Loading...

"ЭкоГрад»: Прямые платежи за коммунальные услуги. Плюсы и минусы

teploschetchik-foto-ustanovka-1.jpg

«Обеспечить принятие федерального закона, предусматривающего переход к системе прямых договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями» - такое поручение дар председатель правительства РФ Дмитрий Медведев Минстрою, Минэнерго и Министерству экономического развития. Срок исполнения – до 1 февраля этого года.

Это значит, что не позднее, чем с 1 июля мы станем перечислять платежи за коммунальные услуги (отопление, горячую и холодную воду, газ и т.д.) не управляющим нашими домами компаниям, а напрямую, на счета поставщиков коммунальных ресурсов.

Такая мера обусловлена непрекращающимся системным кризисом в отрасли ЖКХ, ростом платежей, ухудшением качества содержания жилого фонда. Долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) достиг астрономической суммы в 250 миллиардов рублей.

Логично, что основными виновниками сложившейся ситуации признаются управляющие компании – средства, собираемые с жителей, поступают изначально на их счета, платежи население осуществляет регулярно, но до поставщиков деньги не доходят. Где деньги? Предполагается, что частично утаиваются этими самыми управляющими компаниями.
«Отрезать управляющие компании от денежных потоков» - резюмирует Президент России. «Будет сделано!» – рапортует правительство.

Принятие соответствующего закона (а точнее, целого комплекса законопроектов и поправок к уже действующим) приведет к тому, что устранится «лишнее звено» между теми, кто поставляет энергоресурсы (коммунальные ресурсы) и их потребляет.

На счета управляющих компаний будут поступать только отчисления на содержание и ремонт жилья (жилищные услуги). Плюс платежи за те ресурсы, которые идут на обслуживание общедолевой собственности (электроэнергия на освещение подъездов, лестничных клеток, подвалов, питание электромоторов лифтов, отопление помещений общего пользования, вода на помыв лестниц и т.п.).

Проще говоря, оплата всех без исключения коммунальных ресурсов будет производится по той же схеме, по которой оплачивается электроэнергия – сразу на счет компании-поставщика.

Главный и безусловный плюс этой реформы – прекращение пагубной практики, когда управляющие компании за счет средств, предназначенных на содержание и ремонт дома, закрывали долги перед ресурсниками, возникающие по вине неплательщиков (а таковых до 10% на дом). Теперь деньги никуда не уйдут и качество содержания дома должно автоматически возрасти. Добропорядочные граждане перестанут страдать за чужие грехи.

Минусы менее очевидны. Действительно, с точки зрения потребителя, на первый взгляд, мало что изменится: в самом худшем случае прибавится пара бумажек со счетами в почтовом ящике. На деле, перемены куда глобальнее и обязательно затронут интересы собственника. Правда, не прямым способом.

Дьявол – в деталях. В данном случае он в различии, между коммунальными услугами и коммунальными ресурсами. Рассмотрим на примере отопления. Ресурс – гигакалории тепловой энергии. Услуга – температура в квартире. Потребитель не обязан платить за некачественно оказанную услугу – например, за перетопы и недотопы. Но к кому претензии? К управляющей компании? Но договор-то у вас теперь не с ней, а с ресурсниками. К РСО? Ответят, что дому поставлено столько-то гигакалорий, что соответствует норме. Почему в вас в квартире холодно (жарко) – вопрос к состоянию внутридомовых сетей. Как говорится – «К пуговицам претензии есть?»

Итак, главный минус предлагаемого законопроекта – размывание ответственности за некачественное предоставление коммунальных услуг, помноженное на невозможность контроля потребителя за качеством поступающих в дом энергоресурсов. Счетчики воды в домах – не в счет. Они фиксируют только объем проходящей через них жидкости. И им всё равно, вода ли это с температурой не ниже 60 градусов, или едва теплая железистая бурая жидкость. Собственно, и сейчас получить компенсацию и сделать перерасчет за некачественные коммунальные услуги – большая проблема. При прямых договорах с РСО это станет просто невозможным.

Как потребителю не оказаться пострадавшей стороной в разворачивающейся борьбе управляющих и ресурсоснабжающих компаний за наши с вами деньги?

Выход – в организации автоматизированного контроля количества и качества коммунальных ресурсов с обязательным почасовым мониторингом, ведением архива и дистанционной передачей данных – считает член комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, генеральный директор энергосервисной компании «ЭСКО 3Э» Бронислав Башкин:

«В 354 ПП РФ «Правила предоставления коммунальных услуг» дан перечень и указаны обязательные для соблюдения параметры коммунальных ресурсов (энергоресурсов), подаваемых в жилые дома, а так же перечислены санкции за их несоблюдение.

Достоверно зафиксировать нарушение параметров входящих в дом энергоресурсов (например, давление в сети водоснабжения) «вручную» практически невозможно. Приборы учета, установленные на входе в дом как правило не имеют возможности сохранения архива данных, а постоянный «пост наблюдения» в подвале, конечно, никто организовывать не будет. Получающаяся на выходе ведомость учета поставленных энергоресурсов дает по параметрам качества среднюю температуру по больнице. Но и эти куцые данные недоступны потребителям коммунальных услуг, а ведь они, согласно законопроекта, являются одной из двух сторон договора».

62116916.jpg

Но не всё так мрачно. Законопроект, отмечает Бронислав Башкин, оставляет возможности потребителю отстоять свои интересы. Ведь никто не снимает с управляющих компаний обязанность осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи на границе многоквартирного дома. Более того, по федеральному закону № 209 ФЗ, поставщики услуг обязаны размещать информацию в том числе и об объеме и качестве поставляемых коммунальных ресурсов на доступной для потребителя площадке – в Государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ). За отсутствие такой информации ответственные будут штрафоваться уже с начала этого года (для городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя сроки сдвинуты на 1 июля 2019 года – прим. редакции).
«Существует проект приказа Минстроя и Минкомсвязи РФ, предусматривающий обязательное размещение в системе ГИС ЖКХ информации о качестве ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, с указанием продолжительности перерывов поставки ресурсов, соответствия (несоответствия) состава и свойств поставляемых ресурсов, оказываемых услуг требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. По сути дела речь идет об обязательном предоставлении почасовой ведомости количества и качества поставляемых потребителю энергоресурсов. Размещенная в ГИС ЖКХ информация о несоответствии параметров качества энергоресурсов является достаточным основанием пересчета суммы платежа и не требует отдельного обоснования.

Если задумка будет реализована – права потребителя окажутся защищены.

Конечно, такую информацию крайне непросто собрать и обработать без применения современных информационных технологий. Решением является всё то же следование уже принятым законам и распоряжениям, настоятельно рекомендующим применять автоматизированные системы учета и диспетчеризации количества и качества коммунальных ресурсов. Только дома, оснащенные такими системами, могут получать, обрабатывать и предоставлять систему ГИС ЖКХ сколь угодно подробные данные по количеству и качеству потребляемых энергоресурсов даже в текущем режиме».

И в заключении, считаем необходимым уточнить, что каждому собственнику не надо подписывать свой отдельный договор с поставщиком энергоресурсов – он автоматически вступает в силу после оплаты первой платежки, которую ресурсоснабжающая компания выставит жителям.

Игорь Егоров

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить