Стратегии пространственного развития нужен учет региональных инициатив

Стратегии пространственного развития нужен учет региональных инициатив - фото 1Экономика России вступает в новую стадию трансформации. Первостепенной задачей становится организация процесса комплексного развития регионов страны, как единого организма. Решение этой задачи лежит в основе Стратегией пространственного развития Российской Федерации. Ленский клуб проанализировал документ и обсудил с экспертами сегодняшние перспективы его реализации

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 была разработана еще в 2019 году. Данный документ должен был стать стратегическим ориентиром для всех уровней власти в разработке и реализации планов социально-экономического развития регионов. Основной его целью является обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития России.

 

По мнению директора Центра региональной политики РАНХиГС при Президенте РФ Владимира Климанова, России, как одному из самых больших государств мира, необходим документ, который будет рамочно очерчивать направления её развития. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации действительно выполняет свою основную функцию, как ориентир, но остается много дискуссионных вопросов», – уточнил он. 

 

Стратегия предполагает, что межрегиональное сотрудничество удастся усилить посредством формирования 12 макрорегионов (Центральный, Центрально-Чернозёмный, Северо-Западный, Северный, Южный, Северо-Кавказский, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральско-Сибирский, Южно-Сибирский, Ангаро-Енисейский, Дальневосточный). Основными принципами их выделения являются соседское положение, схожие природно-климатические и социально-экономические условия, наличие в их пределах устойчивых пассажирских перевозок в городские агломерации. 

 

Стратегия определяет для каждого региона перспективные экономические специализации, на основе конкурентных преимуществ. Например, экономические компетенции Республики Саха (Якутия) включают добычу полезных ископаемых; лесную промышленность; производство изделий из кокса и нефтепродуктов; рыболовство и рыбоводство; деятельность в области информации и связи, а также научную и техническую; ремонт и монтаж транспортных средств и оборудования; туризм. Предполагалось, что структурирование регионов, исходя из их компетенций, позволит избежать искусственной конкуренции между ними, а также повысить эффективность и адресность мер государственной поддержки. Практика же показывает, что не все документы регионального и муниципального уровня соответствуют специализациям предложенным федеральной стратегией пространственного развития.

 

Отмечая преимущества Стратегии, научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев уточнил, что стремясь определить четкие рамки пространственного развития, Минэкономразвития России слишком детализировал региональный уровень. При этом к глубокой проработке документа субъекты не были привлечены.  В этой связи, для совершенствования Стратегии необходимо выработать механизм обмена мнениями в формате центр-регион. «Стратегии не хватает механизмов учета регионального уровня...  В законодательстве есть второе чтение, когда региональные парламенты вносят свои правки. Это обязательная часть законодательной процедуры, – сказал Дмитрий Анатольевич, - Именно такого механизма нам не хватает, чтобы стратегия создавалась не только Министерством экономического развития Российской Федерации, и не только спрашивалось мнение губернаторов, а чтобы был механизм обязательного учета их мнения».

 

Владимир Климанов также обращает внимание на то, что вовлечение регионов, сделало бы стратегию более гибкой, позволяя адаптировать ее под нужды субъектов. «Стратегия должна быть дополнена многими вещами, в первую очередь, инициативами самих регионов, которые касаются их эффективных экономических компетенций», – подчеркнул Владимир Викторович.

 

Реализация стратегии предполагает создание 122 перспективных центров макроэкономического роста и 53 стратегических территорий. Под перспективными центрами экономического роста понимаются крупные городские агломерации, а также минерально-сырьевые и агропромышленные центры, которые обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации менее 0,2 % ежегодно.

 

В 2021 году вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что в России уже формируется порядка 40 агломераций. Из них передовым, научным, инновационным потенциалом обладают 27. В этом году, Правительство планирует определить опорные города для развития агломераций. По словам Марата Шакирзяновича, в этот перечень войдут не только крупные города, но и населенные пункты.

 

Для обеспечения сбалансированного пространственного развития территорий России в мае текущего года был дан старт работе Единого научно-исследовательского и проектного института пространственного планирования Российской Федерации. Он должен стать аналитическим центром, который возьмет на себя функции по координации данной деятельности. В его задачи входит методическое сопровождение разработки градостроительной документации для крупных городов и агломераций. Первой конкурсной работой нового института стал проект концепции реновации Норильска. 

 

Генеральный директор холдинга «Регионы России» Ольга Чернокоз полагает, что сбалансированное развитие территорий во многом зависит от стратегий управления губернаторов. Руководители регионов должны «решать на месте не сугубо свои амбициозные задачи, а национальные». Так, в качестве позитивного примера эксперт отметила Главу Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева, который гармонично связывает региональные цели с общегосударственными. При этом усилить взаимодействие регионов удастся посредством формирования новых организаций. «Позитивным моментом могло бы стать возрождение на новом уровне межрегиональных ассоциаций, которые в 90-е гг. сыграли важную роль в борьбе с бедностью и экономическим упадком», – прокомментировала Ольга Валерьевна.

 

Очевидно, что для реализации Стратегии принимаются меры. Сегодня органы власти разных уровней все чаще обращаются к основам этого документа. Опрошенные Ленским клубом эксперты отметили, что Стратегия выполняет свою миссию и определяет грани социально-экономического развития страны. Однако, документ должен быть «подвижным», и адаптироваться к новым нуждам государства. Большая часть критического анализа связана с вопросами новой роли регионов. Для успешной реализации Стратегии необходимо наладить механизм взаимодействия субъектов и федерального центра.

 

Справка:

 

«Ленский клуб» — экспертно-аналитический центр, объединяющий ведущих российских и международных экспертов вокруг темы устойчивого развития регионов России. Клуб был создан в июне 2019 года по инициативе главы Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева. Цель работы площадки — разработка комплексных решений для развития Арктики, Дальнего Востока и других регионов России, а также интеграция новых механизмов и идей в федеральную повестку.

Сайт:https://lenclub.ru

Телеграм:https://t.me/lenclub

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить