Второй день работы Moscow Urban Forum 2019. Полный вариант

5 июля 2019 года в филармонии парка «Зарядье» (Москва, ул. Варварка, д. 6, стр. 5) продолжил свою работу Moscow Urban Forum 2019.Девятый Московский Урбанистический Форум получился беспрецедентным по составу международных участников, в мероприятиях конгресса приняли участие представители 68 стран, 111 иностранных спикеров и 30 иностранных делегаций.

На площадке Moscow Urban Forum наша столица приняла пять официальных иностранных делегаций во главе с мэрами Палермо, Куала-Лумпур, Анкары, Белграда, Метрополии Большого Парижа. Форум сотрудничает с крупнейшими международными организациями - Организацией экономического сотрудничества и развития и ООН-Хабитат.

На сессиях первого дня прозвучали темы комфортной городской среды как драйвера экономики городов, управления эффективностью городов, баланса жилищной политики в быстрорастущей московской агломерации. Второй день Форума был не менее насыщенным, чем первый. Он был посвящен обсуждению приоритетов транспортной политики мегаполисов, плана развития Московских центральных диаметров, инновационных туристических стратегий мегаполисов и повышению качества жизни за счет сокращения потребления ресурсов.
Второй день работы Moscow Urban Forum 2019. Полный вариант - фото 1В панельной дискуссии «New Urban Agenda. На какие ценности ориентируются города сегодня?» приняли участие Министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Владимирович Якушев и руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Олегович Кульбачевский.
Крупнейшие мегаполисы мира осознают, что, вкладывая усилия в экономический рост, они одновременно должны решать вопросы, связанные с социально-экологическим развитием. Поэтому многие города берут на себя обязательства по достижению целей устойчивого развития: от сохранения ресурсов до решения вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, сформулированные и принятые ООН в 2015 году. Кроме того, городские администрации осознают, что они не смогут достичь этих целей в одиночку, поэтому создают партнерства, которые помогают найти комплексный подход к решению глобальных проблем.
В своем выступлении В.В. Якушев остановился на национальном проекте «Жилье и городская среда»: «За последнее время вопросы развития городов подняли на совершенно другой уровень. В Указе Президента поставлены конкретные задачи, цифровые индикаторы, которые мы должны достичь до 2024 года.
Наша задача – за шесть лет постараться сделать так, чтобы те программы, которые будет реализовываться в наших городах, серьезно изменили наши города. Здесь очень важно то, как мы меняем наше отношение к нашим городам. Большинство людей втянуты в города, втянуты в мегаполисы, и нам необходимо создать все для того, чтобы там поменять среду и люди чувствовали в этой среде комфортно».
На устойчивое развитие городов большое влияние оказывает экология. «На территории старой Москвы у нас есть 17 тыс га особо охраняемых территорий, защищенных законодательством. Мы собираемся их сохранить», - отметил в своем выступлении А.О. Кульбачевский.
Экологическую тему он подробно осветил в своем докладе на панельной дискуссии «Факторы загрязнения. Практики снижения экологических рисков». По его словам, в результате мер, принятых правительством города, загрязнение природных сред уменьшилось.
«У нас 14 государственных программ, 7 из них - экологоориентированные. И их реализация уже дала нам определенный положительный результат. Если в 2010 году в Москве было около 3 млн автомобилей, и они выбрасывали в атмосферу города около 1 млн тонн вредных веществ, то по итогам 2018 года в городе насчитывается порядка 5 млн автомобилей, которые осуществляют выбросы в размере 780 тыс тонн. При росте автопарка столицы мы наблюдаем сокращение выбросов на 220 тонн.
На этом останавливаться нельзя. У нас разработана экологическая политика города до 2030 года, которая, в частности, предусматривает сокращение вредных выбросов от автотранспорта минимум на 30% от уровня 2015 года», - отметил А.О. Кульбачевский.
Для обеспечения развития общественного транспорта в Москве применяются инновационные технологии. И на сегодняшний момент уже 68% жителей столицы пользуются услугами городского транспорта, а не личными автомобилями. В результате строительства новых дорог и мостов средняя скорость движения транспорта по городу возросла на 18%, что также сказалось на улучшении качества атмосферы. На 100% обновился парк столичных автобусов. По городу уже ездят 300 электробусов, в этом году их количество удвоится, а с 2021 года город вообще откажется от закупки автобусов с двигателями внутреннего сгорания, целиком перейдя на электробусы.
«Москва - самый северный мегаполис мира, наша энергосистема глобальна. Мы можем одновременно отопить все канадские и скандинавские города, - столько энергии вырабатывается в зимний период, чтобы горожане чувствовали себя комфортно.
Здесь у нас тоже есть определенные успехи: применение инновационных технологий позволило сэкономить около 2 млрд куб.м природного газа. И при введении 55 млн кв.м недвижимости мы практически не увеличили потребление энергоресурсов. Внедренные технологии энергосбережения оказались очень эффективными. И у нас есть задел, чтобы и дальше совершенствовать эту систему», - подчеркнул А.О. Кульбачевский.
Москва первой на территории Российской Федерации внедрила систему контроля за промышленными выбросами. Из 57 предприятий города многие находятся в состоянии реконструкции и реорганизации. Например, Московский нефтеперерабатывающий завод вложил 250 мрд руб. в свою реконструкцию. Крупнейшие в Европе Курьяновские и Люберецкие очистные сооружения Мосводоканала тоже были подвергнуты тотальной реконструкции, что дало свой положительный эффект.
«Мы в режиме реального времени контролируем все городские предприятия, все трубы, все сбросы в водные объекты и в атмосферу, Это дает нам уверенность в завтрашнем дне, стимулирует бизнес. И бизнес уже понимает, что в Москве останутся только высокоэкологичные чистые производства, в том числе энергетические. Эту политику мы будем продолжать. И самое главное, что эта информация открыта, доступна. Каждый горожанин легко может получить ее в сети интернет.
Также в Москве в ночное время контролируются превышения по шумам. Застройки стали дисциплинированными, таких случаев с каждым годом становится все меньше и меньше», - сообщил А.О. Кульбачевский.
Как и другие регионы мира, Москва подвержена климатическим изменениям, которые тоже оказывают влияние на здоровье ее жителей. У столицы есть план действий в условиях жары, холода, штормов, ураганов и других аномальных явлений. Есть четкое понимание какие риски нужно оценивать и как их минимизировать. Основное воздействие на здоровье москвичей могут оказывать внезапные волны жары.
Москва постоянно контролирует уровень воздействия на климат: по сравнению с 1990 годом выброс парниковых газов снижен на 18%. В ближайшее время - год-два, федеральный норматив 25% будет выполнен.
«Более 50% территории старой Москвы покрыты зелеными насаждениями. Мы эту тенденцию собираемся сохранить, На территории промзон, которые мы сейчас реорганизуем, минимум 15% территории должны быть заняты зелеными насаждениями, новыми объектами озеленения: парками, скверами, бульварами. Именно здесь у нас есть колоссальный потенциал» - поделился планами руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды.
Рост качества жизни горожан – один из ключевых приоритетов развития Москвы. Эта цель достигается за счет реализации масштабных проектов в жилищной и транспортной сферах, создании качественных общественных пространств. К таким проектам относятся программа реновации, транспортные мегапроекты - Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры, парк Зарядье, завоевавший множество наград, включая специальный приз жюри премии MIPIM Awards. Масштабные проекты меняют город, создавая новое качество жизни для миллионов горожан. Способность города в кратчайшие сроки реализовывать мегапроекты выводит Москву в число глобальных лидеров городского развития.
Ключевым докладчиком брифинга «Приоритеты развития. Проекты, меняющие Москву» стал заместитель Мэра в Правительстве Москвы Марат Шакирзянович Хуснуллин. В своем выступлении он обозначил проблемы, с которыми пришлось столкнуться Москве в начале 2010-х годов, и рассказал о стратегических проектах, которые в последние годы уже изменили и продолжают менять облик столицы России: «Отвечая запросам города, мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин в 2011 году утвердил новые градостроительные принципы: борьба с пробками, создание точек роста - полицентрическое развитие города, соблюдение баланса застройки».
Транспортный мегапроект включает в себя ввод в действие Московского центрального кольца, строительство Большой кольцевой линии метрополитена, запуск Московских центральных диаметров, строительство Транспортно-пересадочных узлов, развитие набережных Москва-реки.
По словам М.Ш. Хуснуллина, к 2023 году в Москве произойдет настоящий прорыв в развитии транспортной системы - протяженность рельсовой транспортной системы (с учетом МЦК, МЦД, Большой кольцевой линии метро) достигнет 1 тыс км. ТПУ свяжут различные части транспортной системы в удобную сеть мультимодальных перевозок. Первые диаметры МЦД-1 «Одинцово-Лобня» и МЦД-2 «Нахабино-Подольск» планируется запустить в 2019 году. Большая кольцевая линия метро протяженностью 70 км с 31 станцией будет построена к 2023 году.
В период с 2011 по 2023 год в Москве будет построено 1,3 тыс км новых автомобильных дорог. Важнейшим является строительство трех хорд и рокады, призванных разгрузить город от потоков транзитного транспорта.
Полноценными общественными пространствами станут набережные Москвы-реки. Будет построено 200 км набережных и 24 моста, обустроено 40 новых общественных зон.
Важнейшим проектом в жилищной сфере стала реновация жилищного фонда. В программу включено 5 173 дома. Начато переселение первых домов. Построено и строится 159 дома, 13 тыс человек находятся в процессе переселения, а всего улучшат жилищные условия 1 млн человек.
Однако это не просто замена устаревшего, некомфортного жилищного фонда на новое. Реновация жилья приведет к изменению и обновлению всей социальной и транспортной структуры, строительству новых инженерных сооружений. При этом Правительство Москвы старается услышать каждого москвича, чей дом подпадает под программу реновации. В ходе слушаний было высказано до 150 тыс замечаний, и они будут по возможности учтены.
В Москве опережающими темпами ведется строительство социальных, спортивных и культурных объектов, учреждений здравоохранения. В районе ЗИЛа в сентябре 2019 года откроется экспериментальная школа с кванториумом на 2,5 тыс мест, в Коммунарке будет введена в действие самая крупная больница в России, общей площадью 87 тыс кв.м. В период 2011-2021 гг. будет построено 409 школьных зданий и детских садов, 68 объектов культуры и 109 объектов здравоохранения.

ВИДЕО

Москва – центр развития спорта. В Лужниках появился центр художественной гимнастики, в сентябре откроется Центр водного спорта. В последние годы социальные объекты стали ближе к 75% населения. В период 2011-2021 гг. будет построено 165 спортивных объекта.
Успешно идет развитие территорий Новой Москвы и редевелопмент промзон. Инвестиции в Новую Москву с 2012 года составили 1,3 трлн рублей. Работы ведутся в 50 промзонах старой Москвы.
Утверждена концепция развития «Большого Сити», а программой «Мой район» Правительство Москвы занимается в постоянном режиме.
Завершая свое выступление, М.Ш. Хуснуллин подчеркнул: «Москва от глобальных мегапроектов сегодня дошла до каждого жителя. Москва - это большой сгусток энергии. Самое сложное - найти баланс. Если энергии будут работать вместе, а не друг против друга, успех неизбежен».
Важнейшим фактором комфорта городской среды и залогом стабильности современных мегаполисов является обеспечение энергетической безопасности. Это понятие включает в себя не только поддержание безаварийной работы энергосистемы на всех этапах, от генерации и транспортировки энергии до ее использования непосредственными потребителями, но и экологичность энергии, а также наличие резервов мощностей для обеспечения стабильного экономического развития города.
В работе панельной дискуссии «Энергетика комфорта. Как обеспечить энергетическую безопасность города» принял участие заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Павлович Бирюков. Он подробно рассказал о том, какие результаты продемонстрировала Москва в этом вопросе, и какая работа была проделана.
«Москва динамично развивается. Уже девять зимних отопительных периодов город проходит без аварий, отключения тепла, воды и электроэнергии. Бывают технические сбои, но в допустимых рамках. Мы научились делать все, для того чтобы москвичи были с теплом, водой. Для этого в Москве существует система резервирования тепла. Если один источник генерации выходит из строя, то в течение полутора часов мы переключаемся на другой», - сообщил вице-мэр.
Он также отметил, что потребление газа в столице сократилось с 29,5 до 23 млрд куб.м в год по сравнению с 2009 годом. «В 2009 году мы были на критической грани подачи газа. Правительство Москвы вместе с «Газпромом» приняли решение по строительству новых газогенераторных установок. Мы их построили шесть, седьмая на выходе. На сегодняшний день мы сократили потребление газа до 23 млрд кубометров в год. При том, что количество недвижимости за это время выросло почти на 50 млн кв.м», - сообщил П.П. Бирюков.
В городе ежегодно проводятся работы по наращиванию систем наружного освещения, но при этом количество потребляемой электроэнергии не увеличивается. Достичь такого результата позволили современные виды светильников и применение новых систем управления наружным освещением Москвы. Кроме того, ежегодно в Москве обновляется от 2 до 4% энергосетей.
За два дня в ходе Urban Health состоялись 12 сессий, в которых приняло участие 64 эксперта из 14 стран. Сессии собрали участников из множества сфер - архитекторов, дизайнеров, исследователей, представителей власти и бизнеса.
Во время обсуждения на сессиях конгресса Urban Health эксперты обозначили основные факторы, которые влияют на состояние человека в городе. Ключевую роль в поддержании здоровья горожан играет среда. Все управленческие решения, которые принимаются в городе, должны исходить из того, какое влияние они оказывают на здоровье его жителей. Комфортный город становится здоровым городом, когда в нем реализуются проекты и программы, в которых сделан акцент на человека.
Как подчеркнул Руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Иванович Лёвкин в своем выступлении на завершающем пленарном заседании конгресса «Urban Health в России. Следующие шаги»: «Сам факт проведения конгресса Urban Health изменит парадигму мышления проектировщиков, планировщиков и архитекторов. В своей работе они должны руководствоваться не только градостроительными нормами, но и вопросом: «Для чего и для кого мы это делаем?».
В то же время здоровье - это не только правильно спроектированные городские пространства, но и заложенная с детства культура здоровья. Если человек будет правильно питаться и вести себя, поддерживать форму, сохранять достаточную двигательную активность в любом возрасте, то и болеть он будет меньше. Здоровье - это возможность быть здоровым».
Он рассказал, что в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» достижения Москвы в области благоустройства могут реализовываться в регионах. Московский опыт широко востребован в регионах России.
Moscow Urban Forum 2019 привлек большое внимание средств массовой информации. Прошли пресс-конференции, брифинги, пресс-подходы. В кулуарах Форума журналисты брали интервью у его участников.

Директор по связям с общественностью журнала "Строительная Орбита"
Козлов Сергей Владимирович.


Сайт: www.stroyorbita.ru

Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить