Синайская альтернатива Суэцкого канала

Легендарный водный маршрут работает на пределе

Честолюбивые дублёры

Недавние события в Суэцком канале тут же вызволили из архивов проекты 1970-х годов — по крайней мере, напомнили о них. А они предусматривали не только сооружение каналов-дублёров в том же регионе. Речь шла и возможном расширении самого канала или прокладки второго русла в самых проблемных местах.

В период правления в Египте Анвара Садата (1 октября 1970 г. — 6 октября 1981 г.) и в тот же период в Израиле такие проекты едва не были реализованы. Причем египетский проект активно лоббировался Пекином в связи с разрывом в марте 1976 г. советско-египетского сотрудничества. Но, всё же, не случилось.

Однако не исключено, что те же проекты могут реализованы в перспективе, поскольку Суэцкий водный маршрут уже работает на пределе своей пропускной способности (см. карту).

Одним из наиболее перспективных считался маршрут Эль-Тина — Эль-Матарим — порт Думьят (на стыке дельты Нила и Средиземного моря), несколько раз стыкующийся с Суэцким каналом. Другой – через озеро Тимсах к Исмаилии и Каиру к дельте Нила и порту Думьят отличался от первого только в деталях. 

Ещё один вариант предусматривал создание водной трассы к Западу от города-порта Суэц, и проходил по маршруту через Эль-Ашир и Бальбаас, вдоль пересыхающих русел рек, и далее через дельту Нила на тот же порт Думьят. 

Все эти маршруты были длиннее Суэцкого канала, самое большее, на 75 км. Но их капиталоемкость всё равно была весомой: не меньше 600 млн. долл., с учетом необходимости углубления фарватеров, расширения русел новых соединительных артерий, большего обводнения существующих водных путей по этим вариантам.

Схожие проекты предварительно прорабатывались в Египте уже во второй половине 60-х, в связи с блокировкой Израилем Суэцкого канала с июня 1967 года. Но, по имеющимся данным, советские специалисты сочли такие проекты сверхдорогостоящими и, кроме того, означающими фактическую передачу Суэцкого канала Израилю. 

Китайская начинка

Кого-то может удивить, что уже тогда в стороне от таких глобальных транзитных проектов не оставался Китай. Известно, что в начале 70-х годов КНР всячески сопротивлялась резолюции Совбеза ООН о прекращении огня между Египтом и Израилем.

Почему бы это? Среди прочего, и с расчетом на то, чтобы «склонить» Египет, потерявший такого авторитетного лидера, как Гамаль Абдель Насер, к замене советского военно-политического присутствия в стране китайским. Разумеется, с использованием фактора разрыва договора (1971 г.) о дружбе СССР с Египтом 15 марта 1976 года.

Как отмечает российский востоковед Елена Базанова, «вскоре после войны 1973 г. Пекин отказался поддержать резолюцию Совета Безопасности о прекращении военных действий и, тем самым, сыграл на руку Израилю. Речь идет и о Суэцком канале, который по вине Израиля был долго — с июня 1967 г. до июня 1975 г. включительно — закрыт для судоходства. Но это как раз устраивало Пекин: закрытие Суэцкого канала значительно сужало маневренность нашего флота, в частности, мешало доставлять помощь Вьетнаму, а СССР уже тогда объявили своим «врагом номер 1» в Пекине».

Такая позиция КНР была объективно «прочитана» и в арабских странах. Так, по оценке ливанской газеты «Аль-Яум» (Бейрут, 28 дек 1973 г.), «китайский представитель умышленно стремился затянуть дебаты и помешать принятию соответствующей резолюции в СБ ООН. Он помог врагу продолжить агрессию, расширить зону своих военных действий на египетском фронте и занять новые позиции на берегу канала».

В связи с политическим разрывом Египта с СССР при Анваре Садате КНР вознамерилась «сыграть первую скрипку» в поддержке этой страны. Началось с того, что в 1975-81 гг. Египет получил льготные китайские кредиты более чем в 300 млн. долл. Тогда же КНР обеспечила и до трети египетского импорта вооружений (поставляя, в основном, артиллерию, миномёты, средства ПВО, стрелковое оружие); в Египте в тот период работали свыше 130 китайских военных советников.

А учитывая геополитическую перспективу, словно заглянув на полвека вперёд, китайская сторона предложила Каиру ещё и альтернативный маршрут Суэцкого канала. Причём, в Пекине не скрывали, что это делается, в том числе и для лучшего обеспечения связей с тогдашним союзником Албанией и с «примирившейся» с КНР Югославией.

Китайские же эксперты использовали проектные наработки для выдвижения трёх упомянутых вариантов, заменяющих Суэцкий маршрут. Причём, в общих чертах, те же варианты дублёра канала в Египте обсуждались ещё в конце июня 1965 года — в ходе визита в Египет премьера КНР Чжоу Эньлая.

Но конкретного решения тогда не было принято: Г.А.Насер не решился пойти наперекор советской позиции по тем же вопросам. Но после Насера ситуация радикально изменилась. Китайский МИД в заявлении в марте 1976 г. поддержал разрыв А.Садатом 15 марта того же года военно-политического сотрудничества Египта с «советским социал-империализмом».

В связи с этим отмечались, в первую очередь, благоприятные перспективы китайско-египетских отношений. В том же году двусторонняя рабочая группа приступила к проработке вышеупомянутых вариантов, заменяющих Суэцкий канал. По данным китайских источников, КНР планировала примерно на 70% финансировать сооружение «обходных путей».

К концу 1977 года наиболее оптимальным был окончательно выбран вариант №3, поскольку он, в отличие от первых двух, «избегал» сопредельного с израильскими войсками южного участка Суэцкого канала (откуда идут канальные ответвления в дельту Нила и Средиземное море).

Израильский «десант»

Но одновременно А.Садат с осени 1976 г. всё быстрее восстанавливал отношения с Израилем. Более того: преемник Насера фактически поддержал израильский статус всего Иерусалима, выбрав именно его основным «пунктом» своего первого официального визита в Израиль в ноябре 1977 года.

Уже там А.Садат выступил на заседании израильского кнессета, что обозначило небезызвестный Кемп-Дэвидский процесс (1977-79 гг.) по урегулированию конфликта Израиля с Египтом. В результате, израильские войска окончательно эвакуировались с Синая, что позволило возобновить в полном объеме эксплуатацию Суэцкого канала с 1978 года на всём его протяжении. 

Собственно, разблокирование канала после двух войн началось в середине января 1974 года. Точнее, вскоре после 8 января: в этот день на 101-м километре шоссе Каир — Суэц Египет и Израиль, при посредничестве США, подписали соглашение о разъединении войск. По которому Израиль отводил свои войска на 32 км к востоку от Суэцкого канала. И уже в сентябре 1974 г. Израиль и Египет договорились о разминировании канала и возобновлении его использования. 5 июля 1975 г. там стартовал ограниченный пропуск судов в обе стороны, и востребованность обходных маршрутов резко снизилась.

И библейская пустыня

Суэцкий инцидент живо напомнил, что канал в Египте, насколько древний, настолько и уникальный в своём роде, стал своеобразным монополистом отнюдь не случайно. Реальных альтернатив ему, не то, что не было – все они были слишком дороги или же неконкурентоспособны по сравнению с Суэцем.

Как известно, Синайский полуостров имеет крайне сложный горный рельеф, со «спящими» вулканами, с нестабильной сейсмической ситуацией и скудные, если не символические запасы подземных вод. Естественных рек на полуострове нет, что практически исключает возможности прокладки ещё одного реально работающего канала из Красного моря в Средиземное. 

Прокладка дублирующей нитки канала в Синае будет слишком дорогостоящей, а её эксплуатация потребует постоянной подпитки водой, которая в регионе и без того в дефиците, ставшем причиной не одной войны. с опасностью землетрясений и/или пробуждения вулканов (из-за строительства и работы дублёра).

Вот почему в период израильской оккупации полуострова дублёр в Тель-Авиве планировали (как отмечал «ЭкоГрад») построить восточнее Синая, то есть на юго-востоке Палестины - между портами Эйлат и Ашдод (или Газа). Именно там имеются более благоприятные гидрографические и тектонические условия.

А варианты через дельту Нила были несравненно выгоднее упомянутых — не только по расстоянию, но и по гидрографии: с многочисленными каналами-рукавами, озёрами и соединительными протоками. Притом с портами Думьят (севернее Каира) и Рашид (западнее Порт-Саида).

Равным образом, более конкурентно выглядело в 50-е годы минувшего века, и выглядит даже сейчас, создание нитки к северо-западу от Суэца к дельтовым водным коммуникациям Нила. Не случайно порт Думьят всегда включался в египетские и китайско-египетские проработки (60-е - середина 70-х) по дополнительным ниткам Суэцкого канала.

20 июня 1965 г., Каир

Синайская альтернатива Суэцкого канала - фото 1

Синайская альтернатива Суэцкого канала - фото 2

Синайская альтернатива Суэцкого канала - фото 3

  Синайская альтернатива Суэцкого канала - фото 4

 А.Садат, Г.Меир, Ш. Перес в Иерусалиме 21 ноября 1977 г. — 

Синайская альтернатива Суэцкого канала - фото 5

Похоже, упомянутые проекты снова ждут своего часа?..

    Алексей Подымов, Алексей Балиев

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить