Кострома считается жемчужиной «Золотого Кольца России» и это вполне заслужено. Здесь соединены воедино архитектурные памятники разных исторических эпох. Центральная часть города представляет собой целостный, образцовый в своём роде, архитектурный ансамбль конца XVIII—XIX веков. Памятники провинциального классицизма составляют главную гордость Костромы.
Кострома – старинный русский город, раскинувшийся на двух берегах реки Волги, в месте впадения в нее реки Костромы в 301 км к северо-востоку от Москвы и 65 км от Ярославля, гармонично сочетающий в себе все удобства, присущие современной инфраструктуре, и атмосферу старой, дореволюционной России. Величавые памятники эпохи классицизма и уютные каменные и деревянные домики с причудливой лепниной и резными наличниками, тенистые аллеи, бульвары, парки и крупные краснокирпичные промышленные комплексы.
Кострома была основана в 1152 году Суздальским князем Юрием Долгоруким. Первое летописное известие о Костроме относится к 1213 году. В тридцатые годы XIII века Кострома была сожжена войсками Батыя. После 1239 года Кострома была восстановлена великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем.
В 1272 году великим князем владимирским стал Василий Ярославович, сын Ярослава. Он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, сделав ее тем самым столицей Северо-восточной Руси. После смерти Василия Ярославича Кострома стала глухим городом. В 1330-1340 годах она была прикуплена Иваном Калитой и вошла в число городов Московского княжества. В XIII-XIV веках вокруг Костромы возникают укрепленные монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский монастырь и Николо-Бабаевский монастырь.
Тяжелые испытания Смутного времени в начале XVII века не обошли стороной Кострому. В 1608 году отряд польской шляхты захватил Кострому и укрепился в ней. Осенью 1608 года в древнем Галиче поднялось восстание против поляков, быстро распространившееся по всем городам костромского края. В ноябре - декабре 1608 года галичане и костромичи, организовав первое народное ополчение, освободили Кострому. В 1612 году костромские люди вошли в ополчение Минина и Пожарского, освободившего Москву. Вскоре после изгнания интервентов Кострома оказалась центром событий, имевших общерусское значение. В 1613 году земский собор постановил избрать на царство племянника первой жены царя Ивана Грозного Анастасии - Михаила Федоровича Романова.
Шестнадцатилетний будущий царь, вместе с матерью, инокиней Марфой, находился в это время в своей костромской вотчине - Домнино. В начале 1613 года в окрестностях Домнина появился польский вооруженный отряд, имевший целью устранить Михаила Романова как наиболее реального претендента на престол. Но этим планам не суждено было осуществиться. Встретившийся на пути врагов домнинский крестьянин Иван Сусанин, которого они пытались заставить указать дорогу к месту пребывания будущего царя, завел врагов в непроходимые чащи, и там погиб от их рук. Но и поляки погибли. Михаил Федорович укрылся за стенами Ипатьевского монастыря. Сюда и явилась делегация, чтобы вручить юному царю разоренную державу. В Троицком соборе монастыря Михаил Романов дал торжественное согласие венчаться на царство.
С двадцатых годов XVII века начался новый этап в развитии города. На протяжении всего XVIII века Кострома продолжала развиваться как промышленный, торговый и политический центр обширного региона. В 1767 году во время путешествия по Волге Екатерина II посетила Кострому. Встретив здесь восторженный прием, в благодарность за гостеприимство Екатерина пожаловала городу герб с изображением ладьи «Тверь», на которой она прибыла в Кострому. В ее же царствование Кострома стала центром губернии, а в 1781 году. Кострома получила утвержденный императрицей генеральный план городской застройки. Легенда гласит, что Екатерина II на вопрос, какой она хочет видеть Кострому, развернула свой веер - вот город и спланирован по веерной системе. Центром Костромы стала полукруглая площадь, раскрытая к Волге. В радиальном направлении от нее расходятся улицы-лучи.
Население Костромы - 277 393 чел. (2021 год). Площадь города составляет 144,5 кв.км.
Центральная часть города представляет собой целостный, образцовый в своём роде, архитектурный ансамбль конца XVIII-XIX вв. Памятники провинциального классицизма составляют главную гордость Костромы. Среди построек времени Александра I примечателен ансамбль Сусанинской площади: здания гауптвахты и пожарной каланчи, Присутственных мест, дом С.С. Борщова. В центре симметрично расположены: Большие Мучные (1789-1793 годы) и Красные торговые ряды (1789-1800 годы) Здания окружены открытыми сводчатыми галереями. В каждой арке устроена была отдельная купеческая лавка со своим входом и витриной, конторой на втором этаже и складом в подвале. С южной стороны Красных рядов пристроена церковь Спаса в Рядах с колокольней, во дворе расположены Мелочные ряды (1831-1832 годы).
Большое количество поломников привлекает в Кострому одна из величайших российских святынь – чудотворная икона Божей Матери «Феодоровская», которая хранится в действующем Богоявленско-Анастасийском женском монастыре.
Богоявленско-Анастасиин монастырь был основан в 1426 году учеником Сергия Радонежского Никитой Костромским на реке Суде, недалеко от костромского кремля.
В 1559-1565 годах был построен первый каменный собор монастыря - высокое здание на подклете, с позакомарным покрытием и массивными нарядными барабанами под золотыми куполами. Центральный купол с крестом и барабаном по высоте почти идентичен основному объему храма. Первоначально собор опоясывала галерея с крыльцами, которую позднее разобрали. В 1672 году храм по заказу богатых костромских бояр Салтыковых расписала артель Гурия Никитина и Силы Савина.
В 1609 году монастырь после долгой осады был взят поляками, которые разграбили и сожгли его.
В 1642-1648 годах вокруг монастыря возвели высокую стену с башнями, от которой сохранилась лишь перестроенная в колокольню башня.
В 1863 году монастырь, разрушенный вследствие пожара 1847 года и лежавший в запустении, объединили с Анастасьиным монастырем, преобразовав его в женский и переименовав в Богоявленско-Анастасьинский.
Подплывая к Костроме издалека можно увидеть памятник Ленину. У этого памятник интересная история. В 1913 году в России торжественно и пышно отмечалось 300-летие царствования рода Романовых. Было проведено большое количество мероприятий по всей стране, одним из центральных должна была стать закладка памятника 300-летию царствовавшего дома Романовых в Костроме. Монумент был задуман как сооружение высотой 36 метров с 26-ю скульптурами исторических личностей и барельефами по кругу постамента, иллюстрирующими важнейшие события Российской истории. Несколько лет шла работа по организации всероссийской подписки на средства для сооружения монумента.
Закладка состоялась 20 мая 1913 года в присутствии Николая II и его семьи, в торжественной обстановке при параде местных войск. Дата закладки монумента также была приурочена к 760-летию основания города. Первая мировая война помешала завершению памятника. Окружающие памятник строительные леса простояли заброшенными весь 1917-й и несколько первых месяцев 1918 года. После Первомая 1918 года губисполком создал комиссию «по переустройству памятника 300-летия дома Романовых в «Памятник Свободы». После смерти В.И. Ленина в январе 1924 года постамент было решено использовать для установки памятника вождю. К 1 мая 1928 года на постаменте, верхняя часть которого была разобрана, установили бетонную статую В.И. Ленина. К 1981 году бетон разрушился, и в 1982 году был установлен новый монумент из бронзы. Ленин представлен в традиционном образе вождя пролетариата, произносящего агитационную речь, смысл которой подчёркивается энергичным жестом правой руки.
Еще один символ Костромы - Беседка Островского. Она расположена на берегу Волги, на высокой насыпи, которая осталась от валов древнего кремля, и отсюда открывается один из самых роскошных видов на реку. Сам Островский никогда в этой беседке не был - она появилась здесь уже после его смерти, в 1956 году. Однако архитектурный стиль, в котором она построена, можно вполне отнести к временам жизни писателя. Беседка выполнена из семи колонн и крыши, именно такие конструкции представляли собой садовые беседки в старинных русских усадьбах. Беседка Островского известна еще и тем, что «снималась» в фильме «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница»
Архитектурный облик города не застыл, а продолжает развиваться в ногу со временем, Появившиеся на улицах Костромы забавные городские скульптуры органично вписываются в окружающее пространство и напоминают прохожим, что на дворе уже XXI век.
Несомненно, что Кострома заслуживает того, чтобы знакомство с ней продолжалось не один день и не один раз.
Сергей Козлов
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON