Российский малый и средний бизнес в условиях пандемии коронавируса

Российский малый и средний бизнес в условиях пандемии коронавируса. 22 апреля 2020 года в пресс-центре ТАСС (Москва, Тверской б-р, д. 2) в онлайн-формате прошла экспертная онлайн-дискуссия ВЦИОМ и ТАСС «Пациент скорее жив? Проблемы и перспективы развития российского малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса».

Пандемия коронавируса стала наиболее масштабным вызовом, с которым человечество столкнулось в новом тысячелетии. Она отразилась на всех сферах общественной жизнедеятельности, приведя к заметным, а возможно, и необратимым последствиям. Прежде всего, это относится к экономической сфере, которая в наибольшей степени пострадала от пандемии коронавируса. Под ударом оказался малый и средний бизнес, в том числе и в России.

 

Российский малый и средний бизнес в условиях пандемии коронавируса - фото 1В кризисных экономических условиях значимый фактор, который негативно влияет на бизнес - неопределенность. В ситуации, когда неизвестно, чего ожидать от завтрашнего дня, многие предприниматели теряют уверенность в себе и не знают, как действовать дальше. Одним из важных способов снизить неопределенность становится активное информирование бизнеса о разнообразных мерах господдержки.
Эффективность мер поддержки российского малых и средних предпринимателей (МСП) со стороны властей, стратегии выживания бизнеса в условиях самоизоляции граждан, влияние пандемии COVID-19 на развитие «теневого» сектора российской экономики, а также сценарии и прогнозы для отечественного бизнес-сообщества на посткоронавирусный период обсудили:
- Кинякин Андрей Алексеевич, руководитель департамента образования и науки ВЦИОМ;
- Газизов Азат Халилович, первый вице-президент «Опоры России»;
- Николаев Игорь Алексеевич, главный экономист «ФБК Грант Торнтон»;
- Имаева Гузелия Ринатовна, генеральный директор аналитического центра НАФИ;
- Ермоленко Юлия, директор по развитию исследовательско-консалтинговой компании IFORS;
- Маслов Александр Владиславович, исполнительный директор «Агентства по поддержке малого бизнеса в Чувашской республике»;
- Барсукова Светлана Юрьевна, профессор кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ.
Исследования ВЦИОМ о настроениях в обществе представил А.А. Кинякин. Он охарактеризовал их как «тревожные» и уровень тревожности повышается.

ВИДЕО

Опрос был проведен в четыре этапа среди 1 600 респондентов. Первый этап прошел 16 марта, второй этап - 24-25 марта, третий этап - 1 апреля, четвертый этап - 12 апреля 2020 года. Погрешность исследований 2,5%.
Опрос 12 апреля показал, что из-за экономического кризиса Подавляющее большинство россиян - 84% испытывают тревожные настроения. Растет доля тех, кто не строит существенные планы на ближайшую перспективу. Сокращается потребительская активность, покупаются более дешевые товары и продукты питания, в тоже время делаются запасы «впрок». Люди регулярно следят за экономической ситуацией в стране. Возрастает роль «ближнего круга» - родственников и друзей. Большинство опрошенных сомневаются, что они получат поддержку со стороны государства и органов местной власти.
Также опрос показал, что 60% респондентов считают, что паника в СМИ и интернете из-за кароновируса преувеличена – все не так плохо, как кажется. В сложившейся ситуации российские власти должны, в первую очередь, сохранить экономику, не допустить массовых увольнений и роста цен, голод. Так считает 49% процентов опрошенных.
По мнению А.Х. Газизова: «Ситуация очень объемная в плане проблематики». МСП объединяют примерно 20 млн работников, многие коллективы собирались годами и нельзя допустить массовых увольнений.
Меры поддержки со стороны государства существенные, но недостаточные и запаздывают. Скорость принятия решений банками по кредитованию в условиях кризиса мала и выявлено большое количество отказов. Пострадавшими нужно считать МСП всех отраслей, а не ориентироваться на ОКВЭД.
Он задал риторический вопрос: «Мы живем в условиях неопределенности. Как будем жить дальше? Людям сейчас нужно дать новые правила, новую политику. Предприятиям МСП нужно предоставить существенные преференции, чтобы они обеспечили занятость, что на данный момент очень актуально».
Тезис: «В условиях неопределенности государство делает недостаточно и запаздывает», - поддержал И.А. Николаев. По его словам нужно оказать поддержку всем самозанятым, а не взимать с них налоги. Поддержку предприятий МСП необходимо увеличить с двух до четырех-шести месяцев. Даже в кризис есть сегменты рынка, которые бурно развиваются (например – курьерская доставка продуктов), таким сегментам нужно давать кредиты для развития бизнеса, для привлечения новых сотрудников.
Он высказал свой взгляд на сложившуюся ситуацию. Падения экономики России в 2020 году будет в интервале –10-25%, вероятнее всего –15%. Кризис уйдет и в 2021 год. Это не катастрофа. Экономика сожмется, но если правильно вести политику, то она будет вполне жизнеспособна.
Презентацию: «Российский бизнес в условиях пандемии» представила Г.Р. Имаева.
Уровень информационной грамотности населения и предпринимателей остается низким. В информационном пространстве много «фейков», которые многие не умеют фильтровать, поэтому, например, в Британии сжигают вышки 5G.
Текущий кризис отличается тем, что в группе риска экономически активное население 25-55 лет. По мнению представителей бизнеса, пострадали все отрасли экономики без исключения. Финансовые показатели упали у 85% МСП, а 73% требуется господдержка.
Темой презентации Ю. Ермоленко была: «Бизнес-климат. Результаты еженедельного мониторинга деловой среды в России».
Она сообщила, что на фоне шоковых событий 2020 года индексы бизнес-климата (выручка, операционная прибыль, число сотрудников, спрос на продукцию/услуги) снижаются. Значительно снизился уровень неопределенности с 17% до 5%, но снижение произошло за счет роста негативных ожиданий. Риск банкротств в секторе недвижимости и строительства вырос до 31%.
Был составлен рейтинг проблем, с которыми столкнутся компании при восстановлении деятельности после снятия ограничений: повышение закупочных цен – 46%; падения спроса, отток клиентов – 46%; сокращение заработных плат – 45%.
По утверждению Ю. Ермоленко: «Бизнес очень чувствителен к периоду отмены ограничений: если они будут сняты в середине июня, то каждая пятая компания будет восстанавливаться более года».
«В Чувашской республике 45 тыс субъектов МСП», - сообщил А.В. Маслов. Правительство Чувашии идет навстречу предпринимателям и оказывает им поддержку на местном уровне.
По результатам опроса, проведенного С.Ю. Барсуковой, она сделала следующие выводы: «Бизнес обращается к государству с двумя просьбами: помоги – дай деньги, отсрочки, вторая просьба – не мешай, уйди. Объявите мораторий на принятие новых технических регламентов, на введение маркировок в новых отраслях, на внесение новых законодательных инициатив».
Наше государство нельзя назвать «богатым». На фоне падения цен на нефть финансирование взятых государством социальных обязательств выглядит проблематичным. Также государство нельзя назвать «сильным». «Сильное государство то, которое может наладить координацию всех своих органов для решения определенной проблемы. Когда определенный орган вводит коды в Москве, а другой властный орган устраивает ручную проверку кодов на входе в метро, то для меня это проявления неэффективности, то есть слабости государственного аппарата», - подчеркнула С.Ю. Барсукова. Поэтому государство вряд ли поможет всем пострадавшим от кризиса.
Кроме этого она обратила внимание на то, что воспользовавшись сложившейся ситуацией, с просьбами о помощи будут обращаться и те субъекты МСП, которые разорятся в результате неправильно принятых управленческих решений, раздутых штатов, неквалифицированного менеджмента. «На наших глазах разыгрывается ярмарка лоббистских возможностей. Все отраслевые союзы будут пытаться выторговать максимально благоприятные условия для развития своей отрасли, и не известно у кого большие возможности у пищевиков или у туристической отрасли. Это не надо сбрасывать со счетов», - отметила С.Ю. Барсукова.
Анализируя складывающуюся ситуацию, она акцентировала внимание на том, что: «Люди входят в кризис через медийную многолетнюю обработку, что никогда еще так хорошо ситуация в стране не обстояла, что мы жили в состоянии благополучия. То есть люди морально не готовы нести тягости. Кризис 2008 года был кризисом промышленности. Кризис 1998 года был кризисом финансового капитала. Теперь кризис коснулся сферы услуг, а сфера услуг – это города миллионники. Мы получаем ситуацию резкого сокращения доходов, массовую безработицу людей, замкнутых в пределах МКАДа. Это уже не экономическая проблема, это население высокополитизированное, это население может быть легко выведено на протестные акции.
Но Москва питает и малые города. Огромное число людей, которые работают водителями, нянями, сиделками это жители провинции: Мордовии, Чувашии и так далее.
На тушение этого пожара государство бросит все силы».
Отвечая на итоговый вопрос дискуссии: «Сколько времени продлится выход из кризиса?», - ее участники пришли к консолидированному мнению, что выход продлится не менее года-двух лет, но малый бизнес восстановится быстро.

 

Сергей Козлов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить