Порт Танхой

Порт Танхой - фото 1Историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа» расположен на территории старинного порта на южном побережье озера. Байкальский берег в этой местности изгибается и образует излучину. Здесь в самом начале XX века для паромной железнодорожной переправы был возведён большой причальный комплекс.

Сто лет Байкальская паромная железнодорожная переправа оставалась в тени забвения. Этот грандиозный государственный проект не только связал воедино Транссибирскую магистраль, но и обеспечил нашей стране возможность отстоять свои завоевания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Если бы у России в 1900–1905 годах не было Байкальской переправы, то география страны могла быть сегодня совершенно иной.
XX век - эпоха трагических перемен и суровых испытаний в истории России. Наша страна пережила несколько разрушительных войн, смену государственного и политического устройства. Как следствие, многие выдающиеся феномены национальной истории были вытеснены на периферию культурного процесса. Их перестали изучать, о них не упоминали в программах школ и университетов, не снимали фильмы и не писали книги. Выдающиеся личности, так или иначе связанные с Байкальской переправой, были забыты в своем отечестве.
Министр путей сообщения князь М.И. Хилков был исключен из Большой Советской энциклопедии, творчество художника-аквалериста П.Я. Пясецкого не изучают в художественных ВУЗах, деятельность А.С. Боткина не известна специалистам, а лежащий в руинах порт не заслужил даже простой мемориальной таблички.

Порт Танхой - фото 2Порт Танхой - фото 3Порт Танхой - фото 4
Во второй половине XIX столетия Россия осознала реальность военной угрозы своим завоеваниям на Дальнем Востоке. Российская империя прокладывает железную дорогу на восток, по которой в нужное время перебросит войска и обеспечит защиту государства. Темпы сооружения железной дороги были самыми высокими в мире. Витте подчеркивал, что магистраль строилась главным образом по соображениям военно-политическим. О срочности и оперативности говорит выбор маршрута. Он был транзитным, прошел мимо Томска и даже столицы Сибири - города Тобольска. Забайкальский участок был повернут на юг, в Маньчжурию. Навстречу началось строительство Китайско-Восточной железной дороги - кратчайшего пути, соединявшего Транссиб не только с Владивостоком, но и военно-морской базой Порт-Артур на Ляодунском полуострове.
Паромная переправа соединила подходившие с запада и востока к берегам Байкала железнодорожные пути на 5 лет ранее планового ввода в строй всей магистрали и обеспечила сквозное сообщение через всю страну до Порт-Артура и Владивостока.

Порт Танхой - фото 5Порт Танхой - фото 6Порт Танхой - фото 7Порт Танхой - фото 8
Специально построенные для паромной линии ледоколы «Байкал» и «Ангара» начали совершать регулярные рейсы в 1899 году. Работы по устройству береговых сооружений переправы закончились только летом 1901 года. Это были не просто порты, а полноценные железнодорожные терминалы, включавшие пристани, молы, переходные мосты для подачи вагонов на паром.
После постройки в 1903 году порта Танхой линия Байкал - Танхой (42 км) позволила увеличить число рейсов до 3–4 в сутки. Расстояние от порта Байкал до порта Танхой ледокол проходил за 2,5 часа, в обратном направлении – за 2 часа 55 минут. Паром-ледокол «Байкал» мог перевозить в ледовой обстановке 25 вагонов, паровоз и до 250 пассажиров, а ледокол «Ангара» - 10 вагонов и 160 пассажиров.
Байкальская переправа была единственной связкой Транссиба, именно она определяла пропускную способность всей магистрали. Военно-стратегическое значение переправы было так велико, что англичане открыто советовали японцам вывести её из строя. В это тяжелое время весь груз ответственности приняли на себя железнодорожники, моряки, жители Иркутской губернии и Забайкалья.
После ввода в 1905 году в регулярную эксплуатацию Кругобайкальского участка переправа оставалась важным морским звеном Транссиба. Паром и вспомогательный ледокол обеспечивали коммерческие и военные перевозки.
Байкальская переправа прекратила существование в 1918 году после гибели в огне гражданской войны ледокола «Байкал». В настоящее время порт в Танхое не существует. От маяка сохранился лишь каменный фундамент, сооружения старинной паромной переправы продолжают разрушаться.
В 1990 году после масштабного ремонта, ледокол «Ангара» навеки пришвартовалась в микрорайоне Солнечный города Иркутска.

Порт Танхой - фото 9Порт Танхой - фото 10Порт Танхой - фото 11Порт Танхой - фото 12
В 2017 году в поселке Танхой открыт историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа». Инициатором его создания выступил Байкальский заповедник. Совместно с ОАО «Российские железные дороги» установлены воинские вагоны, воссоздан станционный дом, где размещена экспозиция, включающая историческую реконструкцию порта Танхой.

Сергей Козлов

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить