Интеграция МСП в ESG-повестку

Интеграция МСП в ESG-повестку - фото 1Большинство МСП России знакомы хотя бы с одним действующим климатическим стандартом, а также с понятием «углеродный след»

79% МСП так или иначе знакомы с понятием «углеродный след», но 64% из них считают, что их компания не оставляет углеродного следа; а также хотя бы об одном климатическом стандарте осведомлены 61% опрошенных МСП.


Вторая волна исследования «Интеграция МСП в повестку устойчивого развития и ESG», проведенная Лигой зеленых брендов в августе 2023 года совместно с аналитическим партнером — IFORS Research, c партнером Лиги — общероссийской общественной организацией «Опора России» — и Комиссией по социальному предпринимательству, а также при поддержке Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы, входящего в Комплекс экономической политики и имущественно-земельных отношений столицы, выявила уровень осведомленности МСП по вопросу климатических стандартов и иных стандартов в области устойчивости.
Так, 51% МСП России знакомы хотя бы с одним стандартом в сфере устойчивого развития и ESG. Самый узнаваемый стандарт — ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (36%), соответствие данному стандарту отметили 69% из тех, кто его знает.
Кроме того, 61% МСП России знают хотя бы один климатический стандарт. Наиболее известными являются следующие: межгосударственный стандарт ГОСТ (38%), климатический стандарт ISO (34%) и Федеральный закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 2 июля 2021 года (34%).
О соответствии компании Федеральному закону № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 2 июля 2021 года сказали 81% респондентов, знающих о данном стандарте, климатическому стандарту ISO — 77%, а межгосударственному стандарту ГОСТ — 76% (среди знающих данные климатические стандарты).
Словосочетание «углеродный след» также на сегодняшний день знакомо малому и среднему предпринимательству: 79% опрошенных подтверждают этот факт. Однако только 22% хорошо осведомлены о понятии углеродного следа, а 56% имеют лишь общее представление.
При этом 64% МСП, знакомых с понятием «углеродный след», полагают, что их компания не оставляет углеродного следа. Всего лишь 34% предприятий малого и среднего бизнеса проводили расчеты выбросов парниковых газов, еще 8% из тех, кто не проводит в данный момент такой расчет, планируют его провести в ближайший год.
Эти данные наглядно иллюстрируют наличие потенциала для работы с повышением уровня знания представителей малого и среднего бизнеса о вопросах климатической ответственности.
В целях его повышения Лига зеленых брендов открыла прием заявок на участие в климатическом рэнкинге. В основу климатического рэнкинга положена методология климатической ответственности бизнеса, разработанная Лигой совместно с «КарбонЛаб». Методика позволяет компаниям пройти самооценку и оценить степень своей климатической зрелости. Так как Лига зеленых брендов является институтом развития, участие в ее рэнкингах для всех компаний бесплатно.
Климатический рэнкинг Лиги станет первым на российском рынке инструментом климатической оценки компаний с отраслевой привязкой. Он выйдет в ноябре этого года и станет шагом на пути движения к созданию Национального климатического стандарта и Сертификата.
Необходимость стандартизации и популяризации ESG-повестки понимают и в Правительстве Москвы. Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы, входящий в Комплекс экономической политики и имущественно-земельных отношений столицы, в начале 2023 года был наделен полномочиями по реализации в городе Москве политики по достижению Целей устойчивого развития и поддержке субъектов инвестиционной и промышленной деятельности, следующих ESG-принципам.
В. А. Овчинский, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы:
«В последние годы Москва сделала большой шаг вперед в реализации повестки устойчивого развития. Мы стали одним из первых городов Восточной Европы, который выпустил Отчет об устойчивом развитии, в котором созданная экосистема, инфраструктура столицы была высоко оценена международными экспертами. В этом документе также особо отмечена роль бизнес-сообщества в достижении Целей устойчивого развития. В последние несколько лет можно увидеть значительное внимание к Повестке-2030 со стороны крупных предприятий, однако мы убеждены, что сектор малого и среднего бизнеса не менее важен для перехода на качественно новый уровень в области устойчивого развития — тем более что он уже достаточно активно включен в ESG-контекст, как подтверждает исследование Лиги зеленых брендов, компании IFORS Research и Комиссии по социальному предпринимательству "Опоры России". Мы уверены: комплексная поддержка бизнес-сообщества, оказываемая городом, а также непосредственный диалог с различными заинтересованными сторонами, установление партнерских отношений обеспечат городу Москве планомерное и уверенное достижение всех Целей устойчивого развития».
Согласно текущему исследованию, 63% МСП России входят в цепочку поставок (то есть в настоящий момент являются поставщиками продуктов и услуг для среднего и крупного бизнеса). Необходимо отметить, насколько МСП знакомы с термином «зеленая цепочка поставок»: 53% МСП так или иначе знают, что это (11% хорошо знают, еще 42% слышали, но не знают подробностей).
37% МСП проверяют своих поставщиков и производителей на предмет наличия экологических сертификатов и кодекса поставщиков. А опыт получения экологического сертификата или опыт вхождения в базу ответственных поставщиков есть у 32% представителей малого и среднего бизнеса России.
О существовании экологической маркировки знает 38% малого и среднего бизнеса России. Самыми известными экологическими маркировками являются: «Маркировка Системы сертификации качества (ССК) Федерального центра сертификации» (51%) и «Листок жизни» (43%). Отвечая на вопрос о целесообразности экологической маркировки, МСП, знакомые с этим понятием, отмечают, что экомаркировка — это знак качества (37%) и ориентир для потребителя при выборе товара (37%). По мнению 67% МСП, знакомых с понятием экомаркировки, государственные зеленые закупки (ГЗЗ) вполне могут стать стимулом для получения компаниями экомаркировки.
В каждой волне участвуют 800 представителей малого и среднего бизнеса, на вопросы анкеты отвечают руководители предприятий. Исследование охватывает все федеральные округа России, выборка отражает распределение МСП в стране по географии ведения деятельности, по размеру бизнеса и отраслям предприятий (охвачены все ОКВЭД, в которых работают МСП, вот некоторые из них: торговля оптовая и розничная, обрабатывающие производства, строительство, образование).
«Благодаря совместным усилиям партнеров мы продолжаем исследовать глубину знания МСП инструментов зеленого рынка. Есть общее мнение, что на уровне МСП инструменты оценки, сертификации, маркировки и экологического управления развиты слабо. Что во многом развитие в этом сегменте рынка происходит за счет усилий и требований закупщиков. Это, безусловно, так. Но данные последней волны наших исследований демонстрируют, что в том числе благодаря внедрению в сегмент МСП инструментов добровольной сертификации и маркировки происходит проникновение зеленой и климатической повестки в сегмент МСП. Нас это, безусловно, вдохновляет: ведь деятельность Лиги зеленых брендов сосредоточена на создании систем самооценки и добровольной сертификации, которые, в свою очередь, не только стимулируют развитие зеленого рынка, но и противодействуют гринвошингу и тем самым повышают доверие закупщика и потребителя к сертифицированным производителям и их товарам», — уточняет Анастасия Попова, президент Лиги зеленых брендов и CEO Проекта +1.
«Очередное погружение в тему интеграции МСП в повестку устойчивого развития и ESG показало, что бизнес готов к интеграции, но есть термины устойчивого развития, которые требуют дополнительных разъяснений. Если говорить о понятии "углеродный след", то можно заключить, что необходимы следующие разъяснения:
• Общая информированность о понятии
56% имеют только общее представление о том, что такое "углеродный след", то есть не знают подробностей. Малый и средний бизнес, хорошо знакомый с понятием "углеродный след", чаще всего связывает это понятие с выбросом углекислого газа (33%) и концентрацией углекислого газа в воздухе (26%). Более широкое определение, а именно — "совокупность всех выбросов парниковых газов, которые прямо или косвенно производятся в результате деятельности людей и компаний", выбрали только 19% опрошенных МСП, хорошо знающих термин "углеродный след".
• Информация о том, как появляется углеродный след
64% МСП, знакомых с понятием "углеродный след", считают, что их компания не оставляет такой след.
Также разъяснений и дополнительной информации требуют термины: зеленая цепочка поставок, принцип замкнутого цикла поставок, экологическая маркировка.
Несмотря на то, что МСП не всегда информированы о подробностях и деталях понятий, есть направления, по которым большинство представителей МСП разрабатывают и утверждают цели и стратегии развития, что так или иначе относится к повестке устойчивого развития и ESG: информационная безопасность и конфиденциальность данных (61%); обучение и развитие персонала (58%); охрана и условия труда (55%). Эти цифры говорят о высокой готовности к повестке устойчивого развития и ESG со стороны МСП. Будем продолжать следить за интеграцией малого и среднего предпринимательства в повестку устойчивого развития и ESG и рассказывать вам о выявленных трендах», — комментирует директор по развитию IFORS Research Юлия Ермоленко.
«Новая волна исследования, безусловно, открыла новые инсайты по вовлеченности МСП в повестку устойчивого развития. Нам всем становится понятно, что малому и среднему бизнесу необходимо внедрять принципы ESG, потому что это влияет не только на долгосрочное стратегическое развитие, но и определяет успех предприятий и их конкурентоспособность на современных рынках. Погруженность МСП в повестку приводит к снижению рисков, улучшению репутации и доступу к новым рынкам, сегодня это в большей степени является стратегической необходимостью для выживания и процветания. Исследование помогло понять ключевые пробелы и направления интеграции МСП в повестку устойчивого развития», — комментирует Марина Додонова, ответственный секретарь Федеральной комиссии по социальному предпринимательству «ОПОРЫ РОССИИ».
О Лиге зеленых брендов
Лига зеленых брендов — объединение компаний/брендов, внедряющих в свои бизнес-модели принципы устойчивого развития. Лига — это одновременно методологический центр и коммуникационная площадка для бизнеса, на которой в рамках открытого диалога бизнес может найти оптимальные для повседневной практики пути трансформации деятельности в контексте устойчивого развития.
Лига зеленых брендов была создана в 2019 году по инициативе компании Unilever совместно с коммуникационной экосистемой, поддерживающей развитие отрасли УР в России, — Проектом +1. На этапе создания Лиги ДРТ разработала двухэтапную методологию оценки уровня устойчивого развития для крупного бизнеса. Данная методология учитывает ключевые международные показатели. Прохождение оценки уровня соответствия экологическим, управленческим и социальным критериям данной методологии позволяет компании или бренду стать членом Лиги зеленых брендов. На данном этапе методология передана Роскачеству и легла в основу разработки Национального стандарта и Зеленого сертификата.
В 2021 году ДРТ разработала для Лиги зеленых брендов методологию оценки уровня устойчивого развития для малого и среднего бизнеса (МСБ) в цепочке поставок.
В 2022 году Лига зеленых брендов разработала методологию оценки климатической ответственности совместно с «КарбонЛаб» и ДРТ. В дальнейшем эту методологию планируется положить в основу Национального углеродного стандарта.
Сегодня Лига зеленых брендов включает 43 бренда/компании в статусе членов и порядка 3 компании/бренда в статусе ассоциированных членов.
www.greenbrands.ru

Об IFORS Research
IFORS Research — исследовательско-консалтинговая компания. Она занимается изучением взаимодействия бренда компании с потребительскими и непотребительскими целевыми аудиториями — общественностью, сотрудниками, представителями МСП, государственными органами, СМИ, инвесторами, партнерами. К нам обращаются владельцы и руководители компаний, руководители по связям с общественностью, руководители по персоналу и внутренним коммуникациям, руководители по маркетингу, руководители консалтинговых и коммуникационных компаний.
www.ifors.ru

Об «Опоре России»
«Опора России» — общественное объединение малых и средних предпринимателей России. Это площадка для эффективного профессионального диалога владельцев и руководителей предприятий и представителей федеральных органов исполнительной власти, региональной власти и муниципалитетов, контролирующих органов, инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также представителей экспертного сообщества.
Организация создана 18 сентября 2002 года. Основная цель деятельности «Опоры России» — содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в РФ, обеспечивающих эффективное развитие экономики. Президентом организации с 2014 года по настоящее время является Калинин Александр Сергеевич.
«Опора России» объединяет более 400 тыс. предпринимателей, 100+ отраслевых союзов, ассоциаций, гильдий, иных членов в составе Ассоциации «НП "Опора"» (структура в составе «Опоры России»), проводит 1000+ федеральных и региональных мероприятий в год. Подробная информация о деятельности «Опоры России» доступна на официальном сайте.
www.opora.ru

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить