В начале недели в Ярославле состоялась презентация линии переработки химических источников тока (батареек) Национальной экологической компании (ООО "НЭК"). Меня отправил туда замглавного редактора журнала Александр Перепечко. Ну наше дело солдатское, велено – значит надо ехать. Сначала было 4 часа в поезде. Дорога не утомительная. За окном мелькали классные пейзажи. Окна открывать не разрешили. Попытался делать снимки через стекло, но не очень удачно. Смазывались. Стекло. Движение. Вообще-то я фотограф. Меня все знают как фотографа. Готовить тексты и статьи для меня утомительно. Обычно я езжу на мероприятия вместе с корреспондентом. Подобрал с десяток удачных планов и свободен. А уж про смыслы пусть пишущая братия кропает. Но тут вышла незадача. Нашего корреспондента устроители в пресс-тур не включили. Сказали, что дорого. Хватит одного. И вот поневоле пришлось заняться не своим делом, но по призванию. Почему именно к нашему изданию было такое отношение я не вполне понял. От некоторых изданий было по три-четыре человека, а нам такая немилость. Впрочем, не о том разговор.
На месте нас встретили ярко и празднично. Я понятное дело позабывал все премудрости и вопросы, которым меня научили в редакции, и просто пошел вместе со всеми по пути делая фотографии и видео
Рассказывали интересно. Показали линию и запас батареек, приготовленных к переработке. Мощность переработки данной линии составляет 1000 тонн батареек в год. Тут же нам с гордостью сообщили, что это один из первых технологических объектов на территории Российской Федерации. Также напомнили с использованием жутко умных и профессиональных терминов, что химические источники тока с выработанным ресурсом являются отходами высокого класса опасности. При попадании в окружающую среду, уже только одна батарейка вызывает заражение опасными веществами несколько квадратных метров почвы. Этот урон земле приходится ликвидировать десятилетиями. И процепсс ликвидации очень дорогостоящее дело. А если не предпринять необходимых мер, то после попадания в грунт, токсические вещества только от одной батарейки достигают грунтовых вод и вызывают отравление нескольких десятков литров воды. вот значит какое это опасное дело - батарейки. И я порадовался за то, что люди, работающие на этом заводе по переработке батареек вполне себе представляют степень опасности предметов, с которыми сталкиваются.
Это уже собранные батарейки.
На этой фотографии - красочные и креативные контейнеры для сбора батареек от населения.
Мои коллеги и сподвижники по пресс-туру из fedpress.ru потом сообщили, что правительство Ярославской области планирует к 2021 году достичь 60 % объема переработки собранных у населения региона батареек. Губернатор Дмитрий Миронов на церемонии открытия завода отметил, что большое внимание будет уделено расширению комплексной инфраструктуры по сбору отработанных химических источников питания. До конца года будет оборудовано порядка 100 новых точек приема отработанных батареек
Как я уже объяснял, я только начинающий писатель, и в ходе пресс-тура настолько увлекся фотографией, что упустил многие детали, а уж вопросов умных и вовсе не задал. зато, потом просмотрел статьи моих колег по туру и восполнил как смог информационные пробелы. Но, как полагается по закону, даю со ссылкой. Кстати. мне показалось, что губернатор Ярославской области Дмитрий Юрьевич Миронов выглядел мрачновато. Если бы не пафос мероприятия и общая праздничная атмосфера, то у меня вполне могло бы сложиться впечатление, что Миронов вполне себе недоволен этим заводом и этой инновацией вообще.
Тем временем представители хозяев на заводе празднично и пафосно продолжали о том, что налаживание системы сбора у населения отработанных источников тока и их эффективная переработка - одна из важнейших задач национального проекта "Экология".
Для справки:
Национальный проект "Экология" реализуется в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
По словам Директора по развитию НЭК Александра Климова, технология переработки химических источников тока предусматривает 100% использование компонентов батарейки и на захоронение не попадает ни каких отходов.
Мои коллеги из gtk.tv опубликовали обширный отчет о тезисах и основных спикерах тура:
Они также сообщили, что ежегодно на каждого ярославца приходится около десятка использованных батареек. Большинство из них - щелочные - теперь попадают в эту установку. В день она способна перерабатывать несколько тонн таких элементов питания. Полученные полезные материалы - практически полностью используются вторично.
Александр Климов, директор по развитию компании по обращению с ТКО: "Например, мы получаем фосфат цинка, который применяется в противокорозионных грунтовках - это лакокрасочная промышленность. Получаем металлический лом - идет на переплавку металлоизготовительным предприятиям. Марганец идет также на черную металлургию и смесь полимеров. Раньше большинство химических источников тока попадало в мусорное ведро, затем на полигон. Однако, в ходе разложения они выделяют в почву тяжелые металлы, тем самым отравляя ее. Новая установка позволит безопасно для окружающей среды перерабатывать батарейки, говорят руководители предприятия. Комплекс сможет обслуживать всю Ярославскую область. Таких установок нет в ближайших регионах".
Артём Назаров, начальник отдела департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области: "Подобное предприятие работает на территории Челябинской области. Зачастую, батарейки транспортировали туда. Сейчас такое предприятие есть здесь. Соответственно, сокращаются логистические затраты и процесс переработки батарее удешевляется".
Дмитрий Миронов, губернатор Ярославской области: "В рамках форума, который прошел в Петербурге подписали с коллегами трехстороннее соглашение о создании предприятия. Мы увидели, что это современное производство с современным оборудованием. Это не только инвестиции, новые рабочие места, но и решение вопросов экологии региона".
Денис Буцаев, генеральный директор компании: "Надо отметить, Ярославскую область как передовой регион с точки зрения внедрения опыта по сбору отходов питания. Эта программа реализована при поддержке губернатора и в школах, в сетевых магазинах. Коллеги обсуждают расширение программы по установке дополнительных контейнеров".
Люди с приветливым выражением лиц открывали нам любые двери на заводе. Все выглядело чистенько и прилично. Мы в полное свое удовольствие могли наслаждаться видом того, как какие то колесики и винтики крутятся, а какие-то транспортеры что-то куда-то перевозят. Я так понял, что большая часть собранных в пресс-туре журналистов, также как и я ничего не "фурычили в процессе", и могли бы себе спокойно отдыхать в достойном неведении, если бы не информационная помощь принимающей стороны.
Здесь стоит скоростная дробилка, которая измельчает батарейки, рассказал эксперт, он же управляющий партнер экологической компании Александр Климов. Транспортер, который передает уже дробленые батарейки в вибросито, из вибросита мы получаем две фракции, с начала механическая, затем химическая обработка.
"Хотим на базе одного региона простроить полную инфраструктуру для сбора батареек" , - сказал генеральный директор компании-инвестора Юрий Коротаев.
Далее уже записывалось сразу на подкорку: "Поставки сырья на линию переработки ООО "НЭК" будут вестись в рамках реализации совместного проекта ООО "дюраселл Раша" по развитию инфраструктуры раздельного сбора отходов, реализуемого при поддержке Минприроды России и Минпромторга России. Выпускаемую продукцию - цинк в металлической форме и в форме фосфата, сырьё для производства ферромарганца и металлический лом - планируется поставлять на предприятия Ярославской области".
Вот оно оно добро. Это часть отходом, которым предстоит стать доходами.
Все разложено по пакетикам. Чистенько и аккуратно. "В результате многоступенчатой системы сепарации каждый из этих продуктов получается достаточно чистым. Мы каждый элемент, содержащийся в батарейках, возвращаем в промышленное производство. Мы извлекаем металлический лом, извлекаем смесь полимеров и марганец. Все эти компоненты по отдельности возвращаются в производственный цикл. С точки зрения экологии, наше предприятие полностью безопасно. У нас отсутствуют стоки, выбросы в атмосферу, - рассказал уже знакомый нам Александр Климов.
Председатель профильного комитета Яроблдумы Александр Тарасенков считает, что установка «позволит еще шире развернуть в Ярославской области такое важное направление, как переработка опасных отходов».
По данным налоговой, ООО «Национальная экологическая компания» в декабре получило лицензию на деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. За несколько месяцев до этого юридическое лицо изменило место нахождения с Ярославля на Москву.
Ранее московское ООО «Звезда» выиграло почти двухмиллионный контракт на оказание услуг по обезвреживанию 13 тонн непригодных для дальнейшего использования батареек, собранных от населения Ярославской области. В начале декабря департамент окружающей среды Ярославской области на запрос экоактивистки Анны Головиной ответил, что заказчик не подписал акт приемки выполненных работ, так как экспертиза выявила несоответствие требованиям контракта. «Звезде» предложили устранить недостатки.
Кстати, как обещают на этой же линии будут перерабатываться отслужившие свой срок устройства по нагреванию табака "iQOS" компании "Филип Моррис". Весь присутствующий в этих изделиях пластик будет подвержен переработке как вторичное сырьё.
Надо отметить, что деятельность НЭК не ограничивается одними батарейками. На предприятии проводят переработку всей бытовой техники, просроченных лекарственных препаратов и оргтехники. Предприятие так же организовало скупку старой бытовой техники у населения для последующей переработки.
По словам директора ППК «Российский экологический оператор» Дениса Буцаева, ярославское предприятие стало самым крупным в России, занимающимся переработкой химических источников тока полного цикла.
А далее и вовсе фанфары: "Появление ярославской линии по переработке батареек – один из важных шагов на пути выполнения майского указа президента о национальных целях и приоритетах. Согласно нацпроекту «Экология», безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, к которым относятся и батарейки, – одно из ключевых для страны направлений"
В феврале большие перемены ожидают и ярославскую сортировочную станцию. Сейчас весь мусор здесь разделяют на 15 фракций. Но будет больше — грядет модернизация.
"Предполагается установить бункеры-дозаторы, разрыватели пакетов нового типа ля разрывания 100% пакетов. Предполагается установить роторные сепараторы для деления гумусной и мелкой фракции и подачи материала на стол сортировки", - сообщил заместитель генерального директора компании-оператора по обращению с ТКО Владислав Харитошин.
Денис Буцаев, генеральный директор ППК "Российский экологический оператор": "В отношении сбора сейчас есть несколько программ, которые позволяют устанавливать контейнеры в школах, местах накопления, в магазинах где продаются батарейки. Как показывает опыт, это самый эффективный способ сбора батареек потому, что люди приходят со старыми элементами питания и выбрасывают там же, где купили новые".
Вообщем за пафосом и множеством оценок голова пошла кругом, и ситауция стала напоминать события описанные в главе 37 извесной книги, про междупланетный шахматный прогресс: "Васюки переименовываются в Нью-Москву, а Москва — в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира. — Всего мира! ! ! — застонали оглушенные васюкинцы. — Да! А впоследствии и вселенной. Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль".
К знакомой реальности мы вернулись только когда в завершении визита нам показали две передвижные экологические лаборатории. Одна делает анализ проб воздуха, другая - воды и почвы.
Губернатору Ярославской области Дмитрию Миронову автомобили презентовал Роман Колесов. Дмитрий Юрьевич высоко оценил технику.
Две передвижных экологических лаборатории, на базе микроавтобусов Форт Транзит. Они предназначены для отбора проб и автоматизированного измерения широкого спектра объектов окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха в жилой, санитарно-защитной и рабочей, воды, почв и отходов производства.
Уникальное оборудование, позволит осуществлять замер в режиме реального времени, сразу, целого ряда показателей по таким химическим веществам как оксид углерода, оксид и диоксид азота, диоксид серы, аммиак, сероводород, ксилол, бензол и многие другие, а так же концентрацию пыли.
Основные вопросы ко мне появились после моего возвращения в редакцию. С меня строго спросили, почему я не задал устроителям тура самые главные вопросы? А именно:
- какова глубина перерработки батареек;
- куда свозятся и как хранятся «хвосты», неперерабатываемые остатки;
- каков порядок хранения «хвостов», ведь мы помним всего одна батаарейка готова зугубить всю экологию, а тут тонны отходов;
- каков выход товарной продукции в результате переработки батареек;
- какова его стоимость в рыночных ценах;
- за счет чего будут покрыты разница между окончательно посчитанными расходами на переработку и доходами от продажи полученного в результате переработки товарного продукта.
Вот тебе и раз, подумал я, а ведь действительно, за реляциями и фанфарами нам не рассказали о самых важных составляющих нового проекта. А именно об его экономической модели и экологической безопасности. И таких ответов я не нашел ни в одной публикации. Так вот почему не взяли нашего эксперта – грамотного, разбирающегося в вопросе эксперта. Да не нужен. Это же игра в наперстки. Кидалово, сказать в стиле девяностых.
Где-то в статьях своих коллег по туру я потом обнаружил, что из 100 килограммов батареек планируется получить 40 килограммов полезного продукта. Но это без всяких ссылок «на ответственных лиц» (сидеть никто ен желает). Это значит, что «глубина переработки – всего 40%. При том, что в Финляндии уже запускают, и продают кому угодно комплексы способные перерабатывать 80%. Возникает вопрос почему нам в качестве последнего слова науки и техники предлагается 40%. Под грохот труб и фанфар. Ну хорошо, я фотограф, я не знаю этих тонкостей, но ведь там были специалисты. Почему они молчали? Боялись гнева Губернатора? Или были в сговоре с поставщиками и умолчали перед Главой региона о главном?
Конечно, глава Росприроднадзора Светлана Родионова рассказывала уже про бизнес, и его правила. Бизнес любит так, построит заводец или фабрику, получит прибыль, выведет в офшоры, а нам получайте подарочек – накопленный экологический ущерб. Вон экс-советник Президента Сергей Глазьев говорит, что вывезли из России триллион долларов. Я что ли вывез, или мой сосед по даче в Кольчугино? Да мне от зарплаты до зарплаты бы дотянуть. Откуда у меня деньги. А ведь придется платить. Ведь все затраты по убыткам новой линии «впихнут в мусорные тарифы». Денег от олигархов не дождемся. Будем платить как миленькие. А платить много. Простые цифры 1000 тонн перерабатываемых батареек в год – это 600 тонн опасных отходов второго класса. Я даже приблизительно не могу ответить на вопрос сколько может стоить хранение этой опасной массы. Но думаю, что это миллионы долларов ежегодно. Будем платить тарифы, товарищи. Ой, извиняюсь, ГОСпода. Но, скажите на милость, зачем покупать устаревшее оборудование, если есть в открытой продаже современное?
Конечно, эти «дюраселы», посмеются над нами и уедут в свою Европу. Отчитаются перед своими «зелеными» в своей экологичности, а еще скажут, что мы в России сами виноваты, ничего не понимаем в экологии и экономике.
У меня даже появилась мысль, что может потому и был мрачен на презентации Губернатор Дмитрий Юрьевич Миронов. Так следует понимать, что его тоже обманули. Обмишурили под звуки фанфар. Конечно, в экологии Дмитрий Юрьевич может и не очень продвинутый, но в вопросе коррупции, я так думаю, он свое дело «добре знает». И может быть уже совсем скоро мы станем свидетелями выявления крупных хищений и откатов. Тогда то мы и спросим, почему молчали те, кому по долгу службы полагается говорить по существу дела.
Для справки: Специалисты финского концерна Fortum разработали технологию, которая позволяет перерабатывать литий-ионные аккумуляторы, восстанавливая до 80% ценных ресурсов. Компания построила крупный завод в Финляндии, который уже начал работу. По словам представителей концерна, подобные производства можно построить в любой точке мира.
Концерн Volkswagen также намерен построить завод по глубокой переработке литий-ионных батарей. Правда, о том, какова будет глубина их переработки, пока неизвестно.
Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к 2030 году на дорогах планеты будет колесить 120-130 миллионов электромобилей. Им понадобится колоссальное количество аккумуляторов. Кроме того, ежегодно десятки миллионов отработанных батарей необходимо утилизировать или перерабатывать. Первый вариант крайне расточителен и неблагоприятно влияет на природу, поэтому остается только одно – срочно создавать новую отрасль, которая займется переработкой литий-ионных батарей.
Фото и видео Дмитрия Потапова