Внутренний туризм для любого государства должен быть приоритетным направлением развития. В России с мая по сентябрь внутренний туристический поток вырастет от 4% до 30% в зависимости от региона и суммарно превысит 31 млн человек - такой прогноз на летний сезон 2022 года дали в Ростуризме.
В сезон 2021 года круизный пассажиропоток на реках России увеличился и даже обогнал доковидные показатели. Все круизные компании перевезли в среднем на 20-25% пассажиров больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, но все же, пандемия не позволила компаниям работать в полную силу. Итоговые результаты года, от которого все ожидали рекордов во внутреннем туризме, были в значительной степени нивелированы падением спроса от волн антиковидных ограничений, вводимых в регионах, в том числе с QR-кодами.
Сезон 2021 года, по словам экспертов, можно назвать «годом нового туриста» – во всех крупных круизных компаниях отметили очень высокую долю новых клиентов, которые поехали в круиз впервые. Причем этот тренд коснулся как коротких круизов, так и более длительных, которые выбирают в качестве отпуска. На ряде маршрутов доля «новых» пассажиров на борту составляла 80%. Мифы о том, что круиз по России – это скучное занятие, окончательно ушли в прошлое, так что приток новых туристов в 2021 году обязательно даст эффект уже в сезоне 2022 года.
В 2021 году на спрос на внутреннем туристическом рынке стимулировался не только фактором закрытых границ (значение которого сильно упало в августе с открытием Египта), но и программой кешбэка.
Отсутствие иностранцев, которые, судя по всему, не приедут на российские реки в этом году, очень волнует круизных туроператоров. На иностранных туристов до пандемии приходилось примерно 10% аудитории речных круизов по России, и некоторые компании ориентировались на этот поток. Эксперты считают, что в таких нестабильных условиях отрасли необходима дополнительная поддержка в виде кешбэка, который уже имел положительный эффект для всей отрасли речного туризма – каждый пятый круиз этой осенью 2021 года был продан по данной акции.
Программу кэшбэка финансируют из бюджета России. В 2022 году на нее заложили 5 млрд руб. Акцию запускали летом и осенью 2020 года, в марте и июне 2021, в январе 2022 года, а шестая стартовала 15 марта и должна была проходить до 30 апреля, но досрочно завершилась 15 апреля.
Программа работает следующим образом. Туристы бронируют жилье или путевки по России у партнеров акции по карте «Мир» и возвращают 20% от стоимости, но не больше 20 тыс руб. за одну транзакцию. Кэшбэк выплачивают только за путешествие по России и только в период действия акции. Вернуться из поездки путешественники должны до полуночи 30 июня. Минимальная продолжительность акционных туров и бронирований гостиниц - от двух ночей, но учитываются ночевки в поездах и на круизных судах. Ограничений по стоимости нет.
В 2021 году в целом по России в программе туристического кешбэка участвовали 1,7 млн человек. В сумме туристам вернули 6,7 млрд руб. На туры и отели по кешбэку в 2021 году туристы потратили более 37 млрд руб.
Спрос на программу огромный. Так, по сравнению с предыдущим окном продаж, которое проходило с 18 января по 28 февраля, спрос вырос в два раза, а если сравнивать этот год с прошлым, то путешествия с кешбэком бронируют в пять раз чаще. Выделенные средства были быстро выбраны, поэтому окно продаж завершили раньше, чем планировалось.
В 2022 году запланирован осенне-зимний этап программы, который начнется в октябре. Программа кешбэка планируется до 2024 года.
Сергей Козлов
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON