Инвестиции, логистика, социальные объекты: якутский уголь решает задачи развития региона

Инвестиции, логистика, социальные объекты: якутский уголь решает задачи развития региона - фото 1Глава Якутии Айсен Николаев посетил Эльгинское угольное месторождение коксующегося угля. Как подчеркнул руководитель региона, несмотря на все ограничительные меры, компания «Эльгауголь» продолжает наращивать добычу угля, превращая месторождение в юго-восточный форпост промышленности Якутии. Так, в 2022г. добыто 20,1 млн тонн угля, что на 36,9% выше показателя 2021г


После выхода Эльгинского угольного комплекса на проектную мощность показатели добычи составят до 45 млн тонн, а численность занятых – порядка 20 тыс. человек. Компания планирует построить на месторождении 15 новых обогатительных фабрик. Активная работа ведется и по линии выстраивания логистических цепочек. У компании уже есть собственная железнодорожная ветка Эльга – Улак, которая связывает Эльгинское месторождение с БАМом. В прошлом году компания начала строительство железной дороги с выходом к Охотскому морю.
По словам генерального директора исследовательского агентства InfraNews, эксперта по логистическим комплексам Алексея Безбородова, ветка, ведущая к морскому порту, позволит инвестору быть независимым от работы загруженной Байкало-Амурской магистрали и гарантировать периодичность поставок своим покупателям. «Недоставленный уголь ничего не стоит. А если нет железной дороги, нет и доставленного угля», – сказал эксперт. При этом необходимо учитывать, что реализация таких больших проектов всегда предполагает взаимодействие бизнеса и власти.
Завлабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев отмечает, что строительство с нуля 500 км железной дороги по сложному рельефу потребует серьезных затрат от инвестора, а окупаемость этого проекта возможна только при увеличении добычи на Эльгинском месторождении. Если в будущем строительство потребует серьезного финансового участия со стороны государства, то эксперт убежден в необходимости перебросить на Тихоокеанскую железную дорогу часть составов БАМа, по которому в ближайшие годы на восток пойдет не только уголь, а еще нефть и нефтепродукты, часть импортных потоков, что загрузит его еще больше. Таким образом, новая железная дорога могла бы высвободить БАМ и Транссиб для более дорогих и важных грузов.
Семикашев подчеркивает, что «угольная эра» продлится еще минимум 30–40 лет, так что угледобыча не одно десятилетие будет вносить важный вклад в развитие промышленности республики. «В Якутии добывают качественный уголь. Там много коксующегося угля, который стоит дороже энергетического, а добычу можно вести более эффективным и дешевым открытым способом. То есть там получают дорогой продукт с низкой себестоимостью, это точно конкурентоспособно. Сейчас примерно четверть мирового энергопотребления – это уголь, и, несмотря на то что рано или поздно ряд стран откажутся от использования угля, избавляться сначала начнут от угля низкого качества. Даже Китай вместо своего угля будет с удовольствием потреблять якутский, потому что при сжигании он дает более высокий КПД и меньше выбросов СО2 и разных продуктов горения, которые локально ухудшают экологию», – отметил эксперт.
Промышленное развитие вносит вклад и в реализацию социальных проектов. На Эльгинском месторождении ведется строительство вахтового поселка, по сути нового города, на 25 тыс. человек. По итогам 2022г. компания вошла в рейтинг 100 лучших работодателей в области содействия занятости населения Якутии. При этом кандидатуры жителей региона для работы геологами, водителями, инженерами, машинистами и т.д. рассматриваются в первую очередь. Власти республики со своей стороны также содействуют трудоустройству жителей региона, с этой целью запущен проект «Местные кадры в промышленность». Около 270 человек в прошлом году были трудоустроены на месторождении по данной программе.
Доктор экономических наук, завкафедрой труда и социальной политики РАНХиГС Сергей Калашников поддерживает такую социальную политику руководства Якутии: «Я думаю, что это перспективное направление – создавать свои профессиональные кадры. Якутия живет за счет вахтовиков в нефтяной, алмазной, газовой промышленности. И нужно содействие местной власти, чтобы развивать республику не просто как кладовую полезных ископаемых, но и вместе с экономикой развивать свою рабочую силу».
Создание рабочих мест не единственный социально значимый эффект промышленного освоения региона. По мнению Валерия Семикашева, якутским властям особенно важно выстроить такой диалог с добытчиками, чтобы угольная отрасль приносила средства для развития республики. Взаимодействие с «Эльгауголь» уже дает свои плоды по линии строительства и крупных промышленных, и социальных объектов, привлечения инвестиций в регион, а также развития логистики.
Практика такого рода сотрудничества региональных властей и промышленных компаний является примером для решения задач, поставленных полпредом Юрием Трутневым на 2023г. Социально-экономическое развитие ДФО сегодня действительно во многом зависит от привлечения регионами инвестиционных проектов. В этом смысле у Якутии уже накоплен качественный опыт: за пять лет в экономику республики инвестировано свыше 1,5 трлн руб. Промышленный рост в предыдущем году составил более 10%, это один из лучших показателей по ДФО. По добыче нефти республика занимает первое место на Дальнем Востоке (второе место по стране), по запасам природного газа и золота – второе место. А такие компании, как «Эльгауголь», реализуют на территории Якутии проекты мирового масштаба.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить