Проблемы экологии затрагивают все сферы экономики, да и самой жизни. Здесь по определению не может быть неких разделительных, пограничных линий. Тем более что пренебрежительное, "вторичное" отношение к природе и её ресурсам всё более угрожает выживаемости человечества.
На фоне нарастания этих проблем и... последствий их, можно сказать, государственной или межгосударственной нерешаемости по всему комплексу соответствующих вопросов, всё более активными становятся экологические группы и организации. Но понятно, что в эпоху всё большего влияния геополитики, экологию нередко пытаются использовать в политических целях. Впрочем, имеются и другие примеры, когда экологов...просто лишают работы, квартиры и т.п.
Скажем, когда в конце 50-х многие советские экологи возражали против запахивания заповедников и испытательных сельхозцентров - "во имя" целинных и кукурузных посевов, упомянутая участь постигла многих "активистов". Впрочем, то же имело место и в начале 50-х, когда некоторые советские экологи выражали сомнение в целесообразности сокращения числа заповедников в СССР. То же было в СССР и в 70-х начале 80-х, когда были возражения против рекордных темпов мелиорации, осушения болот, рекордных темпов экспорта лесного сырья...
Тем временем, экологические проблемы всё более обостряются в России и во всё большем числе других стран. Уже только эта тенденция требует скоординированных, общих усилий по комплексному решению означенных проблем. Без преувеличения - во имя будущих поколений.
В этой связи, нельзя не отметить должный вклад, например, "Гринпис" и WWF как в обеспечение гласности этих проблем, так и в - пусть даже в частичное их решение, в том числе в России. Но, опять же, - геополитика и здесь вносит свою геолграфичечскую лепту.. Скажем, международные экологические организации до недавнего времени весьма активно выступали против испытаний Францией атомного оружия на французском тихоокеанском острове Мурруроа. Но... аналогичные действия на принадлежащем США тихоокеанском острове Бикини не вызывали столь же активных протестов со стороны тех же организаций.
Или, например, арктические нефтегазовые проекты и разработки: те же организации более активны в отношении освоения российского шельфа в Арктике. А вот аналогичные разработки и проекты в арктических регионах других стран "обходятся", как правило, куда меньшей активностью тех же организаций...
Странно и то, что переход Запада (с июня-июля 2015 г.) на санкции против РФ и в сфере природосберегающего оборудования и, в целом, в сфере мало- и безотходных технологий тоже не вызывают вопросов у международных экологических организаций. Потому возникает впечатление, что, если не усиливается, то, по крайней мере, существует некая политико-конъюнктурная "ангажированность" этих организаций?..
Впрочем, когда... в начале 60-х в КНР массово истребляли воробьев и других пернатых, международные экологи, можно сказать, почти молчали. А экологи в самой вообще не проявлялись в те годы (разве что - как считаные эмигранты-экологи на острове Тайвань...). Но именно в тот период Запад стал налаживать отношения с КНР, поскольку политико-идеологический разрыв между СССР и КНР (во второй половине 50-х) "обнадёживал" всё большее число западных политиков. Такие, словом, напрашиваются совпадения...
Тем не менее, повторим, что природно-географические факторы, предопределяющие глобальное (в т.ч. межрегиональное) состояние биосферы, изначально не имеют административно-политических границ. И важно, что это стратегическое обстоятельство признаётся как национальными, так и международными экологическими организациями. Поскольку ухудшение экологической обстановки, к примеру, в российском секторе Арктики автоматически "потянет" за собой соответствующие последствия для других нацсекторов Арктики. То же характерно и, в частности, для Каспийского бассейна: страны этого региона неспроста договорились (в конце первого полугодия 2015 г.) о согласованной политике в отношении каспийской экологии.
В то же. можно сказать, русле - к примеру, организации стран бассейнов озёр Чад, Танганьика, Виктория; рек Меконг, Амазонка, Парагвай, Сенегал, Нигер; бассейна Персидского Залива; Дунайская, Рейнская, Иртышская, Аральская комиссии. А поскольку государства решили согласовывать и экологическую политику в этих регионах-организациях, то экологам такой подход - поверх официальных межгосграниц - тем более необходим?..
Иными словами, внутри- и межгосударственные экологические, как сиоциально-эконологические проблемы уже столь тесно переплетены, что их "сепаратные" - узко-географические решения едва ли возможны. Значит, геополитическая конъюнктура или, образно говоря, "межгрупповые разборки" в эти вопросах - тем более неуместны?..
А.Чичкин