Ниже устья Москвы-реки на протяжении 100 км река Ока шлюзована плотинами Белоомутского и Кузьминского гидроузлов, воздвигнутыми в 1910 – 1914 годы. Это позволило соединить Москву с рекой Волгой и Поволжьем, включая один из крупнейших российских торгово-промышленных центров - Нижний Новгород, и обеспечить гарантированные глубины для судоходства.
Обычно навигация на Оке длится с начала апреля до ноября. Начало периода навигации зависит от ледовой ситуации на реке. С Окой не угадаешь - бывает, всю навигацию можно ходить по ней без проблем, а бывает, она и в середине июня уже мелеет. Природа вносит коррективы на протяжении всего срока судоходства.
Судоходство по Оке - головная боль, появившаяся у властей еще во времена позднего СССР. Сравнение современных фото с оставшимися нам в наследство от прадедушек поражает: там, где в начале XX века приветствуют друг друга гудками расходящиеся пароходы, сегодня может идти в высоких болотных сапогах одинокий рыбак.
У потери глубины Оки есть одна главная причина – исчезновение большей части лесов в средней полосе России. Из-за этого за зиму накапливается меньше снега, весной он быстрее тает, уровень грунтовых вод снижается, исчезают некоторые мелкие речушки. Ну и, само собой, берега подмываются, потому что их не держат корни крупных растений, и обрушиваются в русло, оседая на дне и повышая его уровень.
Кроме того, стоит отметить роль мелиорации. Многие торфяные болота в Мещере к северу от Оки были осушены, вода по канавам и каналам стекла в реки, но уровень грунтовых вод опять-таки упал.
Отправившись в круиз 16 июля 2019 года теплоход «Сергей Образцов» не смог дойти до Касимова. Сложная гидрологическая обстановка заставила руководство компании принять решение об аннуляции дальнейшей круизной программы по Оке за два месяца до окончания сезона. В 2020 году из-за малоснежной зимы Ока обмелела, и круизы по ней были отменены.
Что этому можно противопоставить? Рабочие суда речфлота – так называемые земснаряды – постоянно занимаются углублением дна, хотя бы на фарватере. На Оке реконструированы два гидроузла с плотинами и шлюзами:
- Кузьминский гидроузел расположен в Рыбновском районе Рязанской области;
- Белоомутский гидроузел у поселка Белоомут в Московской области.
Как официально сообщалось, после завершения реконструкции, эти плотины не имеют аналогов в России, затапливаемые и полностью автоматизированные гидротехнические сооружения – отечественное «ноу-хау». Они могут уходить под воду без угрозы для механизмов и их дальнейшей бесперебойной эксплуатации. Герметичная бетонная конструкция оборудована приводами и электроникой, что позволяет управлять сложным механизмами и следить за состоянием гидроузла в автономном режиме с диспетчерского пульта. Работы по реконструкции гидроузла «Белоомут» позволили поднять уровень воды на 76 см и обеспечить гарантированные глубины для судоходства.
Однако как всегда на реке неожиданно начался паводок. В день отплытия теплохода «Сергей Образцов» - 30 апреля 2022 года уровень воды в Оке на гидропосту в городе Коломна составлял 314 см при среднем уровне за 20 лет 101 см и абсолютных min/max за 20 лет 23/451 см. ФГБУ «Канал имени Москвы» разослал распоряжение от 22.04.2022 № 01-04-20: «На основании пункта 1 статьи 77 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации вследствие непреодолимой силы, вызванной прохождением весеннего половодья и затоплением камер шлюзов Белоомут и Кузьминск вводится с 01.05.2022 запрещение движения судов через шлюзы: Белоомут и Кузьминск».
При прибытии в Рязань четыре теплохода с туристами, для которых путь на Москву был закрыт, стали на якорную стоянку в ожидании милости от природы. Однако организаторы круиза предпочли перестраховаться. Они приняли решение пересадить путешественников на экскурсионные автобусы, и с заездом в Коломну, доставить их в конечный пункт маршрута – столицу нашей Родины – Москву.
9 мая 2022 года уровень воды в Оке на гидропосту в городе Коломна снизился до 122 см при среднем уровне за 20 лет 42 см и абсолютных min/max за 20 лет 153/216 см. В связи со стабилизацией уровней воды на гидроузле Кузьминск, в пределах эксплуатационных отметок, Распоряджением ФГБУ «Канал имени Москвы» от 06.05.2022 № 01-04-27 с 10 мая 2022 года был открыт судопропуск через шлюз Кузьминск. Однако для участников круиза это было уже не важно. «Московская кругосветка» в запланированном варианте не получилась. Завершение путешествия было скомкано, но не по вине экипажа.
Возникает закономерный вопрос: если паводок 2022 года был далек от максимума, на какие значения подъема воды рассчитывали проектировщики при реконструкции гидроузлов?
Так что, для судоходства на Оке нет воды – плохо, есть вода – тоже плохо.
При всей ее непредсказуемости, Ока – одна из красивейших рек нашей страны. На ее берегах лежит почти вся Центральная Россия. С древности людские поселения основывались вдоль крупных рек. Как говорят некоторые специалисты, Оку можно по праву называть колыбелью Московской Руси.
Начинаясь в Орловской области, она протянулась на полторы тысячи километров до впадения в Волгу. Извилистая, со множеством излучин, проток и стариц, она вбирает в себя воды рек, многие названия которых известны всем, например, Таруса и Москва-река. В наши дни многие учёные-гидрологи, получив более достоверные сведения о реках, утверждают, что правильнее считать Волгу притоком Оки, а не Оку - притоком Волги. Но исторически установившийся статус Оки сохраняется в учебниках и популярной литературе.
Несказанно великолепны пойменные луга Оки. Вот как описывает их Паустовский: «В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же, как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей».
Поэтому красивейшие весенние пейзажи, увиденные во время путешествие по Оке, надолго останутся в памяти.
Сергей Козлов
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON