Утилизации и переработки автомобильных шин

Утилизации и переработки автомобильных шин - фото 110 сентября 2020 года на территории экотехнопарка Комбината экологического обслуживания (Московская обл., г.о. Люберцы, д. Машково, Промзона, Машковский проезд, д. 2) состоялось выездное заседание Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ на тему: «Актуальные вопросы утилизации изношенных шин и использования продукции их переработки».

Современный бизнес Москвы и Подмосковья практически полностью поставлен «на колеса». Автопарк многих предприятий насчитывает десятки единиц техники. Однако экономический эффект постепенно оборачивается экологической катастрофой: изношенные покрышки и шины на свалках и складах становятся источниками загрязнения окружающей среды. Высокая экологическая опасность изношенных шин обусловлена, с одной стороны, токсическими свойствами материалов, из которых они изготовлены, с другой - свойствами более ста химических веществ, выделяемых в окружающую среду во время эксплуатации, обслуживания, ремонта и хранения шин.
В России утилизация шин является серьезной экологической и экономической проблемой. Так по данным Научно-исследовательского института шинной промышленности в стране ежегодно выходит из эксплуатации около 1 млн тонн шин и только в Москве каждый год образуется до 60 тыс тонн изношенных шин.

Утилизации и переработки автомобильных шин - фото 2Утилизации и переработки автомобильных шин - фото 3Утилизации и переработки автомобильных шин - фото 4Утилизации и переработки автомобильных шин - фото 5Утилизации и переработки автомобильных шин - фото 6
Рациональное использование изношенных шин имеет существенное экономическое значение, поскольку потребности хозяйства в природных ресурсах непрерывно растут, а их стоимость постоянно повышается. Амортизированная шина представляет собой ценное вторичное сырье, содержащее резину, технический углерод и высококачественный металл и является источником экономии природных ресурсов. Экономически эффективная переработка автошин позволит не только решить экологические проблемы, но и обеспечить высокую рентабельность перерабатывающих производств. А ликвидация свалок изношенных шин позволит освободить для использования по назначению значительные площади занимаемых ими земель.
Перед началом выездного заседания Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ на тему: «Актуальные вопросы утилизации изношенных шин и использования продукции их переработки» его участники ознакомились с процессом утилизации изношенных шин.
Комбинат экологического обслуживания (КЭО) стоит у истоков формирования современной системы сбора шин на переработку. С 2001 года здесь формируется система приема изношенных шин, накопили большой портфель договоров. Как результат – постоянный входящий поток сырья для переработки резины, ведь прием покрышек ведётся без выходных.
Для переработки шин используется экологически безопасная технология – механическое измельчение. В получаемых в результате переработки резиновых чипсах и крошке минимальное содержание текстиля и металлокорда, потому что используется лучшее европейское оборудование для переработки резины и извлечения из них других материалов.
Заседание открылось приветственным словом вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрия Николаевича Курочкина. Он также передал руководству КЭО сборник «ТПП России: без отрыва от производства. Промышленный потенциал Российской Федерации 2019-2020» и вручил почетные грамоты руководителям предприятий за достижения в области экологии.
Основным докладом Секции 1, «Правовые аспекты управления отходами резинотехнических изделий и шин» стал доклад заместителя директора Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромтора России Дениса Фатбировича Латфуллина: «Ресурсоэффективность - один из основных векторов в развитии современной промышленной политики в России»: «В настоящее время в мире наблюдается объединение экономических и экологических процессов, в том числе в пределах глобальных соглашений по климату (Парижское соглашение по климату, 2015 года). Мировая экологическая повестка в ближайшие годы станет источником новых требований к характеристикам продукции. При этом, вектор в развитых странах направлен на реализацию принципа 3R (уменьшение образования отходов, повторное использование, переработка) и ресурсную эффективность. В числе лидеров стран, где успешно реализуются принципы экономики замкнутого цикла, Швеция, Япония, Южная Корея, Китай, Австралия, опыт которых мы успешно проанализировали, и лучшие практики могли бы внедрить в наше законодательство.

Утилизации и переработки автомобильных шин - фото 7Утилизации и переработки автомобильных шин - фото 8Утилизации и переработки автомобильных шин - фото 9Утилизации и переработки автомобильных шин - фото 10
Министром промышленности и торговли Д.В. Мантуровым было заявлено, что в Российской Федерации промышленная политика направлена на формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Экологическая же политика нацелена на решение социально- экономических задач и обеспечение экологической безопасности. Данные направления необходимо рассматривать как комплекс взаимосвязанных частей единой стратегии промышленного развития.
Основным направлением экологической промышленной политики Российской Федерации являются модернизация промышленности, обеспечивающая повышение ресурсоэффективности и снижение негативного воздействия на окружающую среду, а также создание системы для возврата вторичных ресурсов в экономический оборот.
Принятие в 2014 году Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» сформировало основу для системного развития государственного стимулирования промышленного развития. В настоящее время поддержка промышленности строится вокруг комбинации мер по нескольким направлениям, от защиты инвестиций до информационной, кадровой и локализационной политики. Минпромторгом сформированы и внедрены механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), действует Фонд развития промышленности, существуют субсидиарные меры поддержки, ориентированные на привлечение частных инвестиций в промышленность, создана инфраструктура поддержки экспорта.
Масштабную и поступательную реализацию государственной экологической промышленной политики ограничивают возможности федерального бюджета и требования правового регулирования. Принимаемые меры по вовлечению вторичных ресурсов в экономический оборот относятся в основном к ТКО, не охватывают крупнотоннажные отходы производства. В целом вовлечение вторичных ресурсов в экономический оборот сегодня базируется на экономической целесообразности ведения бизнеса, без учета ресурсной эффективности, что по нашему мнению не может обеспечить выполнение необходимых государству задач для решения экологических проблем
В России, согласно статистическим данным, ежегодно образуется более 7 млрд тонн отходов, накоплено порядка 40 млрд тонн отходов, при этом в экономический оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные промышленные отходы. Объем вовлечения промышленных отходов в экономический оборот составляет не более 40% от объема образующихся отходов, включая отходы III-V класса опасности. При этом мировая практика показывает, что промышленные отходы, отходы добывающих компаний: буровые и нефтешламы; отходы металлургических и химических производств, изношенные шины - могут быть после соответствующей обработки возвращены в экономический оборот. Согласно российским статистическим данным, объем вторичных ресурсов, ежегодно вовлекаемых в экономический оборот, составляет 2,8 млрд тонн в год, из них основными являются отходы добычи и обогащения; шлаки металлургические, золошлаковые отходы от сжигания топлива, древесные отходы лесозаготовки и лесопиления, навоз и помет, фосфогипс, иловые осадки и другие.
Уровень использования указанных вторичных ресурсов в России значительно уступает их уровню использования в развитых странах мира и составляет соответственно: золошлаковые отходы - 8%, шлаки черной металлургии - 25%, шлаки цветной металлургии - 4%, фосфогипс - 1%.
Задача вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот приобретает все возрастающую актуальность. Но для этого необходимо разработать соответствующие технологии, и государство должно создать механизмы стимулирования в отношении вторичных ресурсов.
Необходим новый подход на основе ресурсной эффективности, к организации современных предприятий, созданных на основе конкурентоспособных инновационных технологий и решений, к кардинальному техническому перевооружению, что позволило бы в ближайшем будущем перейти к массовому производству инновационной продукции, сформировав абсолютно новый облик отрасли переработки отходов и существенно увеличить объем вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот.
Для решения этой задачи должны быть созданы как финансовые, так и регуляторные условия. Стимулирование вовлечения вторичных ресурсов отраслевого направления в экономический оборот наряду с уже вводимыми принципами РОП предполагается посредством введения механизма нормирования содержания вторичных ресурсов в отдельных видах продукции, которые реализуются на территории РФ, а также разработка и выпуск продукции с повышенным содержанием вторичных ресурсов с обязательной поддержкой ее реализации. Должен быть разработан и реализован механизм «зелёных закупок».
На сегодняшний день Правительством Российской Федерации приняты ряд стратегических документов, реализация которых должна привести к решению накопленных вопросов в части утилизации отходов. Национальным проектом «Экология» и Федеральным проектом «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» предусматривается введение в промышленную эксплуатацию 13,9 млн тонн мощностей по утилизации отходов и фракций к 31.12.2021 году, с доведением до 23,1 млн тонн мощностей к 31.12.2024 году.
Минпромторг России также активно работает по выполнению поручений Президента и Правительства в этой сфере. Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утверждённой Распоряжением Правительством Российской Федерации, предусматривается к 2030 году создание 740 элементов инфраструктуры отрасли ППО, в том числе 70 экотехнопарков. Стратегия, которую разрабатывал Минпромторг, определила основным направлением формирование и перспективное инновационное развитие отечественной отрасли обработки, утилизации и обезвреживания отходов, обеспечивающей максимальное вовлечение отходов производства и потребления в производство и планомерную минимизацию количества отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации с задействованием мирового принципа 3R (предотвращение образования отходов, повторное использование, переработка во вторичные ресурсы).
Проект Плана мероприятий по реализации Стратегии - доработан, проходит согласование.
Законопроект по вторичным ресурсам - подготовлен, прошёл согласования в Правительстве. Происходит доработка в связи с позицией Минприроды России
разделяет понятие вторичные ресурсы (разделенное ТКО) и вторичное сырье (промотходы)) и поручением Вице-премьера Правительства РФ.
Законопроект по экотехнопаркам - разработан, прошёл согласования в Правительстве, происходит доработка в связи с поручением Вице-премьера о разработке Концепции РОП и новой версии законопроекта о вторичных ресурсах.
Стратегической целью развития страны, как это было отмечено в Послании Президента Федеральному Собранию 15 января 2020 года, должен стать последовательный переход на экономику замкнутого цикла.
Показателем достижения цели является поддержание ежегодных темпов роста вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот.
Мы уверены, что взаимодействие нашего Департамента с предприятиями отрасли переработки, позволит максимально эффективно решать все те задачи экологической промышленной политики, о которых было сказано ранее».

Утилизации и переработки автомобильных шин - фото 11Утилизации и переработки автомобильных шин - фото 12Утилизации и переработки автомобильных шин - фото 13
В докладе «Анализ ситуации с РОП и выработка предложений в Концепцию РОП для представления в Правительство РФ» заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ Владимир Михайлович Аленцин изложил Принципы взимания экологического сбора и механизм его расходования, предлагаемые ТПП РФ:
- экологический сбор расходовать принципиально по группам отходов (собрано от шин - на сбор и переработку шин);
- предусмотреть не только порегиональное финансирование проектов, но и субрегиональное, сделав приоритет на формировании субрегиональных комплексных объектов (экотехнопарков) охватывающих несколько групп ОИТ и других отходов включая отходы 1...2 классов;
- обеспечить корреляцию распределения финансирования с анализом размещения существующих мощностей по переработке отходов и ресурсами сырьевого обеспечения исходя из «Федеральной схемы обращения с отходами».
Далее в рамках программы выездного заседания прошли секции:
- Секция 2. «Сбор и переработка отходов резинотехнических изделий и шин»;
- Секция 3. «Современные технологии и научные исследования в области использования продукции от переработки резинотехнических изделий и шин».
Интерес к мероприятию был большим, но из-за ограничений Роспотребнадзора, только 60 из 90 специалистов, подавших заявки, смогли принять в нем участие.

Сергей Козлов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить