Пока Президент и Правительство требуют от чиновников всех уровней исполнения решений, которые позволят спасти Байкал, озеру угрожает "новая-старая" опасность. Уровень Байкала ставит все новые антирекорды. За новогодние праздники уровень озера Байкал опустился ниже критической отметки на 4 см и по состоянию на 11 января составил 455,96 метра по Тихоокеанской шкале высот. Об этом сообщило Федеральное агентство водных ресурсов. Это уже второй "антирекорд" Байкала за год, первый был поставлен в апреле 2015 года, когда Байкал снизился до 455,86 метра.
Ранее не разрешалось допускать падение уровня Байкала ниже 456 метров. Однако премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление "О предельных значениях уровня воды в озере Байкал в осенне-зимний период 2014-2015 года". Согласно этому документу, допускалось использование водных ресурсов озера и ниже установленного минимального значения. На 11 января сброс воды через Иркутский гидроузел составляет 1,3 тыс. кубометров в секунду.
Не исключено, что вскоре постановление правительства от 2001 года о минимальном уровне озера Байкал (456 метров) будет и вовсе отменено, сообщает "ТАСС".
В течение ближайших месяцев, как полагают ученые, уровень воды будет снижаться еще быстрее и, возможно, упадет еще на 20-30 см.
Ученые считают, что аномальное маловодье связано с дефицитом осадков в Прибайкалье и обмелением рек. В свою очередь, дефицит осадков в районе Байкала, как следует из расчетов Росгидромета - одно из последствий глобального изменения климата, вызванного сжиганием ископаемого топлива.
Кроме того, Монголия собирается построить на реке Селенге (главном притоке Байкала, поставляющем в него около половины воды) каскад ГЭС, что может привести к критическому обмелению озера. А бурятские чиновники согласовали на Байкале строительство китайского завода по производству бутилированной воды.
Какие меры можно предпринять в связи с критическим обмелением Байкала? Видимо, эксперты должны уже сейчас разработать план действий. Иначе до саммита на Иркутской земле, назначенного на осень, Байкал может уже не дожить.
Павел Калашников.