14 октября - День работника заповедного дела

14 октября - День работника заповедного дела - фото 1Уже почти четверть века – с 1999 года – отмечают свой профессиональный праздник сотрудники особо охраняемых природных территорий нашей страны


Первый российский заповедник – «Баргузинский» – был образован 106 лет назад для охраны соболя в Республике Бурятия. А ровно 40 лет назад – в 1983 году – в нашей стране были созданы первые национальные парки – «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край).
Создание особо охраняемых природных территорий положило начало масштабной деятельности, связанной с охраной природы в нашей стране.
Сотрудники заповедной системы – хранители уникального природного наследия. Эти люди глубоко понимают и любят природу, защищают ее от браконьеров, проводят редчайшие научные исследования, помогают восстановить популяции редких видов животных и растений, проводят акции по уборке и лесовосстановлению, вовлекая в эколого-просветительские проекты школьников, студентов и местное население, открывают красоту уникальных мест тысячам туристов со всего мира.
Свой профессиональный праздник сотрудники ООПТ чаще всего встречают на работе: в лабораториях, экспедициях, рейдах, визит-центрах. Нередко - в непростых погодных и климатических условиях.
В настоящее время в 107 заповедниках, 68 национальных парках и 63 заказниках федерального значения трудится более 10 тысяч 200 человек. Для многих из них заповедное дело стало выбором на всю жизнь.
В заповедную систему можно попасть случайно, но остаться в нем случайно – нельзя, ведь работа на ООПТ требует полной отдачи. Те, кто остается в профессии, могут себя искренне назвать «заповедными людьми». Заповедная система России по праву гордится крепкими коллективами, трудовыми династиями и яркими, самобытными людьми, искренне преданными своему делу.
Отрадно, что каждый год в заповедники и национальные парки приходят молодые юноши и девушки, которые под чутким руководством наставников становятся настоящими профессионалами.
Одним из таких людей является государственный инспектор Кроноцкого заповедника (Камчатский край) Полина Унагаева. Уроженка Бурятии, она окончила Иркутский Аграрный университет по специальности «биолог-охотовед». После чего судьба прочно связала ее с Камчаткой.

Полина Унагаева: «Чтобы строить планы на будущее, я хочу ещё вырасти в профессиональном плане».
Выбрав нетипичную для девушки профессию (в Кроноцком заповеднике работают более 40 госинспекторов, и только 6 из них – женщины), Полина Унагаева осуществляет инспекторские рейды по обширной территории заповедника, пресекает возможные нарушения природоохранного режима, сопровождает туристические группы, обеспечивая безопасность в экскурсионных турах. За несколько лет молодому госинспектору удалось поработать в разных частях ООПТ и ощутить специфику нескольких территорий.
«В заповедной системе я работаю три года. Когда училась на факультете охотоведения Иркутского аграрного университета, на третьем курсе узнала о возможности посетить Камчатку и поработать в Кроноцком заповеднике. Мне здесь очень понравилось, поэтому я решила сюда вернутся после окончания университета. Так и получилось. В связи со спецификой работы на территории, участковые государственные инспекторы занимаются обучением новых молодых сотрудников прямо на территории заповедника, поэтому когда я пришла работать в заповедник, меня ввёл в работу и познакомил с особенностями ООПТ участковый госинспектор. Местность, климат, условия и специфика работы на Камчатке сильно отличается от той, которую я наблюдала у себя дома, на Байкале. Вместе с коллегами мы осуществляем различные виды патрулирования территории: пешком, а также с помощью мото- и акватехники», – рассказала Полина Унагаева.
Девушка отмечает, что работа ей очень нравится, несмотря на то, что в ней есть своя специфика: госинспекторы практически постоянно – 10 месяцев в году – находятся на ООПТ.
«Самое сложное для меня – проводить большое количество времени вдали от близких. Были мысли о других ООПТ, где госинспекторы находятся на территории меньше времени, чем мы. Но заповедная природа Камчатки несравнима ни с чем. Я несколько лет отработала в Долине гейзеров, немного на кальдере вулкана Узон, трудилась на побережье Тихого океана и кордоне Мыс древних стоянок, а сейчас уже год работаю на Лазовском участке. Сейчас браконьерство в заповеднике – большая редкость, так как много лет назад оперативники смогли вытеснить их с наших территорий. В ходе рейдов чаще составляются определения на незаконное нахождение на ООПТ. Ходим всегда с оружием, так как на территории много диких животных, прежде всего – бурых медведей. Нравится больше всего - природа. Нет суеты, жизнь идёт спокойно и вокруг одна красота. Мой совет для молодых специалистов: никогда не останавливайтесь, несмотря на трудности, потом станет легче. Чтобы строить планы на будущее, я хочу ещё вырасти в профессиональном плане», – отметила госинспектор.
***
Одной из основных задач заповедников и национальных парков является ведение научно-исследовательской деятельности и мониторинга окружающей среды.
В 2022 году общая численность сотрудников, осуществляющих научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность на ООПТ, составила 811 человек, в их числе – 52 доктора наук и 382 кандидата наук. В прошлом году 3 сотрудника ООПТ защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, 7 – диссертации магистра.
Не менее 10 ООПТ федерального значения, расположенных в разных биогеографических регионах РФ, имеют в своём составе профессиональные научные коллективы численностью более 15 научных сотрудников, фактически выполняющие роль региональных и международных исследовательских площадок, а также центров проведения учебных и производственных практик по профильным специальностям. Так, в прошлом году учебную практику на базе 70 ФГБУ ООПТ прошли около 2 тысяч студентов.
Важным направлением научной деятельности ООПТ является проведение научных прикладных и поисковых исследований, на основе результатов которых актуализируются перечни объектов животного и растительного мира, в том числе занесенных в Красную книгу РФ и регионов, ведется госкадастр объектов животного мира, осуществляется оценка их численности, прогнозируется уровень угроз экологического характера, изучается влияние негативных последствий на экосистемы, связанных с изменением климата, пожарами, чрезмерными рекреационными нагрузками, изучается историко-культурное наследие на ООПТ.
На заповедных территориях действуют питомники, центры реинтродукции и реабилитации редких видов животных, экспериментальные вольерно-парковые площадки, питомники редких и ценных видов растений.
Последние годы сотрудники ООПТ активно внедряют современные технические средства для проведения научных исследований, мониторинга природных комплексов и объектов (фото и видеорегистраторы, квадрокоптеры, беспилотные летательные аппараты и т.п.). Но главным инструментом научного сотрудника попрежнему остается выносливый организм, который позволяет выдерживать многодневные маршрутные учеты и недельные полевые экспедиции.

Александра Сонникова: «Здесь сбылись мои самые заветные мечты...»
Ведущий научный сотрудник объединенной дирекции заповедника «Саяно-Шушенский» и национального парка «Шушенский бор» Александра Сонникова уже 45 лет изучает флору Западного Саяна. Она внесла неоценимый вклад в ботанические исследования растительного мира на юге Красноярского края.
С ранних лет Александру интересовало, как устроен и функционирует мир. Видимо, это любопытство и привело ее на биологический факультет Абаканского государственного педагогического института. После получения диплома девушка работала в школе на севере Красноярского края, затем приехала в посёлок Шушенское и поступила на работу в мемориальный музей-заповедник «Сибирская ссылка В.И. Ленина».
С момента организации научного отдела в Саяно-Шушенском заповеднике Александра Евгеньевна начала исследовать флору этой территории – с 1978 года. Такое впечатление, что все предыдущие годы были некой закалкой, подготовкой для этой важной миссии – исследовательской работы научного сотрудника молодого сибирского заповедника.
«Здесь мне пригодились накопленные знания и умения, жизненный опыт и навыки, именно здесь сбылись мои самые заветные мечты – о путешествиях, о встречах с исследователями, о личном вкладе в науку», – делится Александра Сонникова.
Молодому ученому посчастливилось делать описания в незатопленной долине реки Енисей, формировать первые списки флоры и выявлять происходящие изменения. Это увлекающаяся личность – за время работы в заповеднике она активно развивала геологические и археологические исследования, привлекала специалистов ведущих институтов страны для изучения почв уникальной заповедной части Западного Саяна, а также строила систему териологических исследований и формировала коллекции – основу для сравнительного анализа.
За годы научной деятельности Александра Сонникова собрала уникальный материал по флоре Саяно-Шушенского заповедника и смежных территорий, сформировала гербарий растений заповедника (сосудистых растений, мхов и лишайников), представляющий крупнейшее научное собрание гербарных образцов на юге Красноярского края, которое насчитывает более 17 000 листов, совместно с коллегами описала 6 новых для науки видов растений, подготовила ряд научных трудов. Большое значение Александра Евгеньевна придавала и развитию экологического туризма.
Одно из прекрасных растений семейства лилейные, произрастающее на территории Саяно-Шушенского заповедника и национального парка «Шушенский бор», носит название рябчик Сонниковой. Собранные в разное время на территории заповедника и национального парка образцы неизвестного науке растения были переданы Александрой Евгеньевной для обработки в Центральный ботанический сад г. Новосибирска. В науку этот вид вошёл под названием рябчик Сонниковой.
В настоящее время Александра Евгеньевна продолжает свою научную деятельность, с удовольствием делится опытом с коллегами, которые её знают любознательной, харизматичной, неравнодушной, влюблённой в свою работу, ответственной, творческой, увлекающейся и готовой прийти на помощь.
***
Помимо научной и охранной деятельности, развития экологического туризма, важнейшим направлением работы ОППТ является экологическое просвещение – оно позволяет привлечь к делу защиты природы как можно больше сторонников, воспитать экологическую культуру и сформировать бережное отношение к окружающему миру.
Следуя своему призванию, некоторые представители заповедной системы отправляются буквально на другой конец света – в противоположный конец страны. А некоторым судьба дает возможность родиться прямо на территории заповедника. Пример тому – Ольга Калинина из Приокско-Терассного заповедника, ведущий специалист по экологическому просвещению и прекрасный фотограф.

Ольга Калинина: «Работаю в заповеднике с рождения»
Отец Ольги, Виктор Калинин, пришел в Приокско-Террасный заповедник едва ли не с момента его основания. Долгое время работал заведующим зубровым питомником. Легендарный Виктор Николаевич ушел из жизни на 1996-м году. Как и дочь, он тоже на протяжении всей жизни фотографировал природу.
«Да, я родилась прямо в заповеднике, на десятом кордоне. Два дома были построены на территории, когда питомник только планировался. Именно для того, чтобы сотрудники жили рядом и могли в любое время дня и ночи прийти и посмотреть, как дела у зубров. В одном из домов жил Заблоцкий М.А., а в другом - мы. Я с самого раннего детства видела зубров и не представляла, что это такой редкий вид из Красной книги. Были моменты, когда выходишь из дома и рядом на полянке видишь вольное стадо зубров. Самое яркое воспоминание у меня осталось в тот раз, когда я возвращалась из школы, а на лесной тропинке стоял зубр. Я маленькая была и мне казалось, что он просто огромен. Я смотрела на него, он - на меня. В конце концов поняла, что мне придётся его как-то обойти - он не отступит. На самом деле, зубры спокойные и не агрессивные, но «молодёжь» очень любопытная, а это как раз был зубр лет 3-х, – вспоминает свое «заповедное детство» Ольга Калинина.
Несмотря на привычное с детства место, заповедник для нашей героини всегда был особенным. Это не простой лес - в заповеднике нельзя собирать грибы и растения, даже заходить на его территорию нельзя: «Было единственное исключение, когда уже в студенческие годы ко мне иногда приезжали одногруппники и мы совершали походы в питомник. Но исключительно к зубрам, не в лес».
После школы Ольга Калинин закончила ветеринарную академию и 11 лет работала ветеринаром в совхозе «Серпуховский». А в двухтысячном году пришла в заповедник, когда там как раз появилась ставка экскурсовода.
В питомнике за это время многое поменялось - и зубры, и люди. Появилась смотровая вышка, с которой можно полюбоваться на зубров и бизонов. Стало больше посетителей.
О своем увлечении фотографией Ольга Калинина рассказывает так:
«Первый фотоаппарат появился у меня в 14 лет. Папа подарил. Я на самом деле не очень хороший фотограф, так как я всё время спешу, у меня всегда мало времени. А для того, чтобы хорошо снимать, нужно время, терпение и усидчивость. Чтобы получилась хотя бы одна хорошая фотография, надо потратить время. Не час, два, три, а целый день. Ещё очень важно время суток - надо рано вставать или поздно ложиться. Ясный день мне не особенно интересен, зато интересные кадры могут получиться, когда идет дождь, сильный снегопад, когда появляется туман, иней, ударяют заморозки. Вообще, я в заповеднике не фотограф. Я – ведущий специалист отдела экологического просвещения: немного гид, менеджер, организатор и немного фотограф... Больше с людьми общаюсь, чем природу фотографирую.
Любимых мест для фотосъемки в заповеднике у Ольги несколько. На севере заповедника тайга и болота, а на юге - поросшие соснами и укрытые мхом песчаные валы. Что касается времени съемки, весной и начале июня – это «Долы», когда начинается цветение ковыля, и все становится как будто в снегу. Интересное время - начало мая, когда начинает цвести русский рябчик или начало августа, когда цветет черная чемерица.
На вопрос, не жалко ли, что любоваться заповедной красотой туристам можно не во всех частях заповедника, Ольга отвечает отрицательно:
«Нет. Чем меньше сюда приходит людей, тем больше сохранится природа. На самом деле, таких красивых лесов очень много даже у нас в Подмосковье. Например, вокруг тех же Лужков растут удивительные сосновые боры. Пусть там не такие высокие валы, как в заповеднике, но все равно, это очень красивые места. Те же степные, реликтовые растения встречаются не только у нас в заповеднике, их часто можно увидеть в других местах в пойме Оки. Просто они не в таком количестве. Жаль, что продолжающаяся распашка и теплицы в пойме скоро приведут к тому, что мы и этого уже не увидим. К лесу, наверное, надо как-то относиться по-другому, видеть иначе, слышать. Вот птица запела... Кто-то обратил на это внимание и ему интересно, а для другого человека это просто фон. Не говоря уже о растениях».
Самым фотогеничными животными фотограф и специалист по экопросу считает зубров. Из зубров любимец Ольги – бык Мураками, на фото хорошо получаются Августин и Мучадр. С остальными гораздо сложнее – нужно везение. Интересные кадры получились недавно и с молодой лосихой на водоеме. А мечта фотографа – увидеть рысь и сфотографировать благородного оленя.
***

Как и в любом деле, в заповедном очень многое держится на сотрудниках технического профиля – незаметных, но незаменимых. Один из них – бывший руководитель Каргопольского сектора Кенозерского нацпарка Николай Попов.

Николай Попов: Где хозяин прошёл, там и хлеб уродился!
«Это настоящий хозяин!» Именно такими словами буквально каждый начинает свой рассказ о Николае Попове. Николай Иванович — человек дела, рачительно и обстоятельно заботившийся о своём «маленьком государстве» — Каргопольском секторе Кенозерского национального парка, которым руководил с 1999 по 2021 год, отдав нацпарку более 20 лет своей жизни. Он работал здесь с 1993 года — сначала трактористом в СХП, затем механиком. Под его управлением находилось большое хозяйство. И во всём чувствовалась его забота, скрупулёзность и смекалка.
Природный инженерный талант Николая Ивановича проявлялся буквально в каждом объекте, построенном или отремонтированном в Каргопольском секторе. Доброжелательность и выдержка помогали ему в работе с большим коллективом. Талантливый организатор и ответственный руководитель, он был неизменно приветлив с коллегами.
Сейчас Николай Иванович на пенсии, но несмотря на заслуженный отдых, всегда с радостью консультирует коллег, если вдруг потребуется помощь.
Рачительный хозяин, заядлый рыбак, заботливый глава семьи, нежный дедушка – вот он, Николай Иванович Попов!

Елена Шатковская, первый директор Кенозерского национального парка:
«В первые годы существования нашего национального парка ситуация была очень сложная. Особенно в Каргопольском секторе. В то время в структуре нацпарка было сельскохозяйственное предприятие «Лекшмозеро» с несколькими сотнями голов крупного рогатого скота. И конечно кадры, особенно руководящий состав, были самой большой проблемой. Не буду скрывать, остро стоял вопрос с пьянством. Иногда в те годы я думала: «Боженька, ну почему деревня Морщихинская тоже входит в состав Кенозерского национального парка?» Вот такое было ощущение безнадёги. И начали мы с расчистки подъезда к деревне, да и самой деревни, постепенно формировался коллектив. Менялось отношение к работе и к Парку. Определенный «прорыв» случился в 1998 году, когда управляющим Каргопольского сектора стал Николай Иванович Попов. И тогда я почувствовала значительное облегчение в своей работе. У сектора появился хозяин. А у хорошего хозяина – не только права, но и много обязанностей, большая ответственность. Николай Иванович – человек «от земли», владеет разными специальностями и разбирается во многих вопросах. Он очень неравнодушный! Николай Иванович не просто исполнял задания по строительству, капитальному ремонту зданий и сооружений, но и сам активно включался в процесс проектирования, предлагает и реализует решения по усовершенствованию инфраструктуры. Вспоминается недавний случай, когда у нас один архитектор из Москвы попросил чертежи смотровых вышек на «Тропе предков» и «Тропе муравейников». Как он был удивлен, когда узнал, что вышки построены по проекту «в уме» Николая Ивановича! Он был не простой исполнитель, а творческий руководитель! Мне с ним по-человечески очень комфортно. Вот, иногда мы с ним рассуждаем: «Сколько уже сделано, пора, наверное, прекращать строить, реконструировать. Хотелось бы уже получать отдачу от сделанного. Но через мгновение становится понятно, что почивать на лаврах ещё не придется долго-долго.».

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить