Канал имени Москвы - уникальное гидротехническое сооружение, соединившее глубоководным путем Москву-реку с Волгой. Канал превратил столицу в порт пяти морей, обеспечил ее ценнейшим природным и транспортным ресурсом.
Канал Москва-Волга был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов 15 июля 1937 года.
Канал имени Москвы является уникальным гидротехническим сооружением – единственным в мире по своему инженерному исполнению, размерам и мощностям. Протяженность рукотворного русла составляет 128 км. Трудные условия рельефа и проходящая между Москвой и Волгой значительная возвышенность не позволяли сделать Канал самотечным, а только шлюзованным, с механической подачей воды. Таким образом, Канал построен в виде лестницы с гигантскими водяными ступенями, ограниченными шлюзами. Шлюзы пропускают суда при переходе с более низкого уровня на более высокий, и наоборот. Для перекачки воды с одной ступени на другую устроены насосные станции, которые поднимают ее на высоту 38 м.
Инфраструктуру Канала формируют 5 насосных станций суммарной мощностью 100 мегаватт (перекачивают 1,5 млрд куб.м воды в год), 7 гидроэлектростанций суммарной мощностью 66 мегаватт (эти ГЭС ежегодно могут вырабатывать 215 млн киловатт-часов энергии), 20 шлюзов, а также 27 плотин, 37 каналов и 56 причалов – всего около 240 гидротехнических сооружений и 23 гидроузла.
Ежегодно по водным путям Канала имени Москвы проходит более 100 тыс судов и совершается свыше 50 тыс шлюзований. Помимо товаров и туристов, по Каналу в столицу попадает другой ценный груз – вода. Обводнение Москвы-реки, то есть наполнение ее водой из других рек, – стратегическая функция уникального инфраструктурного объекта. Москва-река практически на 80% состоит из волжской воды. Она поступает через сложную систему гидроузлов и сливается с Москвой-рекой недалеко от станции метро Щукинская. Столица ежесекундно расходует 10 куб.м воды, а принимает через Канал 35 куб.м, или около 1,5 млрд куб.м в год. Если бы не вода, поступающая по Каналу, Москва столкнулась бы с масштабной экологической и техногенной катастрофой: в начале 1930-х годов Москва-река настолько обмелела, что у Кремля ее можно было перейти вброд.
Путешествие по Каналу начинается от Северного речного вокзала, расположенного в акватории Химкинского водохранилища. Здание вокзала было построено в 1933–1937 годах по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского одновременно с каналом имени Москвы.
Основная тема в архитектурно-художественном оформлении - представление Москвы как порта пяти морей. Благодаря открытию канала имени Москвы в 1930-х годах речные суда, отправлявшиеся отсюда, могли дойти до пяти морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого.
Здание вокзала напоминает огромный двухпалубный корабль. Центральная часть с главным входом и башней - это корпус корабля с каютами, открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон напоминают нос и корму, вереница колонн - огороженную палубу, а шпиль со звездой на башне - это мачта, на которую еще не водрузили парус.
Здание является объектом культурного наследия регионального значения. Северный речной вокзал можно увидеть в таких кинофильмах, как «Волга-Волга», «Новая Москва», «Гонки по вертикали», «Коллеги» и других.
Северный речной вокзал набрал большинство голосов в проекте «Активный гражданин» и был отмечен специальной премией конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация 2020». Жители Москвы выбрали его, как лучший отреставрированный объект в 2020 году.
До шлюза № 1 на Иваньковском водохранилище в районе Дубны канал пересекает Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Пестовское и Икшинское водохранилища. Это участок в 74 км - длинный Волжский подъем - северный склон, обращенный к Волге. На северном склоне расположены шесть шлюзов. На шлюзе № 1 уровень воды поднимается на 11 м над Волгой. Шлюз № 2 поднимает воду на 6 м., а шлюзы № 3-6 – на 8 м каждый.
Южный склон (не входит в маршрут Московской кругосветки), длиной 8 км через шлюзы № 7 и № 8 соединяет Химкинское водохранилище с Москвой рекой.
Поскольку канал строился в сталинский период, башни шлюзов выполнены в торжественном стиле сталинский ампир. Башни шлюза № 6 оформлены колоннами, а венчают строение фигурные скульптуры, автор проекта - архитектор Георгий Вегман. На выходе шлюза № 6 установлена скульптура девушки с парусником, работа мастера Юлии Кун. Девушка символизирует Волгу, а корабль - плывущие по ней суда. Такая же скульптура установлена в парке Северного речного вокзала в столице.
Теплоход «Сергей Образцов» отошел от Северного речного вокзала столицы в 10:00, а прошел Шлюз № 2 в 21:40. Солнце уже давно зашло, стало темно, поэтому не удалось сфотографировать Шлюзы № 1 и 2.
Можно с уверенностью сказать, что Канал имени Москвы продолжает выполнять свои основные задачи: он поставляет чистую воду и служит прекрасным водным путем, благодаря которому столица стала портом пяти морей.
Сергей Козлов
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON