СССР-Россия-Иран: партнерство, проверенное историей

Взаимоотношения  России с Ираном всегда имели  и будут иметь стратегическую значимость для обеих стран. Хотя бы по географическим  причинам. Достаточно  упомянуть, например, бессрочный — поныне действующий   советско-иранский договор 1921 год  «О дружбе», предусматривающий, в том  числе, оборонную взаимопомошь в  экстремальных военно-политических обстоятельствах.  Или — весьма  активное  экономическое и политическое взаимодействие СССР с монархическим Ираном  в 60-х — 70-х  (см. https://ekogradmoscow.ru/novosti/peredovitsa/mokhammad-dzhavad-zarif-istoriya-vzaimootnoshenij-rossii-i-irana-bolshe-chem-istoriya-ssha ).  Потому неудивительно, что Москва и  сегодня  поддерживает  иранскую позицию, в  том числе,  по возобновлению действия  международного (2018 г.) «ядерного»  соглашения Ирана  (см. https://ekogradmoscow.ru/novosti/peredovitsa/mokhammad-dzhavad-zarif-istoriya-vzaimootnoshenij-rossii-i-irana-bolshe-chem-istoriya-ssha  ).
       Иранская  же  позиция  по этому соглашению обоснована  хотя бы  тем, что Израиль  — в отличие от  Ирана — поныне не участвует в  международном договоре о нераспространении ядерного оружия ( 1968 г., вступил в  силу с марта 1970-го). Хотя в Израиле  фактически не  скрывают, что эта  страна давно  обладает ядерным оружием.  Тегеран  не единожды предлагал и предлагает официальное — международное  объявление всего  региона зоной, свободной от оружия массового поражения.  Это поддерживают Россия, КНР, большинство стран столь обширного региона, включая Турцию. Но Запад и  Израиль   поныне игнорируют эту инициативу.
     Что  же касается ретроспективы, —  еще  в годы Первой  мировой войны  наше  взаимодействие с Ираном проявилось   в полной мере.

  Например, - железнодорожная станция Джульфа, что на границе Нахичеванской автономии Азербайджана с Ираном. Именно через Джульфу в конце XIX – начале XX вв. была проложена стальная магистраль из России в Иран – по маршруту Тбилиси – Ереван – Норашен – Нахичевань и далее через Джульфу (советскую и иранскую) на Тебриз, Казвин и Тегеран. Стратегическая роль Джульфы проявилась уже  в годы Первой мировой войны, когда в российско-турецкое и ирано-турецкое приграничье перебрасывались крупные воинские соединения из России.  Для предотвращения  турецкого  вторжения в Иран:  из-за этого турки, разумеется,   воздержались от вторжения.

    В 1918-21 гг.    многие  десятки тысяч граждан бывшей Российской Империи, направляясь в Иран через Джульфу, спасались  от гибели из-за гражданской войны в России и войны в Закавказье, равно как и десятки тысячи армян – от нового турецкого геноцида.

     А в годы Великой Отечественной стратегическая роль Джульфы проявилась особенно значимо.

    По воспоминаниям главы совнаркома Армянской ССР (1938-43 гг.) Арама Пирузяна, 3 июля 1941 г. в Москву срочно вызвали руководителей закавказских компартий – Григория Арутюнова, Мир-Джафара Багирова и Кандида Чарквиани. В беседе с ними Сталин подчеркнул: «Закавказье может со дня на день стать ареной боев, главная задача агрессоров – блокировать или захватить транзитный путь Иран – Азербайджан – Армения – Грузия. И одновременно захватить или парализовать нефтепромышленность Азербайджана…  В Турцию и Иран быстро растут поставки германского оружия, там активно работают германские советники и агенты. Наблюдается концентрация турецких войск на границе с СССР, то же ожидается на наших границах с Ираном… Считаю, что Баку и Нахичеванский край надо удержать любой ценой».

    Напомним, что Германия и Турция за 4 дня до нападения на СССР подписали в Анкаре договор «О дружбе». А по данным советского посольства в Иране и Совмина Нахичеванской АССР, направленным в наркоматы обороны и иностранных дел СССР (14 июля), на границе с СССР завершилась концентрация иранских войск: к тому времени их численность вблизи ирано-советского приграничья (в т. ч. на иранском побережье Каспия) возросла в полтора раза. Туда же прибывают новые партии вооружения и боеприпасов.

    СССР-Россия-Иран:  партнерство, проверенное  историей - фото 1
   
 Прибытие первого грузового эшелона на станцию Джульфа СССР  29  сентября 1941 г. с грузами из США и Канады

    Тем временем, южная часть Закавказья уже в сентябре становится одним из основных коридоров для ленд-лизовских и гуманитарных грузов, поступающих в СССР. Кроме того, Турция с Ираном так и не решились вступить в войну против СССР и Великобритании  - вследствие советско-британской военной операции «Согласие»  в Иране (конец августа – середина сентября 1941 г.) в  контексте упомянутого советско-иранского договора 1921 года. Таким образом, Иран де-факто стал участником антифашистской коалиции, что было закреплено договором о военном союзе СССР, Великобритании (и её доминионов) с Ираном, подписанным в Тегеране 29 января 1942 года.

     СССР-Россия-Иран:  партнерство, проверенное  историей - фото 2

     Соответственно, через территорию этой страны и,  частично,  по коридору Ирак–британский Кувейт-Иран  в СССР уже с конца сентября 1941 года начали регулярно поступать различные грузы, включая вооружение.

    В конце августа 1941 г. принимается решение об организации в Джульфе  крупной базы приёма грузов от союзников. По воспоминаниям первого секретаря Нахичеванского обкома КП (б) Азербайджана (в 1940-47 гг.) Ю.Н. Юсифова (1906-95 гг.), работа здесь велась быстро и слаженно в любое время, при тесном взаимодействии центральных, республиканских, местных  и  иранских властей. По данным Юсифова и по оценкам союзнических военных миссий в СССР, никаких сбоев в работе станции и товарной базы в Джульфе не было и в 1942 году, когда почти весь Северный Кавказ был оккупирован и почти все магистрали дороги оттуда в Закавказье оказались перерезаны.

   Грузы  прибывали сперва в северные порты Персидского залива (на юго-западе Ирана, в иракские Басра и Фао, британский Эль-Кувейт). Американские «Студебекеры» и другая техника собирались из машинокомплектов в иранских Хорремшехре, Бендершахпуре, Андимеште, в иракской Басре. Затем автомобили загружались боеприпасами, продовольствием, горюче-смазочными материалами, запчастями, другими товарами и  своим ходом отправлялись через Ахваз – Андимешт – Тегеран – Тебриз в иранскую Джульфу. Оттуда автоколонны шли через Аракс на советскую Джульфу; поставки различных грузов по тому же маршруту осуществлялись и по железной дороге.

       Лично Шахиншах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви и иранские власти оказывали всяческое  содействие этим перевозкам.

СССР-Россия-Иран:  партнерство, проверенное  историей - фото 3
       
  Тегеран, 1 декабря  1943 г.
 

      Доля Джульфы в общем объеме ленд-лизовских и гуманитарных поставок в СССР — из стран-союзников по антифашистской коалиции и из ряда нейтральных стран через Ирак-Иран — превышала  40% за сентябрь 1941 – май 1945 г. А в целом, доля «Персидского коридора» в этих поставках составляла 35 %.  Часть этих грузов  через Иран доставлялась  также  в каспийские советские  порты Ленкорань (Азербайджан), Красноводск (Туркмения), Гурьев (Казахстан);  с  1944 г. — и  в  порты Астрахань, Махачкалу (РСФСР).

   Руководитель Азербайджанской ССР в 1932-1953 гг. Мир-Джафар Багиров (1895-1956) отмечал: «Все транспортные артерии Закавказья и примыкающая к нему транзитная  сеть Ирана в военный период продемонстрировали очень высокий уровень слаженной работы. Основные коридоры  Иран — Джульфа – Ереван - Тбилиси – РСФСР,  порт Батуми – Тбилиси – порт Баку, Ереван – Джульфа – Минджевань – Баку (она вдоль границы с Ираном. -  Прим. ред.) и другие работали как часы. Это было стратегически важно не только для фронта, но также для тыла, особенно закавказского».

   карта — 
СССР-Россия-Иран:  партнерство, проверенное  историей - фото 4
   В 60-х — середине  80-х  советская и иранская  Джульфа —  это основные транзитные центры перевозок  между большинством  стран  Европы и Ближнего/Среднего Востока. Через Джульфу  ходил также в тот период пассажирский поезд Тегеран-Москва-Тегеран (еженедельно).      Заметим, что недавнее  урегулирование армяно-азербайджанского конфликта  позволяет разблокировать как российско-иранские, так и международные  перевозки через Джульфу. Что было невозможно с конца 80-х. 
   Так  что Москва и  Тегеран «обречены» на максимально тесное, притом бессрочное   взаимодействие, образно говоря, по всем азимутам.
 
А. Чичкин
 
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить