ВЦИОМ: российское общество в посткоронавирусный период

ВЦИОМ: российское общество в посткоронавирусный период - фото 114 мая 2020 года в пресс-центре ТАСС (Москва, Тверской б-р, д. 2) в онлайн-формате прошло заседание Научного совета Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на тему «О дивный новый мир?! Российское общество в посткоронавирусный период».

Современный мир начинает понемногу оправляться от неожиданного удара, с которым ему пришлось столкнуться, - пандемии коронавируса (COVID-19). Она затронула в значительной мере социальную структуру, обусловив начало процессов трансформации общественных институтов и привычных практик. Не обошло это стороной и российское общество, где в настоящее время уже начинают наблюдаться заметные изменения.
Готовность российского общества к выходу из режима самоизоляции, новые социальные привычки, приобретенные во время пандемии, преодолимые и непреодолимые для общества последствия коронавируса, а также факторы, определяющие общественное развитие в «новом» мире, обсудили:
- Фирсов Алексей Владимирович, руководитель Центра социального проектирования «Платформа»;
- Задорин Игорь Вениаминович, глава исследовательской группы «Циркон»;
- Быстрицкий Андрей Георгиевич, председатель совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай»;
- Александр Рар (Германия), политолог, руководитель проектов «Германо-российского форума»;
- Чеснаков Алексей Александрович, научный руководитель Центра политической конъюнктуры;
- Кузнецов Глеб Сергеевич, глава экспертного совета Экспертного института социальных исследований, политолог;
- Терехов Денис Эдуардович, управляющий партнер агентства «Социальные сети»;
- Куренной Виталий Анатольевич, руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ;
- Григорьев Леонид Маркович, главный советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ.
Модератором мероприятия выступил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Валерьевич Федоров.

ВЦИОМ: российское общество в посткоронавирусный период - фото 2ВЦИОМ: российское общество в посткоронавирусный период - фото 3ВЦИОМ: российское общество в посткоронавирусный период - фото 4ВЦИОМ: российское общество в посткоронавирусный период - фото 5

В своем вступительном слове он подчеркнул, что пандемия коронавируса показала, что людям придется приспосабливаться к тому, что будет, а что будет пока не ясно: «Нужны прогнозы: что стоит сохранить в посткризисном мире, что образуется принципиально новое, что возьмем из кризисного момента».
Как считает А.В. Фирсов, мир не будет прежним, но и радикальной трансформации не будет, так как ничего принципиально нового не произошло, все это можно было предсказать. Средства борьбы с пандемией остались на уровне XV века. Появился внешний фактор, и произошло осознание хрупкости мира.
Власть устарела и показала свою неэффективность. Необходимо пересмотреть отношение человек – власть. Обострился запрос на новую социальную политику. «Для ответа на вызовы мы сами должны стать другими», - подчеркнул А.В. Фирсов.
По мнению И.В. Задорина: «Ключевой вопрос: люди поверят в кризис или нет? После выхода из карантина поверившие в опасность будут переживать очень серьезную психологическую травму. Они будут думать, напрасно ли они боялись, но вместе с тем продолжат оправдывать свои опасения, ругаться с «неповерившими». Мы уже сейчас видим конфликты между теми, кто поверил в опасность, и теми, кто не поверил. Я - защитник скептической позиции относительно COVID. Вся статистика, которую я получаю, обрабатываю, анализирую, говорит о несоразмерности опасности вируса и реакции на него властей. Масштаб опасности серьезно преувеличен, в разы, причем сознательно преувеличен, для решения совсем других проблем, не связанных со здоровьем. И я получаю реальные угрозы - от мягкого троллинга до серьезных наездов от коллег, друзей, которые уверовали, убоялись по-настоящему».
На «информационный хаос» обратил в своем выступлении А.Г. Быстрицкий: «Информационный шквал захлестывает. Выяснилось, что мы очень плохо знаем реальность, в которой живем. Мы испуганы, мы потеряли уютный тыл, больше нет мест, куда можно уехать и спрятаться».
Пандемия только подстегнула те процессы, которые шли и раньше. Глобализация может изменить свою форму, при этом контррациональность мира может только возрасти. Произошло ослабление солидарности. Ситуация очень подвижная.
«Мир показал свою гуманность, потому что все страны хотели сохранить жизнь пожилым людям. Особняком стоит Швеция, не вводившая жестких карантинных мер, но и не разрушившая свою экономику.
К каким экономическим разрушениям приведет кризис в мировом масштабе, станет понятно уже через несколько недель. Впрочем, некоторые прогнозы можно давать с большой уверенностью: нас ждут экономические войны, во многом связанные с борьбой за технологии. Америка уже начала войну против Китая. Усилятся все конфликты. Америка и Европейский Союз будут всеми силами пытаться ослабить Китай и Индию, вывести производства к себе, чтобы жить в независимости. Но и Азия пытается ослаблять американо-европейский союз. Сама глобализация, конечно, останется, но будет другой. Я не вижу будущего Всемирной торговой организации, куда загнали все страны. Я не вижу будущего Большой «семерки» - скорее, перспективна «двадцатка». Государство будет еще больше выступать в роли регулятора. Будут расти неравенство, бедность, социальная несправедливость - каждая политическая сила будет пытаться спасти в первую очередь себя. Ни Америке, ни Европе не будет дела ни до Африки, ни до Ближнего Востока», - такой пессимистичный прогноз на будущее дал А. Рар.
Он также задал риторический вопрос: «Экономика теряет 10% - в три раза больше, чем в 2008 году. Кто за все это будет платить?».
Для того чтобы оценить проблему, на нее нужно смотреть со стороны, а мы находимся внутри кризиса. Все кто дает прогноза сильно рискуют. Такое мнение высказал А.А. Чесноков.
Произойдет ментальный откат общества лет на 80-100 назад в эпоху модерна. Рухнула надежда на «доброе государство». Медицина деградирует. Цифровые надежды не сбылись – дистанционное обучение не оправдало себя. В экономике не незатронутых кризисом отраслей, даже у сельского хозяйства есть проблемы.
Начнутся разговоры о возвращении к смертной казни. Экологическая повестка не найдет поддержки в массе беднейших людей. Европа уже отказалась от ряда ограничений, возвращается к пластику, упаковкам, до недавних пор считавшихся «неправильными». «Зеленые» начали истерить - но это их последние всхлипы, которые не найдут поддержки у народных масс. И, наконец, в мире появится совершенно новое общество потребления - люди станут тратить много времени и денег на сиюминутные вещи, которые недоступны в карантине, ведь эпидемия сможет вернуться в любой момент», - считает Г.С. Кузнецов.

ВЦИОМ: российское общество в посткоронавирусный период - фото 6ВЦИОМ: российское общество в посткоронавирусный период - фото 7ВЦИОМ: российское общество в посткоронавирусный период - фото 8ВЦИОМ: российское общество в посткоронавирусный период - фото 9
Как отметил Д.Э. Терехов: «Большой плюс пандемии в том, что повысилась ответственность людей за собственное здоровье. В то же время выгоду от коронавируса и порожденного им экономического кризиса в явном виде уже получает достаточно большое количество людей.
Во-первых, сам факт заболевания дает повод лишний раз напомнить о себе. Певцы, спортсмены, политики, актеры пишут посты о своем заражении, выкладывают фотографии в масках, на больничной койке.
Я и мои коллеги, которые занимаются рекламой в соцсетях, видим, что COVID становится мемом. Переболеть им не столько полезно, сколько модно. Грета Тунберг, кажется, заболевала «ковидом». Предполагаю, что скоро появится спрос на блоги, чтобы ты мог показать, что на искусственной вентиляции легких лежал. Такую моду порождает только невежественность.
Во-вторых, в этом кризисе впрямую заинтересованы игроки рынка цифровых технологий. Те же, кто вовремя не оценил перспективность виртуальных разработок, теперь сталкиваются с серьезными проблемами».
Однако с внедрением новых технологий есть проблемы. «О какой цифровизации мы говорим, если сайт госуслуг не справляется с потоком посетителей? Неужели, когда эту систему создавали, никто не предполагал, что одновременно произвести вход могут не 15% пользователей, а, например, 80%?», - возмутился Д.Э. Терехов.
По мнению В.А. Куренного в России произошла регионализация. Возросла роль семьи. Место работы возвратилось в дом. Он подчеркнул: «Российское общество оказалось чрезвычайно приспособленным к текущей ситуации. Показала свою устойчивость система: квартира – машина – дача. Все огороды перепаханы, все теплицы высеяны».
В завершении дискуссии Л.М. Григорьев дал свой прогноз: «Экономика потеряет 10%. Базисные вещи не отменишь, через два года все будет также. Выход из рецессии будет очень медленным».

Сергей Козлов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить