Историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа» расположен на территории старинного порта на южном побережье озера. Байкальский берег в этой местности изгибается и образует излучину. Здесь в самом начале XX века для паромной железнодорожной переправы был возведён большой причальный комплекс.
Сто лет Байкальская паромная железнодорожная переправа оставалась в тени забвения. Этот грандиозный государственный проект не только связал воедино Транссибирскую магистраль, но и обеспечил нашей стране возможность отстоять свои завоевания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Если бы у России в 1900–1905 годах не было Байкальской переправы, то география страны могла быть сегодня совершенно иной.
XX век - эпоха трагических перемен и суровых испытаний в истории России. Наша страна пережила несколько разрушительных войн, смену государственного и политического устройства. Как следствие, многие выдающиеся феномены национальной истории были вытеснены на периферию культурного процесса. Их перестали изучать, о них не упоминали в программах школ и университетов, не снимали фильмы и не писали книги. Выдающиеся личности, так или иначе связанные с Байкальской переправой, были забыты в своем отечестве.
Министр путей сообщения князь М.И. Хилков был исключен из Большой Советской энциклопедии, творчество художника-аквалериста П.Я. Пясецкого не изучают в художественных ВУЗах, деятельность А.С. Боткина не известна специалистам, а лежащий в руинах порт не заслужил даже простой мемориальной таблички.
Во второй половине XIX столетия Россия осознала реальность военной угрозы своим завоеваниям на Дальнем Востоке. Российская империя прокладывает железную дорогу на восток, по которой в нужное время перебросит войска и обеспечит защиту государства. Темпы сооружения железной дороги были самыми высокими в мире. Витте подчеркивал, что магистраль строилась главным образом по соображениям военно-политическим. О срочности и оперативности говорит выбор маршрута. Он был транзитным, прошел мимо Томска и даже столицы Сибири - города Тобольска. Забайкальский участок был повернут на юг, в Маньчжурию. Навстречу началось строительство Китайско-Восточной железной дороги - кратчайшего пути, соединявшего Транссиб не только с Владивостоком, но и военно-морской базой Порт-Артур на Ляодунском полуострове.
Паромная переправа соединила подходившие с запада и востока к берегам Байкала железнодорожные пути на 5 лет ранее планового ввода в строй всей магистрали и обеспечила сквозное сообщение через всю страну до Порт-Артура и Владивостока.
Специально построенные для паромной линии ледоколы «Байкал» и «Ангара» начали совершать регулярные рейсы в 1899 году. Работы по устройству береговых сооружений переправы закончились только летом 1901 года. Это были не просто порты, а полноценные железнодорожные терминалы, включавшие пристани, молы, переходные мосты для подачи вагонов на паром.
После постройки в 1903 году порта Танхой линия Байкал - Танхой (42 км) позволила увеличить число рейсов до 3–4 в сутки. Расстояние от порта Байкал до порта Танхой ледокол проходил за 2,5 часа, в обратном направлении – за 2 часа 55 минут. Паром-ледокол «Байкал» мог перевозить в ледовой обстановке 25 вагонов, паровоз и до 250 пассажиров, а ледокол «Ангара» - 10 вагонов и 160 пассажиров.
Байкальская переправа была единственной связкой Транссиба, именно она определяла пропускную способность всей магистрали. Военно-стратегическое значение переправы было так велико, что англичане открыто советовали японцам вывести её из строя. В это тяжелое время весь груз ответственности приняли на себя железнодорожники, моряки, жители Иркутской губернии и Забайкалья.
После ввода в 1905 году в регулярную эксплуатацию Кругобайкальского участка переправа оставалась важным морским звеном Транссиба. Паром и вспомогательный ледокол обеспечивали коммерческие и военные перевозки.
Байкальская переправа прекратила существование в 1918 году после гибели в огне гражданской войны ледокола «Байкал». В настоящее время порт в Танхое не существует. От маяка сохранился лишь каменный фундамент, сооружения старинной паромной переправы продолжают разрушаться.
В 1990 году после масштабного ремонта, ледокол «Ангара» навеки пришвартовалась в микрорайоне Солнечный города Иркутска.
В 2017 году в поселке Танхой открыт историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа». Инициатором его создания выступил Байкальский заповедник. Совместно с ОАО «Российские железные дороги» установлены воинские вагоны, воссоздан станционный дом, где размещена экспозиция, включающая историческую реконструкцию порта Танхой.
Сергей Козлов
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON