Трамп ушел, но популизм остался

Трамп ушел, но популизм остался - фото 1Научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований, участник программы российских постдоков в НИУ ВШЭЛев Сокольщик провел системной анализ феномена «трампизма». Он объяснил почему, несмотря на уход Дональд Трамп с политической сцены, правый популизм, который лежал в основе его идеологии, еще долго будет оставаться существенным фактором политической жизни США. Статья опубликована в научном журнале «Полис».

Предпосылками для взлета «трампизма» в США послужили специфическая политическая культура и давняя традиция популизма. Популистские настроения в обществе также подогревали глубинные экономические, социокультурные, технологические сдвиги, которые негативно отразились на положении так называемого социального слоя «лузеров глобализации». Важную роль сыграла неспособность американского консерватизма предложить обществу адекватные решения для преодоления кризисных явлений. Популизм с успехом заполнил эту идейную лакуну.

Рассматривая популизм как своеобразную идеологию, ученый пришел к выводу, что «трампизм», с одной стороны, создает угрозу для либеральной демократии в США, но с другой – несет потенциал для ее корректировки. Изменения возможны, если в перспективе будет проведена реформа сложной американской политической системы для преодоления проблемы демократического дефицита. В сфере международных отношений популизм атакует либеральный мировой порядок и ставит под сомнение эффективность глобального управления и коллективную безопасность.

Исследование показало, что «трампизм» как американский вариант правого популизма во многом основывается на системе бинарных оппозиций, ключевой из которых является антитеза «благородный американский народ» и «коррумпированная вашингтонская элита». Для конструирования этих идеальных общностей «трампизм» с успехом использует категорические моральные оценки. В целом политика в концепции Трампа понимается как реализаций некой абстрактной «воли народа», и в данной схеме институты – парламент и политические партии – имеют второстепенное значение. К подобным выводам автору позволил прийти анализ на основе метода «идеологической морфологии», который дает возможность выявить структуру всякой идеологии через рассмотрение совокупности ее ядерных, смежных, периферийных идейных концептов.

«Артикулируя чаяния части американцев (безусловно, значительной), «трампизм» возводит воображаемую группу в ранг народа как целого, тем самым дискриминируя различные меньшинства, интеллектуалов, оппонентов, нелояльные СМИ», – подчеркивает Сокольщик.

Как эклектичная конструкция правого толка «трампизм» воспринял ряд установок американского консерватизма. В частности, у палеоконсервативного идейного течения он позаимствовал установки на изоляционизм (отказ от имперских амбиций, ограничение иммиграции, снижение роли наднациональных институтов, усиление суверенитета) и экономический протекционизм (ужесточение тарифных ограничений, возвращение производств в страну, усиление торговых войн и санкций) во внешней политике, а у традиционалистского – умеренные подходы к социальным и экономическим вопросам во внутренней политике.

Несмотря на активное противодействие со стороны части истеблишмента, на посту президента Трампу удалось реализовать ряд базовых идей своей концепции. С целью ревизии внешней политики США он аннулировал ряд международных соглашений (Парижское соглашение по климату, Иранскую ядерную сделку, Договор об ограничении ракет средней и малой дальности с Россией – ДРСМД), прекратил участие США в деятельности ЮНЕСКО, ужесточил иммиграционное законодательство, начал строительство стены на границе с Мексикой.

Претворяя в жизнь лозунг «Америка прежде всего», он пересмотрел Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), прекратил действие договора о свободной торговле с Южной Кореей, остановил создание Транс-Тихоокеанского и Трансатлантического партнерств, развернул серию торговых войн с Китаем и Евросоюзом, расширил санкционное давление на Россию.

Во внутриполитических делах Трамп постарался реализовать идеи консервативного мейнстрима, проведя налоговая реформу (снизала ставки для крупного бизнеса и физических лиц) и осуществив ротацию судейского корпуса. Республиканец также предпринял успешную попытку пересмотра ряда положений закона «Обамакэр», направленную на усиление рыночных механизмов в национальной системе здравоохранения.

При этом, как показала президентская избирательная кампания 2020 года, даже в условиях негативного фона популистские идеи достаточно эффективны для консолидации и мобилизации «ядерного» электората республиканской партии. Но при всех переменных для победы Трампу явно не хватило поддержки умеренных избирателей. Более того, в долгосрочной перспективе демографические тенденции в США (снижение доли белых американцев, тяготеющих к республиканцам, и увеличение доли этноменьшинств, симпатизирующих преимущественно демократам) становятся вызовом для республиканской партии, справляться с которым ей будет все сложнее без коренной идейно-политической трансформации.

Занявший в январе 2021 года президентское кресло демократ Джо Байден постарается восстановить пошатнувшиеся основы демократии внутри страны и либерального порядка в мире. Однако уже ставшее частью политической реальности наследие Трампа будет подталкивать либеральные элиты к осознанию невозможности простой «реставрации старых порядков» и необходимости существенной корректировки внутренней и внешней политики США.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить