Нагорный Карабах-Закавказье-Россия: экономическая геополитика прекращения армяно-азербайджанского конфликта

Нагорный Карабах-Закавказье-Россия: экономическая  геополитика прекращения армяно-азербайджанского конфликта  - фото 1Прекращение военных действий в Нагорно-Карабахском регионе и в примыкающих к нему районах сопровождается планами участницы НАТО Турции легально — своим военным присутствием в Южном Закавказье - активно влиять на ситуацию в этом регионе. Потому вполне резонно предположить, что военно-политическая антанта Анкары и Баку в регионе будет усиливаться. Тем более что с поддержкой Турции Азербайджан добился таких условий прекращения войны, которые означают его победу — по крайней мере, территориальную.


В то же время, эта ситуация способна повысить роль южнороссийской и, в целом, черноморско-каспийской транзитной системы в экономике большей части Евразии.

Нагорный Карабах-Закавказье-Россия: экономическая  геополитика прекращения армяно-азербайджанского конфликта  - фото 2

К повышению политической роли Турции в регионе сподвигает, напомним, и согласие Москвы на создание именно российско-турецкого центра мониторинга ситуации вокруг «НКР». То есть, Турция официально приглашена в регион в статусе равноправного регулятора ситуации. Но дело не только в самой Турции.
Многие местные эксперты считают, небезосновательно, что политика Анкары в ходе конфликта и его урегулирования не может не согласовываться с НАТО (поскольку члены НАТО, по её уставу, обязаны согласовывать свою внешнюю, в т.ч. внешнеторговую политику с другими странами блока). Так что речь фактически идёт об опосредованном — «порученном» Турции — присутствии НАТО в том же регионе. Скорее всего, такой сценарий был пролоббирован наиболее влиятельными участниками НАТО.
Тем временем, 21 ноября глава минобороны Турции Хулуси Акар заявил, что «...в ближайшее время наши военные отправятся в Азербайджан выполнять свой долг. Сухопутные войска закончили подготовку». То есть, речь идет в данном случае не о военных экспертах для упомянутого российско-турецкого центра мониторинга. А именно о регулярных войсках.
А 17 ноября турецкий парламент единогласно одобрил проект меморандума, представленный на днях президентом Р.Т.Эрдоганом, об отправке вооруженных сил Турции на территорию Азербайджана. Впрочем, согласно меморандуму, турецкие военные совместно с российскими миротворцами будут находится в мониторинговом центре в Азербайджане для контроля соблюдения перемирия в Нагорном Карабахе. Однако вышеупомянутое заявление главы минобороны Турции не упоминает о совместном с РФ центре мониторинга.
При этом российская сторона периодически заявляет о том, что не предусмотрено участие турецких войск в миротворческой военной миссии в «НКР», но пока нет каких-либо официальных протестов со стороны Москвы насчет ввода турецких войск в регион. Зато мониторинговый центр размещается именно в Азербайджане.
Таким образом, Анкара получает, в том числе, реальную возможность обеспечивать безопасность нефте- и газопроводов, проходящих из Азербайджана в Турцию (через Грузию) невдалеке от северной границы Нагорного Карабаха.

Нагорный Карабах-Закавказье-Россия: экономическая  геополитика прекращения армяно-азербайджанского конфликта  - фото 3

нефте- и газопроводы Азербайджан-Грузия-Турция  —    https://neftegaz.ru/images/AZERBAIJAN%20karta%202.jpg 
 
    Между тем, разблокирование транспортных артерий в регионе, предусмотренное мирным соглашением, означает возобновление работы крупнейшей евроазиатской стальной магистрали — «Транссиба Закавказья» (около 800 км): порты  Батуми/Поти — Тбилиси (Грузия)-Гюмри-Ереван (Армения)-Нахичевань (Азербайджан)-Мегри (Армения)-Минджевань-Горадиз-Имишли-Алят-Баку (Азербайджан). Созданной в 1907-1942 гг.  — в осовном, вдоль границ с Турцией и Ираном. Причем в ответвлениями в Турцию (через Армению) и Иран (через Нахичевань). Эта магистраль, бездействующая с 1992 г.  из-за армяно-азербайджанского конфликта,  состыкована с ж.д.сетью РФ — через Азербайджан и  Абхазию (абхазский  участок  пока бездействует).   
   То есть, Россия  получает прямой  доступ (пока — через Азербайджан) к стратегической  артерии: возобновление её работы, по ряду экспертных оценок, способно минимум  наполовину увеличить объем российско-иранской торговли.  Вдобавок,  возобновится — после 30-летнего перерыва — евроазиатский грузотранзит по  той  же артерии. За 1950-е — 80-е гг.  совокупные доходы СССР  от этого  транзита превысили 23  млрд. долл. (по текущему  курсу), по 12-15% которых получили Армения, Азербайджаном, Грузия, РСФСР, не меньше 50%  поступало в общесоюзный бюджет. 
     Заинтересованность в этой транзитной  артерии поныне   проявляют в  Скандинавии, многие страны Восточной Европы, экс-СССР,  бассейна Персидского Залива; по очевидным  причинам, в том же заинтересованы РФ, Армения, Азербайджан, Грузия, Иран, Турция.      
Нагорный Карабах-Закавказье-Россия: экономическая  геополитика прекращения армяно-азербайджанского конфликта  - фото 4
Нагорный Карабах-Закавказье-Россия: экономическая  геополитика прекращения армяно-азербайджанского конфликта  - фото 5
  «Транссиб Закавказья» — вдоль границ ы с Ираном (участок из Астары в Иран не  построен) 
      Если же  в более  широком контексте, разблокирование каспийско-черноморско-закавказских артерий  является  весомым стимулом для развития евроазиатского транзитного коридора  через калмыцкий порт Лагань на  каспийском побережье Калмыкии. То есть, в  его «связке»  с каспийскими портами и Казахстана, и Ирана, как и с другим портами российского Прикаспия (подробнее  см., например,  http://casp-geo.ru/v-kalmykii-obsudili-stroitelstvo-laganskogo-porta/;  http://tegrk.ru/archives/91439 ). 
  «ЭкоГрад», напомним,  уже освещал этот проект, в котором заинтересован  также  Китай.
Нагорный Карабах-Закавказье-Россия: экономическая  геополитика прекращения армяно-азербайджанского конфликта  - фото 6
   Точнее, ввиду транспортного-транзитного  разблокирования в Закавказье,  появляется реальная  возможность  формирования  комплексной железнодорожно-паромно-портовой  системы   Закавказье-РФ-Казахстан-Иран с  железнодорожными выходами на Дальний Восток, Персидский Залив и Восточное  Средиземноморье.  В этой  связи, создание  Лаганского комплекса  тем более  укрепит конкурентопособность южнороссийской транспортной системы в  евроазиатском  транзите (с  учетом  прямого   ж.д. сообщения Лагани с основными транзитными  ж.д.магистралями Южной России и Поволжья). И, следовательно, — укрепит геополитические  позиции РФ в Евразии. 
  (эта тематика  будет продолжена в дальнейших исследованиях-публикациях «ЭкоГрада»).
   
Алексей Чичкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить