что если ваш ребенок все конфетти собрал, то он победитель и большой молодец. И, прошу Вас, разрешите ему принести это все домой! Что со всем этим сделать, он сам прекрасно придумает.
Иду вдоль по Хлебозаводской, родной для меня улице. Добираюсь до известного на весь город и шире клуба-ресторана-кафе, названного в честь одной из околоводных птиц. Порядок идеальный. Обошел спереди и сзади — двор чист, хотя основной «поставщик фейерверков» в нашем районе они. Убрано все, даже в мусорном контейнере. Серьезные люди не любят мусор. Вот его здесь и нет.
Собираюсь домой, на Трудовую. Тут тоже вроде запускают. Слышу — как будто пальба. Бомбочки. Иду к нашему дому, и точно. Шесть «остроумных» детей-подростков заложили такую бомбочку прямо под окнами первого этажа. Объясняю им на доступном для них языке: «Вы что, совсем? Вы что творите?» - «А что мы делаем такого?!» Этот вопрос с вызовом способен убить того, кто мало общался с подрастающим поколением. Уже более спокойно втолковываю, что суть моих претензий сводится к бомбочке под окнами у людей. Пытаются оправдываться, один заявляет, что раз в год можно, отбегают к другому подъезду. Я в их извинения поверил, как в миролюбивую риторику Порошенко перед Путиным, и, естественно, проследовал за ними. «Герои» успели взорвать бомбочку под вторым подъездом и убежать.
Убежали они недалеко. Я пытался проследить их дорогу. Столкнулись мы у мусорных контейнеров, где они оставили еще одно «произведение пиротехнического искусства», замаскированное под бутылку шампанского. Началась словесная перепалка. Молодежь оказалась подкованной юридически: «Вы не имеете права нас снимать». Один, спортивного вида, предложил засунуть мне фотоаппарат известно куда. Однако после моего «Ну, попробуй!» желание куда-то что-то засовывать резко испарилось.
Малолетний добролюб в красной куртке постоянно хамил и напрашивался на хамство, делал вид, что не знает, что со взрослыми нужно обращаться на «Вы» и предлагал пройти с ним в милицию. Я, как законопослушный гражданин, посоветовал им написать заявление. Требованию, выдвинутому молодыми любителями острых пиротехнических ощущений, удалить фотографии, не подчинился. Впрочем,насчет фотографий меня морально поддержал мимо проходивший пожилой гражданин, предлагая вывесить их в подъезде. Правда, у них не хватило смелости показаться в кадре. Один из них, любитель засовывать разные предметы куда не надо, томно отворачивал глазки. Ну прямо как красна девица на свидании, любо-дорого посмотреть!
А ведь достаточно было настоящего, искреннего извинения, глаза в глаза, чтобы не пришлось раздувать конфликт... Да и не получились они в кадре. Правду говорят: «Темнота — друг молодежи: в темноте не видно рожи». Поняв, что дальнейший разговор лишен всяческой перспективы, я направился домой.
В итоге, что мы имеем? С одной стороны — креатив жителей нашего города, которые даже без большой елки сумели достойно украсить свои дома. С другой — хамы и вандалы, оставляющие продукты своей жизнедеятельности после пиротехнических упражнений, не перевелись. Более того, подрастают новые. Но есть, к чести жителей моего города, и другие люди. Доказательство их существования — содержание мусорных контейнеров. Кто виноват, вроде бы понятно. А вот что делать? Лично мне кажется, что социальная реклама, не особенно стесняющаяся в образах и выражениях (как, скажем, дорожная реклама, где мешающих другим водителей называли в открытую «царь баранов», или реклама, называющая отца семейства, пропивающего зарплату, «скотом»), могла бы помочь.
Если тебе с экранов телевизоров (авторитет №1 для нашего человека, конкурировать с которым может только холодильник) скажут, что ты, условно говоря, «козел», потому что делаешь что-то, мешающее людям, кое-кто и призадумается. Людям, какими бы некультурными они ни были, очень не хочется быть «козлами», «оленями», «баранами» и т. д. А что Вы думаете, уважаемые читатели?
Павел Калашников.