Итак, железные дороги в Южном Закавказье, имеющие важнейшее значение для общекавазских и евроазиатских экономических связей, уже разблокируются. Но пока не все: транспортная блокада Армении, введенная Турцией еще в 1993 году, до сих пор сохраняется. Также сохраняется - уже которое десятилетие — нерешенность вопроса самоопределения курдов, издавна проживающих, в основном, в сопредельных друг с другом районах Турции, Ирака, Ирана и Сирии. А также в ряде приграничных районов Армении и Грузии. Турция же не забывает об утерянной ею Аджарии...
Означенные ситуации чреваты переделом межгосударственнных границ в столь обширном регионе. В том числе и потому, что не только в самой Армении, но и в обширной армянской диаспоре (до 10 млн. чел., 2019 г.) политически отягощены передачей в 1919-21 гг. Турции, по настоянию Советской России, большей части Западной Армении. Отвоёванной Россией у Турции в 1878 году.
Причем недовольство таким «подарком» в адрес Турции проявлялось и в Армянской ССР: известные теракты в 1977 г. Москве армянских националистов-выходцев из Армянской ССР — максимальное подтверждение того недовольства.
Между тем, с середины 60-х гг. действует нелегальное «правительство» Западной Армении, периодически сотрудничающее с курдскими партизанами в Ираке и Турции. Но армяно-курдскому союзничеству мешают давние споры о границах между «перспективно-независимым» Курдистаном и «объединённой» Арменией. Что, разумеется, используют политические круги Турции и Ирака, небезуспешно навязывая курдам стародавнюю концепцию «армяне - враги курдов».
В свою очередь, пантюркистские круги в Турции поныне претендуют на сопредельную грузинскую Аджарию вкупе с Батуми, отвоёванными Россией у Турции тоже в 1878 году.
Но после распада СССР турецкое присутствие в Аджарии всё более весомое, где местное население преимущественно мусульманское. По многим данным, не меньше половины промышленных мощностей нынешних Батуми и, в целом, Аджарии уже принадлежит де-юре или де-факто турецкому бизнесу; новые экономические объекты, если строятся там, то почти исключительно турецкими компаниями.
Турецкий же язык фактически стал параллельным языком в Аджарии. А Батумский порт — главный «приёмщик» военных судов Турции и НАТО в постсоветском Причерноморье, всё чаще посещающих Батуми с «дружественными» визитами.
Аджария
Турецкий интерес здесь обусловлен и маршрутом черноморско-каспийского, те. Транскавказского нефтепродуктопровода Батуми — Хашури - Тбилиси (Грузия)-Акстафа — Евлах - Баку (Азербайджан), работающего в обоих направлениях. Причем Турция с Грузией планируют восстановить нефтепровод по тому же маршруту, действовавший в 20-х — 70-х годах.
Напомним, что в 1920-м, 1940-м и 1942-43 гг. Турцией планировалась оккупация всей Аджарии и упомянутой нефтяной артерии.
Словом, незыблемость границ в черноморско-каспийском регионе в перспективе едва ли гарантирована?..
А.Чичкин