В который раз: кто виноват и что делать? Раздражение президента, оценка МЧС, авария Exxon Valdez около Аляски, нашли новую цистерну с топливом в трещинах, Потанин потерял деньги

Президент России Владимир Путин подверг жесткой критике ситуацию, при которой о разливе дизельного топлива в Норильске власти узнали из соцсетей, и поручил правоохранительным органам проверить, как шло информирование об этом ЧП.

Первая порция критики со стороны государства на совещании по ликвидации последствий разлива топлива на ТЭЦ-3 в Норильске была адресована красноярскому губернатору Александру Уссу, который завершил свое выступление с описанием данной проблемы словами "доклад закончил". "Чего доклад-то и закончил? - с раздражением переспросил Путин. - А что делать-то? Вы же губернатор!"
Президент России затем обратился к руководителю Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК, собственник станции) Сергею Липину с вопросом, почему органы власти узнали о ЧП только через два дня после случившегося. "Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей, что ли? У вас там все в порядке со здоровьем?" - возмутился Путин.
Липин, в свою очередь, заявил, что на предприятии руководствовались утвержденным планом ликвидации разлива нефтепродуктов и направили соответствующее оповещение.
Оценка МЧС
Президент также потребовал от главы МЧС доложить о ситуации в Норильске.
"29 мая около 9 часов утра по московскому времени в результате разгерметизации одного из резервных резервуаров на проезжую часть подъездной автодороги к ТЭЦ номер три в Норильске, Красноярский край, на промышленную площадку Надежденского металлургического завода вылилось большое количество дизельного топлива, часть нефтепродуктов попала и в реку Амбарная, значительная часть", - констатировал глава государства.
Путин потребовал от Зиничева "доложить о ситуации, которая сложилась на данный момент времени, о причинах этого чрезвычайного происшествия и о предложениях".
Ликвидация последствий
Президент также дал поручение немедленно проработать вопрос ликвидации последствий нефтепродуктов в Норильске.
"При разливе топлива в акваториях различных рек, водоемов, вообще на морях применяются же реагенты соответствующие и так далее. Надо это сделать оперативно, как можно быстрее, прямо сейчас", - отметил он.
В ходе совещания президент поинтересовался мнением министра природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкина и министра энергетики Александра Новака, каким образом можно ликвидировать последствия разлива нефтепродуктов и кто конкретно может решить эту задачу. По оценке Минприроды, наибольшей квалификацией обладают специалисты МЧС и Минобороны. В свою очередь Новак выразил готовность обратиться за помощью к крупнейшим нефтяным компаниям, которые с учетом их опыта могли бы оказать поддержку и помощь в ликвидации последствий.
Глава государства также потребовал доклада от руководителя предприятия, где произошел инцидент.

 

В который раз: кто виноват и что делать? Раздражение президента, оценка МЧС, авария Exxon Valdez около Аляски, нашли новую цистерну с топливом в трещинах, Потанин потерял деньги - фото 1© Андрей Мармышев/ТАСС

Следствие возбудило уголовное дело о халатности из-за несвоевременного информирования о чрезвычайной ситуации в связи с разливом топлива в Норильске. Об этом журналистам сообщила официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко.

"В связи с несвоевременным информированием о чрезвычайной ситуации возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность)", - сообщила Петренко.
Следствие также ходатайствует об аресте начальника цеха ТЭЦ Вячеслава Старостина, задержанного по уголовному делу о разливе топлива в Норильске. "Сегодня следователи Следственного комитета ходатайствуют перед судом об аресте задержанного накануне начальника котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 АО "НТЭК" Вячеслава Старостина. От дачи показаний он отказался. В ближайшее время ему планируется предъявить обвинение", - сообщила представитель СК.

 

Разлив 20 тысяч тонн дизельного топлива из берегового хранилища в Норильске сопоставим по масштабам бедствия и причиненному ущербу с аварией танкера Exxon Valdez у берегов Аляски 30 лет назад. К такому выводы склоняются российские экологи и международные эксперты после анализа фактических данных с места ЧП.

Эксперты: ЧП в Норильске сопоставимо с аварией Exxon Valdez около Аляски 

 

На ТЭЦ-3 в Норильске произошла авария

 

 

В который раз: кто виноват и что делать? Раздражение президента, оценка МЧС, авария Exxon Valdez около Аляски, нашли новую цистерну с топливом в трещинах, Потанин потерял деньги - фото 2По словам главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, шлейф загрязнения в реках растянулся на 20 километров.Фото: Предоставлено Гринпис России

Основанием для анализа послужили количественные данные, которые озвучила на совещании у президента России глава Росприроднадзора Светлана Радионова. По ее словам, из поврежденной емкости на грунт попало до шести тысяч тонн нефтепродуктов, а еще 15 тысяч тонн оказалось в водных объектах - в реках Амбарная, Далдыкан, их притоках и прилегающих озерах.

В отобранных пробах установлено превышение ПДК в десятки тысяч раз. Толщина слоя нефтепродуктов у боновых заграждениях на реках - до 20 сантиметров, а шлейф загрязнения растянулся на 20 километров.

По словам главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, шлейф загрязнения в реках растянулся на 20 километров.Фото: Предоставлено Гринпис России
"Экологический ущерб только водным объектам на Таймыре может превышать 6 миллиардов рублей, и это без учета ущерба почве и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу", - считает директор Департамента по программам, исследованиям и экспертизе Гринпис России, кандидат технических наук Иван Блоков. По его мнению, такой масштаб воздействия на природные объекты не может не иметь судебных последствий для виновника аварии. А все необходимые обстоятельства предстоит установить следственным органам с участием инспекторов Росприроднадзора.
Тем временем эксперты-экологи вспоминают прецеденты и проводят неизбежные параллели.
Сопоставимый по масштабам аналог - выброс нефтепродуктов при столкновении танкера Exxon Valdez с рифом у берегов Аляски 23 марта 1989 года. Тогда в море вылилось более 40 тысяч тонн нефти, площадь поверхностного загрязнения превысила 28 тысяч квадратных километров, нефтью оказалось залито около 2 тысячи километров береговой линии.
Для американской компании Exxon это происшествие обернулось долгими судебными разбирательствами, штрафами на общую сумму в полмиллиарда долларов и большими репутационными потерями. В частности, ее танкерам был запрещен вход в залив Принс-Уильям и работа у берегов Аляски. Основанием для этого стал специальный Акт об утечке нефти, принятый Конгрессом США в 1990 году. В нефтяной компании назвали его "биллем об опале" и много лет безуспешно оспаривали в судах...
У нас нечто похожее случилось в 1994 году на нефтепроводе "Возей - Головные сооружения" в Республике Коми. Тогда на одном из участков трубы в 60 километрах от Усинска (как оказалось, еще не принятой на баланс), вытекло по разным оценкам от 94 до 200 тысяч тонн нефти. Пятно растянулось на 18 километров, по Печоре нефть попала даже в Баренцево море. Рекультивация на участках разлива продолжалась (по отчетам) десять лет. И столько же, если не больше, разбирались в причинах и пытались в судах привлечь к ответу виновных. Но в итоге дело было прекращено за истечением срока давности. А значит, и уроков никаких не последовало.
Сейчас, хочется думать, времена иные. Прощать такого рода "подарки" бизнеса ко Дню защиты окружающей среды категорически нельзя. Как и списывать на "обстоятельства непреодолимой силы", глобальное потепление и "коварство вечной мерзлоты" корпоративные просчеты и привычную экономию на всем, что связано с экологией и технической безопасностью эксплуатируемых сооружений.

 


На ТЭЦ-3 в Норильске, где произошла разгерметизация резервуара, в стоящей рядом с ним емкости с дизтопливом обнаружены большие трещины. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на первого вице-президента - операционного директора компании "Норникель" Сергея Дяченко.

 

В Норильске найдены трещины в еще одной емкости с дизтопливом

В который раз: кто виноват и что делать? Раздражение президента, оценка МЧС, авария Exxon Valdez около Аляски, нашли новую цистерну с топливом в трещинах, Потанин потерял деньги - фото 3- Мы увидели большие трещины на емкости, которая стоит рядом с резервуаром. Поэтому принято решение и уже начата дислокация дизельного топлива из этой емкости на территорию ТЭЦ-1. Эта емкость будет полностью опустошена, и после этого начнется обследование прилегающей к ней территории. По нашим расчетам, это чуть больше 12 тысяч тонн. Они будут вывезены в течение недели, - сообщил Сергей Дяченко.
Напомним, разгерметизация резервуара на ТЭЦ-3 в Норильске произошла 29 мая. В результате в почву и воду попало более 20 тысяч тонн нефтепродуктов, что нанесло большой вред окружающей среде. По этому факту возбуждено уже четвертое уголовное дело, в Красноярском крае объявлен режим ЧС.
На ТЭЦ-3 в Норильске произошла авария

 

 

 

Потанин потерял $1,5 млрд за день после аварии на ТЭЦ "Норникеля". Он вошел в тройку наиболее обедневших за день миллиардеров".С такими потерями Владимир Потанин вошел в тройку наиболее обедневших за день миллиардеров. Больше него потерял с начала дня только китайский бизнесмен Цинь Иньлинь (минус $7,5 млрд), на третьем месте - Марк Цукерберг (минус $926 млн)", - сообщает Forbes. При этом глава "Норникеля" остается богатейшим российским бизнесменом в списке Forbes.

 

 

Глава "Норникеля" Владимир Потанин

 

 

В который раз: кто виноват и что делать? Раздражение президента, оценка МЧС, авария Exxon Valdez около Аляски, нашли новую цистерну с топливом в трещинах, Потанин потерял деньги - фото 4© Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

По данным на 17:45 мск, акции "Норникеля" на Московской бирже дешевели на 8,18%, до 20 038 рублей за акцию. При этом в минимальных значениях в ходе торгов их стоимость достигала 19 738 рублей (-9,56%). По данным на 18:05 мск, акции "Норникеля" теряют 8%, снижаются до 20 100 рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Специалисты решают, как ликвидировать последствия разлива нефтепродуктов в Норильске

 

 

Текст: Дмитрий Лапин ( "Российская газета", Красноярск)

После совещания, посвященного ликвидации разлива дизтоплива на норильской ТЭЦ-3, которое провел глава государства по видеосвязи, работы на месте разлива нефтепродуктов в Норильске заметно активизировались.

 

Спасатели перекрыли реку Амбарная бонами - специальными заграждениями и откачивают дизтопливо в емкости.

 

 

В который раз: кто виноват и что делать? Раздражение президента, оценка МЧС, авария Exxon Valdez около Аляски, нашли новую цистерну с топливом в трещинах, Потанин потерял деньги - фото 5Фото: РИА Новости
На месте аварии развернуты дополнительные силы МЧС, вчера сто сотрудников Сибирского спасательного центра прилетели из Новосибирска. Прибыл аварийно-спасательный отряд "Газпром нефти". В его состав входят спасатели и специалисты из Ханты-Мансийска, Мегиона, Ноябрьска и Санкт-Петербурга. Сюда перебрасывают транспортными самолетами специализированную технику, в том числе нефтесборочное и насосное оборудование, экскаваторы, боновые заграждения, а также палаточные городки и автономные системы обеспечения.
К этому времени на реке Амбарной установлено пять рядов боновых заграждений. По словам начальника отряда морской спасательной службы Александра Лобача, собрано все топливо, дошедшее до этого участка реки.
Местные власти, увидевшие наконец-то своими глазами масштабы экологической катастрофы, признают, что ущерб значительный. Но это связано, по их мнению, не с тем, что вылилась 21 тысяча 161 тонна дизтоплива, а с тем, что компания НТЭК и администрация города Норильска несвоевременно "проинформировали краевой центр, систему реагирования, а также главное управление МЧС России о произошедшей катастрофе".
Представители же "Норникеля" утверждают обратное: "Мы своевременно всех оповестили о случившемся".
Кто прав - будут выяснять правоохранительные органы. Уже возбуждено четыре уголовных дела. Три заведены по ст. 254 (порча земли), ст. 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) и ст. 250 УК РФ (загрязнение вод). Генпрокуратура их объединили в одно производство и передала в Следственный комитет.
Четвертое возбуждено вчера по факту халатности за несвоевременное информирование о ЧП. Арестован Вячеслав Старостин, начальник цеха ТЭЦ-3, в чьем ведении были нефтяные емкости. Суд поместил его под стражу до 31 июля 2020 года.

 

Журналистам "РГ" удалось собрать хронику события

 

Она такова. Первые сообщения 29 мая о ЧП в Норильске никак не указывали на масштаб экологического бедствия.
В них сообщалось, в частности: "В районе 13.00 произошла разгерметизация топливного бака № 5 на ТЭЦ-3 АО "Норильской топливно-энергетической компании" (НТЭК). Возникшее возгорание распространилось по площади в 600 квадратных метров. Вызванные на место пожарные оперативно отсекли пламя от резервуара и локализовали возгорание. Пострадавших нет. Причины возгорания выясняются. Ни Надеждинскому металлургическому заводу, ни поселку Кайеркану пожар не навредил".
Вечером того же дня появился релиз пресс-службы Норильской городской прокуратуры, где говорилось, что в надзорное ведомство поступила информация о разливе дизельного топлива на проезжую часть подъездной дороги к промышленной площадке ТЭЦ-3 и о том, что на этой автодороге произошло возгорание легкового автомобиля. Здесь же сообщалось, что работники НТЭК приступили к проведению мероприятий по очистке территории. Сколько вылилось дизтоплива - данных нет.

В субботу, 30 июня, в соцсетях уже появилось видео с места событий, а на лентах информационных агентств - сведения о том, что из резервуара вытекло не менее 20 тысяч тонн дизельного топлива.
Цифра удивляла, это все-таки 400 пятидесятитонных железнодорожных цистерн!

В воскресение, 31 мая, появились первые сообщения от экологов - тревогу забил WWF России: в зоне разлива нефтепродуктов - водосборные площади ручья Безымянный, рек Дальдыкан и Амбарная: "От протекшего резервуара до реки Амбарная около 12 километров, и к утру 31 мая топливо уже попало в реку". Оттуда до озера Пясино примерно 20 километров.

Стало понятно: причина бедствия вовсе не пресловутый автомобиль. Резервуар, прослуживший более 30 лет, внезапно не просто "потек" - он фактически лопнул. Внезапно просели опоры, на которых и смонтировано это сооружение, между стенкой и дном образовался проран.
1 июня в Норильск прибыл отряд морской спасательной службы из Мурманска - 15 специалистов, имеющих большой опыт работы в ликвидации разливов нефтепродуктов.
МЧС


Решение по способам ликвидации разлива топлива найдено

 

Такое заявление сделал вчера глава МЧС России Евгений Зиничев на совещании по итогам облета пострадавшей территории в Норильске.

Министр не уточнил, о каком именно решении идет речь. Но известно точно, что сжигать собранное топливо не будут. Учитывая, что спасателям с 29 мая, то есть со дня аварии, удалось собрать более ста тонн вытекших нефтепродуктов, речь идет о комплексном подходе. К слову, первое сообщение о разливе топлива со ссылкой на экстренные службы поступило именно утром 29 мая.
Глава МЧС России Евгений Зиничев, губернатор края Александр Усс вместесо специалистами осматривают на вертолете место ЧП и обсуждают, чтоделать.

 

В который раз: кто виноват и что делать? Раздражение президента, оценка МЧС, авария Exxon Valdez около Аляски, нашли новую цистерну с топливом в трещинах, Потанин потерял деньги - фото 6Фото: Снимок с видео. МЧС России / ТАСС

"В 9.15 (мск), по информации ЕДДС, в районе Надеждинского металлургического завода, на территории ТЭЦ-3 легковой автомобиль въехал в резервуар № 5 для хранения дизельного топлива, из-за чего произошла разгерметизация резервуара и возгорание топлива", - таким было первое сообщение ТАСС.
Немедленно на место происшествия прибыли пожарные. В двух муниципальных образованиях Красноярского края был введен режим ЧС межмуниципального уровня. И все события все прошедшие с 29 мая дни шли со ссылкой на пресс-службу регионального главка МЧС. Почему информация об аварии не вышла на федеральный уровень, сейчас можно только гадать.
Обычно разлившиеся ГСМ-продукты сотрудники спас-центров собирали из опрокинувшихся товарных поездов. Например, в 2012 году в Рыбинское водохранилище чуть было не попало топливо из товарных вагонов на железной дороге в направлении Вологды. С рельсов сошли 13 цистерн. В том же году под Комсомольском-на-Амуре пришлось ликвидировать аварию с опрокинувшимися 7 цистернами. Несколькими годами ранее в районе Азовского моря убирали с акватории большое пятно разлившихся нефтепродуктов.

 

Но самую серьезную проверку на профессионализм спасательные подразделения МЧС прошли в 2009 году при ликвидации аварии на Саяно-Шушенской ГЭС

 


Тогда в Енисей попало огромное количество трансформаторного масла и подчиненным Сергея Шапошникова, который тогда возглавлял департамент гражданской защиты МЧС России, пришлось ставить боновые ограждения и откачивать масло в специальные резервуары и потом вывозить в сложнодоступных условиях.
Сейчас условия в Норильске примерно схожие с саяно-шушенскими, если не считать того, что упущено много времени и дизтопливо с момента аварии разлилось не на 80 квадратных километров, как тогда, а на 180.
Нет сейчас в системе МЧС и того наиболее эффективного подразделения, которое отвечало за ликвидацию подобных аварий. Пару лет назад департамент гражданской защиты был расформирован.
Но остались спасательные технологии, которые отработаны годами. Это прежде всего сбор разлившихся нефтепродуктов с помощью ограждений.
Учитывая, что в данном случае разлились не битум или нефть, а дизель, то спасателям в помощь будут специальные сорбенты. Солярка - а речь идет именно о ней, а не о печном топливе, на котором работали старые ТЭЦ, - токсичнее, чем нефть, и содержит в себе такие соединения, которые не полностью могут улавливаться бонами. Поэтому спасателям, которые прилетели самолетом из Новосибирского спасотряда, в загрязненные поверхности придется добавлять химвещества на основе активированного угля, силикагеля, оксида алюминия, диоксида кремния, различных ионообменных смол и торфа. Они избирательно поглощают опасные растворенные вещества. Их можно применять не только для сбора дизтоплива с поверхности воды, но с земли и болот.
Для этого придется строить временную дорогу, чтобы эти вещества-адсорбенты туда привезти, а потом частично зараженную землю вывезти на утилизационные полигоны. Солярка в условиях Заполярья не разлагается в течение трех-четырех лет, как сырая нефть. Поэтому придется делать водонепроницаемые площадки, куда будут складировать зараженные грунты.

Обзор подготовил по материалам СМИ Александр ПЕРЕПЕЧКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить