13 октября 2020 года в пресс-центре ТАСС (Москва, Тверской б-р, д. 2) в онлайн-формате состоялась пресс-конференция, посвященная презентации исследования «Повышение экологичности транспортного сектора в мировых мегаполисах».
Около 80% от общего количества вредных веществ в крупных городах приходится на автотранспорт. По прогнозам Всемирного банка, к 2050 году в мире количество автомобилей вырастет в два раза и достигнет 2 млрд. В Москве на 2020 год зарегистрировано 7,7 млн машин.
«Москва является одним из мировых мегаполисов, взявших курс на устойчивую, или «зеленую» мобильность и демонстрирующих впечатляющие результаты. За десять лет с начала реализации программы по повышению эффективности транспортной системы Москва более чем наполовину увеличила пассажиропоток общественного транспорта и обеспечила условия для активной мобильности для всех групп населения. Основная задача программ по достижению устойчивой мобильности во всех странах - создание здоровой среды и повышение уровня жизни населения, что неосуществимо без принятия активных мер по защите экологии - это развитие сети общественного транспорта как основной альтернативы личному, а также ставка на экологичные транспортные средства», - говорится в исследовании.
О необходимых изменениях транспортной ситуации в мегаполисах, мировом опыте по улучшению экологической ситуации в городах, принципах новой мобильности и приоритетах в городском планировании рассказали:
- Пронин Дмитрий Валентинович, заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы;
- Каргин Николай Иванович, проректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ (НИЯУ МИФИ);
- Путилов Александр Валентинович, декан факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами НИЯУ МИФИ;
- Хаметова Кизхалум, научный сотрудник лаборатории средств специфической профилактики вирусных болезней Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи;
- Старшинов Михаил Евгеньевич, заместитель председателя комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды.
Начиная дискуссию, Д.В. Пронин сообщил, столичный транспорт постоянно меняется и обновляется, и с его развитием повышается и качество жизни горожан. С 2010 года Москва начала реализацию экологической транспортной программы, и за эти годы город много сделал в области улучшения транспортной политики. Это привело к сдерживанию экологической ситуации, связанной с ухудшение экологической обстановки из-за выхлопных газов - одного из основных источников загрязнения воздуха.
«Среди предпринятых мер, например, ограничение движения грузового транспорта, выделенные полосы для общественного транспорта и новые наземные маршруты, активное развитие метрополитена и интеграция железнодорожного транспорта в городскую транспортную систему. Новый транспортный потенциал Москвы направлен на использование инновационных транспортных решений. И за примерами далеко ходить не надо: открытие МЦК, запуск МЦД, обновление парка общественного транспорта», - рассказал Д.В. Пронин.
Он также отметил, что на улучшение экологической ситуации влияют электробусы, электромобили, электровелосипеды и электросамокаты, активное развитие пешеходной и велоинфраструктуры: «Мы продолжим заменять дизельные автобусы на электробусы и строить инфраструктуру для электромобилей и двухколесного транспорта».
Все эти меры привели к заметному улучшению экологической ситуации в столице. Суммарный объем выбросов загрязняющих веществ с 2010 года снизился более чем на 20%.
С презентацией исследования «Повышение экологичности транспортного сектора в мировых мегаполисах» выступил Н.И. Каргин.
По прогнозам Всемирного банка: к 2050 году количество авто вырастет в два раза и достигнет 2 млрд единиц, Огромное число автомобилей способно парализовать все городские процессы и отражается на экономике города и уровне, жизни людей. Спрос на дорожное строительство в крупных го родах превышает предложение. Со строительством новых автомагистралей число автомобилей в. мире начинает расти е геометрической прогрессии. Это нивелирует основное преимущество личного транспорта обеспечивать простой и удобный способ перемещений.
По оценке PwC, Москва входит в группу городов - «альтруистов», которые смогли максимально развить инфраструктуру и услуги при рачительном отношении к ресурсам и контролируемом воздействии на окружающую среду. В эту же группу входят такие города как: Нью-Йорк, Лондон, Париж, Берлин и Барселона.
Количество автомобилей в столице: 2010 год - зарегистрировано 5,7 млн авто; 2020 год - зарегистрировано 7,7 млн авто. Ежегодный рост на 8-10%
Ежедневно на улицах города 3,2-3,6 млн авто, одновременно на дорогах – 700 тыс авто. Движению без пробок соответствует 400 тыс авто.
Издержки впадения личным транспортом выше, чем выгода от его использования. Эксперты предсказывают изменение потребительских предпочтений. Согласно «Яндекс. Деньги»» расходы на владение/содержание личного автомобиля за последний год выросли на 22%. Одновременно автопарк каршеринговых автомобилей в Москве с 2015 года вырос в 15 раз и сегодня достиг 27,5 тыс транспортных средств. При этом, каршеринг сдерживает рост количества личных автомобилей; 30% автовладельцев начинают реже пользоваться личным авто. Горожане пользуются машиной всего 7% времени, а платят за ее обслуживание в полном объеме. Поэтому вложения в него не окупаются.
По мнению авторов исследования, городское планирование должно ориентироваться на потребности пешеходов и пользователей общественным транспортом: «Целью формирования экономики устойчивого развития является смещение приоритетов в сторону устойчивой мобильности, снижение важности личного автотранспорта и повышение роли общественного транспорта и активной мобильности».
Молодежь предпочитает мобильность материальным ценностям. Будущее развитие транспорта зависит не от наличия личных автомобилей, а от «мобильности как услуги». Единственный ценный предмет для молодежи сегодня – смартфон.
В свою очередь, А.В. Путилов отметил: «Существуют мировые принципы транспортного развития. Один из социальных трендов этого направления - это культура вождения. Переход от агрессивного вождения к нормальному не только снижает аварийность, но и вредные выбросы в атмосферу. Когда человек начинает ездить в другом формате, меньше маневрировать и резко повышать и замедлять скорость, перестаёт провоцировать ДТП, экология города в целом улучшается».
Загрязнение воздуха ослабляет и иммунную систему и организму труднее защитить себя от вирусов. По оценкам экспертов, ежегодно в Москве только из-за загрязнения воздуха умирает 3-3,5 тыс человек.
«Многие исследователи мира сейчас обнаружили прямую связь между изменениями окружающей среды и распространением опасных вирусов. Особенно это актуально сейчас, в период распространения новой коронавирусной инфекции. По данным исследователей, загрязнение воздуха влияет на распространение COVID-19 и, самое главное, течение заболевания», - сообщила К. Хаметова.
По ее словам, загрязнение воздуха увеличивает риск возникновения различных хронических заболеваний, в том числе заболеваний сердечно-сосудистой системы и легких, и это приводит к более тяжелому протеканию новой коронавирусной инфекции. Эти состояния здоровья значительно увеличивают риск госпитализаций и смерти пациентов с COVID-19. Это означает, что миллионы людей, которые уже страдали от хронических заболеваний, полученных из-за воздействия загрязнения воздуха, более уязвимы для этой болезни.
Одним из крупнейших загрязнителей воздуха М.Е. Старшинов назвал автотранспорт, приведя в пример положительный опыт западных стран: «В Великобритании государство субсидирует смену автомобиля, купленного до 2006 года. И когда я еду – я тоже автолюбитель – и вижу восхитительный «КамАЗ» года 1987, который ставит дымовую завесу и едет с очевидным перегрузом – почему я-то должен этим дышать? Как говорили древние, «здоровье – не все, но все без здоровья – ничто». Я думаю, что такой мегаполис, как Москва, мог бы стать флагманом каких-то субсидий».
Он подчеркнул: «Для меня экология в первую очередь - это здоровье. Если все мы будем понимать и осознавать, что от состояния экологии зависит, сколько мы проживём, какое будет качество нашей жизни и т.д., то изменится и наше отношение к экологии. Если мы хотя бы на минуту задумаемся, надо ли ехать на автомобиле пару километров или можно пожертвовать немного временем и пройти пешком, то это уже станет прорывом. Может это не является решением проблемы, но это шаг в правильную сторону. Автотранспорт - это в определённом смысле проблема, это один из крупнейших загрязнителей воздуха. И необходимо предпринимать меры в этом направлении».
«Когда каждый начнет на себя примерять последствия неблагоприятной обстановки окружающей среды, тогда и изменится отношение к экологии», - сделал вывод зам. руководителя Комитета ГД РФ.
Завершая дискуссию, Д.В. Пронин заявил, что главное в работе – нацеленность на экологичность: «Ограничиваем движение грузового транспорта. Открытие МЦК. МЦД, обновление общественного транспорта: 88% автобусов соответствует экологическому классу евро-4, а многие – и евро-5. Мало кто верил, что электробусное движение закрепится в Москве, но сегодня выпущен 500-й электробус, до конца года ожидается еще 100, а в 2021 планируем закупку еще 400 электробусов. Запретили продажу на АЗС бензина ниже евро-5 и движение грузовых автомобилей с экологическим классом ниже евро-3 в пределах Третьего кольца. Подготовили большой проект «Энергия Москвы»: хотим постепенно развивать электротранспорт, строить сеть зарядных станций».
Сергей Козлов