На тему экологической повестки и экоактивистов в России

На тему экологической повестки и экоактивистов в России  - фото 1Экологическая повестка в России последнее время все чаще выходит на первый план. Почему это происходит?

Мы с вами живем в обществе растущего потребления, производящего все больше и больше отходов и мусора, которые надо куда-то деть или переработать в что-то полезное.

Решение этой проблемы носит спорный и неоднозначный характер во всем мире.

Но мы рассмотрим эти вопросы на примере России.

В последнее время особо значимыми и заметными были экологические протесты против строительства полигона на Шиесе, что сыграли не последнюю роль в отставке губернатора Архангельской области.
Продолжаются кампании активистов Подмосковья против полигонов, мусоросжигательных заводов, отравляющих воздух в регионе.
Не прекращаются протесты в других регионах против строительства мусоросжигательных заводов и накопительных полигонов. Тем не менее, строительство подобных заводов — не единичный случай, который, как это ни странно, является частью национального проекта «Экология». Дело в том, что технология сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов (ТКО) в качестве возобновляемого источника энергии, появилась в перечне технологий утилизации мусора.

Проблемы с экологией в России не ограничиваются сжиганием, хранением мусора и ухудшением качества жизни людей. Экологические катаклизмы заметно участились за последнее время. С другой стороны, официальная экологическая повестка в России — это сохранение природы, сортировка и переработка отходов, борьба с глобальным потеплением.

На тему экологической повестки и экоактивистов в России  - фото 2
На фоне эпидемии, экономической рецессии и политических событий эти темы выглядят как минимум не самыми приоритетными, и поэтому массовые экологические протесты несколько поутихли.
Экологические проблемы волнуют множество людей, пробуждая их гражданскую активность и самосознание. Это делает их узнаваемыми в гражданском обществе, продвигая в общественные и политические организации.
Но некоторые из этих организаций под видом «зеленой» тематики и экологических инициатив пытаются манипулировать общественными протестами и движениями, направляя их в выгодное для себя русло дестабилизации общества.
Да и сами экоактивисты, порой, используют свою активность в личных целях карьерного роста на политическом поприще.

На этом фоне стало меняться и отношение граждан к организациям с "зеленой" тематикой.

Это может говорить о разочаровании в работе таких организаций или о росте численности тех, кто не считает изменения климата важной проблемой в России. Падение доверия к экологическим организациям также связано с введением закона «Об иностранных агентах». Среди всех организаций, оказавшихся на декабрь 2016 года в реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, 15% имели экологическую и природоохранную направленность. Исследования показали, что закон «Об иностранных агентах» привел к снижению доверия к экологическим организациям и увеличению негативного отношения к ним.

Но то, что происходит сегодня вокруг нас: аномальная жара и аномальное выпадение осадков, лесные пожары и засухи, наводнения и паводки, ураганы и смерчи, несущиеся по российским просторам - все это никуда не делось и говорит о том, что климат меняется и надо что-то делать, чтобы это все остановить, или матушка-природа разберется с человечеством по-своему сама.


Так что такое экоактивизм и нужен ли он в России сегодня?
Об этом проводятся опросы общественного мнения, по этой теме высказываются общественные деятели и проводятся семинары, на эту тему рассуждают блогеры и экоактивисты.

Иван Пятибратов, преподаватель и политолог.

 


Иван говорит, что экоактивизм стал инструментом давления на властные структуры в принятии тех или иных решений в экономических и политических областях.

В текущей действительности обращает на себя внимание факт связи практически всех заметных организаций экоактивистов с зарубежными странами, организациями и международными программами поддержки НКО. В подавляющем большинстве случаев речь идёт о США и странах ЕС, наших «заклятых партнерах».
Вот что пишет по этому поводу «Русская весна»:
«Совершенно очевидно, что формы и идеология экопротестного движения в основном являются результатом своеобразного «экспорта» зарубежных установок и наработанного опыта в этой сфере в нашу с вами действительность.
Сами экоактивисты подтверждают, а иногда и бравируют фактами координации своих действий с разного рода зарубежными коллегами. Однако координация действий и идеологическая общность обычно подразумевает и общность целей и задач, а не только финансовой поддержки.

В этой ситуации возникает закономерный вопрос — могут ли российские экопротесты быть полностью свободными от влияния нынешнего внешнеполитического контекста сложных отношений, складывающихся между Россией и сообществом стран Запада?
Цели США и их союзников в отношении РФ на данном историческом этапе декларируются ими прямо и совершенно однозначно — препятствовать экономическому росту (в том числе, с помощью широкой программы санкций) и дестабилизировать внутриполитическую обстановку с целью смены нынешней власти, противодействующей Западу в превращении России в сырьевой колониальный придаток.
Не желая бросать тень на всех людей, участвующих в экологическом движении, всё же нельзя не отметить явную и порой очевидно избыточную политическую окраску и организацию большинства крупных экологических протестов последнего времени.
Суть глобальной экозащитной протестной активности сводится к подмене понятий: протест возбуждается как ответ на некую экологическую угрозу, но в итоге сам превращается в угрозу, которая не имеет отношения к экологии, а относится уже к вопросам промышленной и социальной политики государства, что является серьезным сдерживающим аргументом для правительств атакуемых государств и их суверенитета.
Вольно или невольно, российские экоактивисты встроились именно в эту повестку дня.
Порой их яростная борьба с крупными инфраструктурными и промышленными проектами объективно вписывается в стратегию создания препятствий для экономического роста российской экономики, а политическое позиционирование работает на дестабилизацию внутриполитической ситуации по любому удобному поводу.
Стоит вспомнить и подумать, что «классикой» экологического движения во всём мире, к сожалению, является и участие в нечистой конкурентной борьбе между разными субъектами бизнеса. Такие факты имеют место как на национальном, так и на международном уровне.
Создание препятствий для конкурентов, с использованием экологической тематики и экоактивистов широко применяется как транснациональными корпорациями, так и более мелкими игроками.
Нельзя исключать, что подобные сюжеты присутствуют и в российской предпринимательской среде.
Можно возразить, что все эти элементы в той или иной степени присущи экопротестам в любой стране мира, вспомнив, например, историю превращения экоактивистов в многочисленные партии «зелёных», давно ставших политическими лоббистами во многих странах.

В результате происходит концептуальная подмена понятий. Объективно Россия нуждается в восстановлении экономического потенциала, новых рабочих местах и создании новой инфраструктуры. Развитие науки, техники и экономики невозможно остановить. Но его, несомненно, необходимо оптимизировать и привести в соответствие с потребностями охраны окружающей среды и создания комфортных условий жизни людей.

Представляется, что настоящей задачей экоактивистов должно являться способствование абсолютно неполитизированному и честному диалогу общества, бизнеса и власти с целью добиться выработки оптимальных вариантов такого развития.

Но в реальности в большинстве случаев всё стало сводиться к разрушительным призывам — «всё закрыть и ничего не строить», а также к откровенным политическим спекуляциям с целью использования экологической проблематики для стимулирования социального протеста, не имеющего ничего общего с решением проблем охраны окружающей среды.

Более того, такой деструктивный подход будет создавать предпосылки для новых проблем, так как неизбежно вызовет сокращение рабочих мест, инвестиций и доходов бюджета.

В этой ситуации главной задачей экологов, общества, предпринимателей и государства является нахождение такого работающего компромисса, который обеспечивал бы оптимальное разрешение конфликтных ситуаций с выходом на новое качество работы экономических проектов.

Возникновение проблем должно стимулировать к нахождению наиболее выгодного для всех сторон решения, а не заводить ситуацию в тупик.».

 

 

Татьяна Колесникова
(Обзор материалов СМИ)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить