9 мая завершила свою работу в Дагестане экстренная комиссия Минздрава России и Роспотребнадзора. Комиссия срочно прибыла в республику после недавнего обращения дагестанских медиков к президенту России Владимиру Путину. Члены комиссии посетили медучреждения региона и дали дагестанским медикам рекомендации по маршрутизации пациентов с Covid-19. Беспокойство ситуацией с пандемией в Дагестане выражает глава Минздрава России Михаил Мурашко, - сообщает сетевое издание EADaily.
К Мурашко накануне Дня Победы обратился известный в Дагестане врач-травматолог и общественный деятель Магомед Абдулхабиров. Абдулхабиров цитирует письмо гинеколога из райцентра Леваши Айшат Нажмудиновой. Из-за пандемии коронавируса в Левашинском районе не хватает медицинских работников, Нажмудинова вынуждена работать одновременно гинекологом, инфекционистом, терапевтом, участковым врачом и медсестрой. Нажмудинова одна обслуживает три села в Левашинском районе.
«У нас в Левашинском районе массово заболели медицинские работники, недавно слегла с коронавирусом моя акушерка. Отсутствуют маски, спецхалаты, перчатки и средства для обработки рук. Не можем делать ни компьютерной томографии, ни простого рентгеновского снимка легких. Райбольница в Левашах переполнена, больные целыми семьями лежат дома, занимаются самолечением. Обещанных надбавок медикам нет, мы получаем с огромным опозданием свою текущую зарплату. На свои средства покупаем лекарства и средства индивидуальной защиты, цены в аптеках запредельные», — сообщает Нажмудинова.
«Дагестанские начальники советуют Айшат Нажмудиновой „не высовываться“. По отношению к ней возможны любые гнусности. Ситуация со здравоохранением в Дагестане катастрофическая. К сожалению, глава Дагестана Владимир Васильев не слышит голосов дагестанских врачей и моего тоже», — обращается к Мурашко Магомед Абдулхабиров.
Дагестанские общественные деятели отправили письмо генеральному прокурору России Игорю Краснову. В письме говорится, что на весь Дагестан имеются всего два современных аппарата компьютерной томографии, оба не используются. Первый аппарат, находящийся в Махачкале, был неправильно смонтирован, у второго — в Шамильском районе республики — не могут заменить батарейки, нет умеющего работать с аппаратом специалиста. Из-за этого пациентов обследуют или на морально устаревших томографах, или же отправляют на диагностику в другие регионы.
«Региональные власти переоборудуют не предназначенные для размещения больных здания во временные госпитали, при этом полностью оборудованная больница в Махачкале пустует. В горных районах население не имеет доступа к медицинской помощи, население само собирает средства для поддержания работоспособности местных лечебных учреждений», — говорится в обращении к генпрокурору РФ.
Авторы обращения высказывают предположение: дагестанские чиновники в своих целях намеренно занижают показатели заражаемости коронавирусом и летальных исходов от инфекции. По словам подписантов, в 2010—2019 годах показатель смертности по республике составлял 1100—1200 человек в месяц, данные были в открытом доступе.
«С момента начала пандемии данные об общей смертности исчезли из общего доступа; хотя ведущие учет смертности органы ЗАГС вряд ли прекратили учет», — говорится в обращении.
По данным на 11 мая, в Дагестане заражены коронавирусом 2 772 человека, скончались 20 человек. Как говорят авторы обращения, официальные цифры значительно ниже, чем открытые данные по умершим от коронавируса медикам и сотрудникам полиции, которые по долгу своей работы оказываются в зоне максимального риска по заражению.
Среди авторов обращения — доктор биологических наук Казима Булаева, генетик. Ранее Булаева проводила в Дагестане исследования насчет генетической предрасположенности жителей разных районов к разным заболеваниям и психическим расстройствам. Булаевой было установлено: наибольшему риску подвержены генетические изоляты — географически отдаленные популяции людей, например жители горных селений Дагестана. В отдаленных аулах тысячи лет живут представители одних и тех же малых народов, там в норме близкородственные браки, следовательно, велик риск рождения потомства с «неправильными» генами. Поскольку горцы, переселяясь на равнину, склонны жить по обычаям предков, та же клиническая картина будет наблюдаться у их потомков, которые, например, десятилетиями живут в Махачкале.
«Необходимо учитывать особенность генетического наследия коренных народов республики, которые являются генетическими изолятами, и повышенную сенситивность населения к болезням цивилизации», — говорится в обращении.
«В Республике Дагестан не соблюдаются положения статьи 41 Конституции России — о праве граждан России на бесплатную квалифицированную медицинскую помощь. Не работает федеральный закон „Об охране здоровья граждан“. Региональные власти своими действиями нарушают базовые конституционные права населения Дагестана», — пишут дагестанские общественники генпрокурору России.
К их обращению присоединилась на днях предприниматель и бизнес-тренер Зумруд Ризванова. Ризванова утверждает: по ее подсчетам, реально от коронавируса в Дагестане умерло около 100 человек, возможно и больше. В горных сельских районах, говорит Ризванова, людям дали понять: «Cпасайте себя сами».
«На этом фоне выглядит абсурдом, когда дагестанцам запрещают пользоваться собственными машинами, пересаживают в общественный транспорт, тем самым увеличивая риск заражения. Абсурд, когда больнице дарят машину „Лада“, вместо того, чтобы обеспечить лекарствами и средствами защиты. А у властей республики, как всегда, „все хорошо, прекрасная маркиза“… Очень надеюсь, что ответственные органы в Москве обратят внимание на жадность, халатность и бездействие местных ответственных лиц и примут меры. Пока не поздно. Иначе Дагестан обгонит Италию», — говорится в обращении Ризвановой, опубликованном в ее «Инстаграме».
По данным корреспондента EADaily, изложенными выше данными, в частности, заинтересовались глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов и исламовед Роман Силантьев.
Дагестан будет включен в клинические исследования перспективных лекарственных препаратов, предварительно показавших эффективность в лечении коронавирусной инфекции, сообщают в Минздраве России.
«Минздрав России взял на контроль ситуацию с лекарственным обеспечением пациентов с коронавирусной инфекцией в связи со вспышкой Covid-19 в Дагестане. В республику уже начали поступать необходимые лекарственные препараты, используемые для лечения коронавирусной инфекции, в ближайшее время потребность будет удовлетворена», — говорится в сообщении ведомства.