Минприроды РФ планирует очередную «оптимизацию» в заповедной системе. На этот раз в планах объединить Северо-Осетинский государственный заповедник с Национальным парком «Алания» под одну «крышу» (дирекцию). Насколько такое объединение действительно оптимально и отвечает ли оно государственным интересам, учитывает ли данное решение особенности региона?
Намедни стало известно, что Минприроды России планирует очередное объединение двух федеральных государственных учреждений, управляющих ООПТ федерального значения в Северной Осетии: ФГБУ «Северо-Осетинский государственный заповедник» и ФГБУ «Национальный парк «Алания».
Объединение планируется выполнить своеобразно – не ликвидировать существующие ФГБУ, а переименовать их. Причём ФГБУ «Северо-Осетинский государственный заповедник» планируется переименовать в объединённую дирекцию (тоже ФГБУ) Северо-Осетинского государственного заповедника и Национального парка «Алания», а ФГБУ «Национальный парк «Алания» в планах переименовать в … ФГБУ «Ладожские шхеры». В результате Национальный парк «Алания» лишается самостоятельного субъекта управления.
Как свидетельствуют официальные документы, соответствующие приказы Министерства природных ресурсов и экологии РФ за подписью министра Козлова А.А. были изданы около двух недель назад. Однако уже через неделю, как говорят источники, эти приказы уже были отменены в силу обнаруженных правовым департаментом названного министерства каких-то юридических нюансов. Тем не менее, есть информация, что министерские планы по объединению заповедника и национального парка («Алания») не меняются, а принципиальное решение уже якобы принято и дело остаётся за юридической техникой.
По имеющимся сведениям, указанное решение по объединению двух ФГБУ мотивировано ещё прошлогодним поручением Правительства РФ об оптимизации государственных учреждений и их штатов. Чиновники Минприроды РФ, видимо, решили по-особому подойти к выполнению данного поручения, придумав «схему» по объединению учреждений, управляющих разными федеральными ООПТ. Эта тема приобрела довольно широкий общественный резонанс, в связи с чем 17 декабря прошлого года на площадке Общественной Палаты РФ даже состоялось расширенное совещание с участием общественников-экспертов и директоров ряда заповедников и национальных парков. На совещании представители профильного Департамента ООПТ Минприроды РФ пытались объяснить ход своих мыслей по поводу планируемых ими объединений различных ФГБУ в заповедной системе, но не оказались в достаточной степени убедительными. Видимо, на этот раз, дабы не получить общественного резонанса по поводу объединения заповедника и национального парка уже только (или пока что) в Северной Осетии, чиновники готовившего решение названного выше министерского департамента решили сделать всё «по-тихому».
Тем не менее, «оптимизация» государственных учреждений и их штатов предполагает кадровые решения, неизбежно связанные с сокращением некоторого числа сотрудников этих учреждений. В дотационном регионе это не может быть воспринято людьми с энтузиазмом, ведь работу найти уводенным сотрудникам будет не просто, пусть даже эти сотрудники – представители управленческого звена.
Насколько вообще такая «оптимизация» в текущих непростых политических и социально-экономических условиях в нашей стране целесообразна? Неужели государство выиграет от того, что десяток (плюс-минус) сотрудников учреждений заповедной системы окажутся без федеральной зарплаты? Ведь люди в любом случае будут искать работу и, скорее всего, тоже в государственном и муниципальном секторе. Или эта «бухгалтерия» с объединением нужна только для «галочки» за выполнение правительственного поручения? Но тогда это просто попахивает откровенным цинизмом: кто-то ставит себе «галочку» за счёт создания проблем другим людям, да и сложностей в дальнейшем управлении объединённой дирекцией.
Или за данным решением стоят чьи-то коммерческие интересы? Например – получение государственных субсидий на развитие федеральных ООПТ в регионе «в одни руки».
Не хотелось бы и дальше гадать на кофейной гуще, но посмеем предположить, что некие монетарные мотивы в решении о подчинении национального парка управляющему заповедником подведомственного Минприроды РФ учреждению, вполне резонны.
Так, в этом году, наконец-то, Правительством РФ утверждён порядок согласования социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов в национальных парках с государственными органами власти, в ведении которых находятся соответствующие национальные парки. Это постановление Правительства РФ от 02.06.2022 г. N 1018 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206020070 . Касается эта норма только территорий национальных парков и их охранных зон. В заповедниках такое согласование не предусмотрено. В национальных парках, подчинённых Минприроды России согласование проводится с данным министерством. При этом состав лиц, которым необходимо такое согласование, довольно обширен: это практически все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют на территории парка и его охранной зоны ту или иную хозяйственную деятельность – от объектов электросетевого хозяйства до объектов розничной торговли, туристические базы, сельскохозяйственные предприятия и др. (исключение составляют социальные объекты). При этом соискатели согласования должны представить в министерство увесистый пакет документов, среди которых должны быть и материалы оценки воздействия на окружающую среду, которые надо заказать у компетентных исполнителей (и не бесплатно). Характерно, что чётких критериев - подлежит ли согласуемая деятельность положительному или отрицательному решению о её согласовании, в нормативных актах не установлено. Очевидно, что при таком порядке у некоторых обладателей властными полномочиями вполне может возникнуть соблазн получить в управление территорию, где указанное согласование необходимо, а у иных – иметь на этой территории «своего» человека.
И ещё один потенциальный мотив иметь в «своих» надёжных руках национальный парк, это планы принятия закона, позволяющего передавать рекреационные зоны национальных парков неким управляющим компаниям. Об этом «ЭкоГрад» ранее уже делал материал http://ekogradmoscow.ru//2012-11-25-08-44-50/2012-11-25-08-49-32/natsionalnye-parki-v-chastnye-ruki . Это в чистом виде бизнес на государственной особо охраняемой земле, и касается это, опять же, исключительно национальных парков. В заповедниках с таким бизнесом особо не развернёшься.
Как бы то ни было, но решение по объединению ООПТ с разнонаправленными задачами (заповедник – строгая охрана природы, национальный парк – комплексные природоохранные задачи наряду с развитием туризма и рекреации, охраной объектов культурного наследия, работой с местным населением и хозяйствующими субъектами на его территории) довольно неоднозначное, к тому же не учитывает многих тонкостей социальных (в том числе субэтнических) отношений в республиках Северного Кавказа.
Справочно:
Национальный парк «Алания» создан в 1998 году, расположен на площади около 60 тыс. га в Ирафском районе Республики Северная Осетия – Алания, в верховьях реки Урух (Ираф), имеет на своей территории и на территории охранной зоны 18 населённых пунктов, 9 туристических баз, десятки объектов культурного наследия – памятников древней аланской архитектуры, археологические объекты. На территории национального парка расположен самый большой ледник в Северной Осетии – ледник Караугомский, являющийся вторым по величине ледником на Кавказе. Здесь также расположено уникальное высокогорное болото Чифандзар. На территории национального парка охраняется около четырёх десятков видов млекопитающих, более сотни видов птиц, более тысячи видов беспозвоночных, более тысячи видов растений. Большая часть территории национального парка расположена в исторической местности Северной Осетии, именуемой Горной Дигорией.
Северо-Осетинский государственный заповедник создан в 1967 году и расположен на площади около 30 тыс. га в Алагирском районе Республики Северная Осетия – Алания. Населённые пункты на территории заповедника отсутствуют, но здесь расположен известный горнолыжный курорт «Цей» и одноимённый альплагерь. На территории заповедника охраняется несколько десятков видов млекопитающих, более полутора сотни видов птиц, около двух тысяч видов беспозвоночных, более тысячи видов растений.
Антон Хлынов
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON