Завершена реставрация кинотеатра «Художественный»

Работы по сохранению памятника продолжались с осени 2019 года. Перед этим были проведены масштабные исследовательские, проектные и противоаварийные работы.

Завершена комплексная реставрация объекта культурного наследия регионального значения – здания кинотеатра «Художественный» по адресу: Арбатская площадь, дом 14. Финансирование реставрационных работ осуществлено за счёт средств частных инвесторов. Работы прошли под контролем столичного Департамента культурного наследия.

«Масштабная реставрация легендарного кинотеатра «Художественный» - один из ключевых проектов в сфере культурного наследия в 2020 году. На протяжении года лучшие специалисты приводили в порядок здание. Мастера опирались на различные архивные данные: чертежи, описания, фотографии. Отдельное внимание было уделено реставрации изящного декора кинотеатра. Важно, что реставраторам удалось сохранить большой объем исторических деталей памятника. А то, что было утеряно, специалисты кропотливо воссоздавали в мастерских. Теперь зданием кинотеатра вновь могут любоваться горожане», — рассказал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Алексей Емельянов отметил, что проект реставрации полностью учитывал архитектурную уникальность строения и необходимость приспособить его под современные нужды кинотеатра и сохранение функции кинотеатра.

В ходе работ реставраторы укрепили все конструкции здания, привели в порядок кровлю, фундамент и стены, отреставрировали и воссоздали декор.

О реставрации рассказывает один из научных руководителей и главный инженер проекта Денис Писарев:

«Реставрация кинотеатра Художественный – это действительно грандиозный проект. Первым шагом стали масштабные исследовательские работы: специалисты провели титанический труд по подбору материалов, перерыли архивы Шехтеля, чтобы понять каким изначально задумывался кинотеатр. Затем были проведены тщательные обмеры всего памятника. Именно эти данные легли в основу проекта реставрации.

Следующим шагом стала сама реставрация. Каждую сохранившуюся деталь мастера бережно приводили в порядок, а недостающие воссоздавали по архивным материалам. Например, в ходе работ, была спасена доломитовая лестница в северной части здания. По двум сохранившимся ступенькам мы воссоздали все остальные. Также сохранилось историческое ограждение, запроектированное Шехтелем. Его очистили, докомпоновали и вернули все утраченные детали. Важно, что благодаря двум отверстиям, которые остались в ступеньках, нам удалось поставить ограждение точно на его историческое место. А вот деревянный поручен был утрачен. Для его воссоздания в качестве аналога выбрали поручень из дома-мастерской Шехтеля на Большой Садовой улице. Специалисты взяли точный обмерный профиль и воссоздали поручень для Художественного.

Огромная работа была проведена по зрительному залу. Когда сняли все поздние обшивки, выяснилось, что сохранилась только одна капитель. По ее аналогу воссоздали все

недостающие капители для пилястр. Помимо этого, мы вернули исторический облик двум панно «Битва кентавров с лапифами»: сняли поздние домазки, восстановили мелкие детали (носы и пальцы), докомпоновали и выкрасили.

Отдельное внимание было уделено реставрации ограждений трех балконов. Поскольку сами конструкции балконов были в аварийном состоянии, в целях безопасности их было решено сделать заново. А ограждение, входящее в предмет охраны, зафиксировали на инвентарных лесах и под него подвели новые конструкции. Таким образом, удалось его сохранить, даже не прибегая к демонтажу. Теперь, если смотреть из зала от экрана, то видно весь исторический цветочный декор балконов, очищенный от всех слоев краски и приведенный в порядок.

В потолке посередине зрительного зала сохранилась подлинная вентиляционная решетка, ее также сняли, очистили, вернули утраченные прутики и листики, покрасили и вернули на место в центр потолка.

Во время демонтажных работ в кинооператорской обнаружили несколько фрагментов родных потолочных кессонов, их аккуратно сняли, почистили, докомпоновали и укрепили, а также дополнили утраченные элементы. Теперь операторы во время работы будут видеть те самые Шехтелевские кессоны. В фойе перед главным залом по сохранившимся фотографиям и эскизам Шехтеля воссоздали большой деревянный витраж, который освещает все пространство.

Интересная работа была проведена по фасадам. Например, когда их расчищали, на западном фасаде ждал сюрприз: там обнаружили терразитовое покрытие (каменная цементная штукатурка). Было принято решение ее восстанавливать. Мы очень тщательно и долго подбирали количество слюдяных частиц, фактуру и текстуру, чтобы все выглядело точно, как найденные образцы.

На главном фасаде скульпторы воссоздали барельефы, которые были утрачены в 50-е годы ХХ века. Кроме того, были воссозданы исторические надписи: "Художественный электро-театръ" в верхней части фасада, а над парадными дверьми — "Входъ" и "Выходъ" и другие лепные элементы. По остальным фасадам сняли бухтящую штукатурку, укрепили конструкции стен, сохранили декор – укрепили и докомпоновали.

К счастью, сохранились образцы оконной столярки, по ним удалось сделать новые окна с исторической расстекловкой. Также воссозданы латунные запорные механизмы, ручки, петли».

Геннадий Иваненко, скульптор, занимавшийся реставрацией и воссозданием лепного декора:

«Работа была очень большая и кропотливая. Мы ежедневно работали в мастерских с октября 2019 года до лета 2020 года. Многие вещи приходилось просто спасать, потому что демонтированный декор был в аварийном состоянии. Сначала мы бережно снимали все красочные наслоения, доходили до исторической основы, анализировали, какая была пластика, а уже после этого восстанавливали все то, что можно было восставить путем фрагментарных догипсовок и мастиковок.

Все недостающие элементы воссоздавали по архивным документам и историческим аналогам. Сначала мы представляли их на суд Научно-методического совета при Мосгорнаследии

мягкие модели, потом дорабатывали их и уже после утверждения отливали из гипса и покрывали защитными составами и краской.

Например, у нас было 15 листьев аканта, из которых 5 можно было отреставрировать, а 10 пришлось воссоздавать.

Во время работы мы ориентировались на исторические отсылки, исторические аналоги (такие же лепные элементы на других домах Шехтеля), фотографии, эскизы и чертежи самого Шехтеля. Однако материалов было мало, это было главной сложностью. К примеру, за основу для воссоздания женского маскарона мы взяли маскарон с торгового дома Московского купеческого общества на Лубянке».

Ольга Яковлева, член Научно-методического совета при Мосгорнаследии:

«Скульпторы, которые реставрировали и воссоздавали лепной декор кинотеатра Художественный, действительно провели очень большую и ценную работу. Для того, чтобы результат оказался достоверным с точки зрения исторического первоисточника, мы с членами Научно-методического совета при Мосгорнаследии, в который входят реставраторы высшей категории, скульпторы, искусствоведы и архитекторы, регулярно приезжали в скульптурную мастерскую, где реставрировалась и воссоздавалась лепнина. В течение многочасовых советов члены комиссии вместе со специалистами осматривали и изучали представленные эскизы и модели восстанавливаемых декоративных элементов.

Основной сложностью данной работы было то, что до нас дошло не так много подлинных лепных элементов, а также архивных фотодокументов для воссоздания утраченных барельефов. Поэтому на комиссии мы внимательно сопоставляли все воссоздаваемые детали лепнины с историческими фотографиями, увеличенными в несколько раз, а также изучали исторические аналоги этого периода. По нашему мнению, скульпторам удалось достигнуть хорошего результата, максимально точно выявить художественные достоинства лепного декора, вернув подлинность исторического облика одному из интересных московских памятников начала ХХ века, созданному выдающимся мастером эпохи модерна Ф.О. Шехтелем».

Борис Пастернак, член Научно-методического совета по культурному наследию Минкультуры России:

«Здания электрокинотеатров в Москве в начале ХХ века имели очень интересную типологию. Они состояли из парадной лицевой части, обращенной в сторону города, и большого объема, в котором был спрятан зрительный зал, но который такого оформления не имел. Художественный как раз был именно таким. История так распорядилась, что здание Художественного, дворовая часть которого была спрятана внутри застройки, оказалось на одной из центральных площадей Москвы. Особая ценность его дворовой части – спрятанный внутри изящный зрительный зал по проекту Шехтеля. Так случилось, что дворовый объем стал частью общественно пространства сначала за счет разборки зданий вдоль Арбатской площади, а затем за счет устройства входа в метро, который сейчас находится внутри здания военного ведомства.

Безусловно такие здания должны вводиться в городской обиход. Поэтому возвращение фасадам исторического облика после многочисленных советских ремонтов и утраты прежнего

блеска, было одной из задач проекта работ по сохранению. Миссией реставраторов было вернуть этому месту атмосферу праздника. Благодаря работам здание должно было стать более дружелюбным по отношению к городу, необходимо было сделать здание нужным и привлекательным, не только со стороны главного Шехелевского фасада, но со всех сторон. Реставраторам предстояло не только сохранить историю здания, но и разместить внутри современный кинотеатр. Проектом не только предусматривались реставрация сохранившихся исторических элементов здания и восстановление его исторического облика, но также предстояло дать ответ как здание сможет существовать в структуре города. Поэтому теперь здание может жить, меняться, быть актуальным для города, соответствовать современным вызовам культурной жизни столицы».

История памятника

Кинотеатр «Художественный» — одно из самых известных зданий в Москве. Строительство заказал московский предприниматель Роберт Альберт Брокша. Автором проекта стал архитектор Николай Благовещенский. Тогда кинотеатр носил название «Художественный электро-театр». Это было первое в городе здание, предназначенное и оборудованное именно для показа фильмов. Остальные московские кинотеатры приспосабливали для этого уже существующие помещения. Зрительный зал был рассчитан на 400 мест, а украшением фойе стал светящийся фонтан. «Художественный электро-театр» был настолько популярен среди горожан, что скоро перестал справляться с наплывом посетителей. Именно поэтому в 1912-1913-х годах здание перестроили по проекту знаменитого архитектора Федора Шехтеля.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить