Масштабная экологическая катастрофа в Норильске. Новости

В Норильске из-за прохудившегося резервуара для хранения нефтепродуктов в реку утекло около 21 тыс. тонн дизельного топлива. Вода стала багровой, и ее можно поджечь как горючее.

Масштабная экологическая катастрофа в Норильске. Новости - фото 1

Это нанесло тяжёлый ущерб окружающей среде. Как следует из данных Росприроднадзора, 6 тыс. т попало в грунт, ещё 15 тыс. т — в воду. Нефтепродукты оказались в реках Амбарной и Далдыкан , почти во всех их притоках, и начали двигаться в сторону Карского моря. Разлив удалось блокировать через пять дней. Прибывшие на место происшествия специалисты назвали аварию экологической катастрофой. А глава Росприроднадзора Светлана Радионова заявила, что сотрудникам ведомства препятствовали при заходе на место ЧП.

Экологический ущерб трудно оценить. По версии российского Greenpeace, ущерб водным объектам составил более 10 млрд рублей. Позднее Владимир Путин поручил объективно оценить ущерб от ЧС в Норильске.

 

При этом глава государства устроил буквально разнос чиновникам и губернатору Красноярского края, пытавшихся скрыть масштабы трагедии, оттягивая время сообщения о произошедшем в центральные органы.

Площадь загрязнения составила 180 тысяч квадратных метров. После этого на территории Красноярского края ввели режим ЧС федерального уровня.

СК возбудил уголовные дела по статьям "порча земли", "нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ" и "загрязнение вод". В связи с несвоевременным информированием о чрезвычайной ситуации возбуждено уголовное дело по статье "халатность". Начальника цеха ТЭЦ-3 Вячеслава Старостина арестовали.

Вчера выяснилось, что Ростехнадзор указывал на плохое состояние тех самых цистерн в Норильске все последние 4 года. Цена невыполненного ремонта теперь видна даже из космоса.

Масштабная экологическая катастрофа в Норильске. Новости - фото 2

Ликвидация последствий ЧП

Полярный день для спасателей – большая удача. Они могут работать круглосуточно. Мы добрались на место локализации разлива солярки в полночь и застали здесь вторую смену. Сотрудники МЧС готовят все новые боны, чтобы перегородить реку. 

Вот так выглядит так называемое боновое заграждение. Его устанавливают в воду, чтобы остановить движение нефтяного пятна, а затем его локализовать. Ставят каскадами. Ближайший к нам – в излучине реки, следующий  – через несколько сотен метров. 

Работают с помощью специального прибора – скиммера. Он собирает только верхний сантиметровый слой воды, на котором как раз и держится пленка. 

"Так как нефтяное пятно легче воды, оно плавает наверху. И собирается сверху. Все равно подразумевается, что какое-то количество воды будет", - говорит спасатель Александр.

С воздуха видно, что река Амбарная начинает постепенно возвращать свой природный синий цвет, хотя в заводях постоянно встречаются масляные пятна. А вот притоки – все еще ярко-красные, насквозь пропитанные соляркой. Но сотрудники НТЭК – компании, у которой и произошла утечка, сомнительно оптимистичны. 

Масштабная экологическая катастрофа в Норильске. Новости - фото 3

"Мы сейчас здесь собираем. И дальше пойдем к истокам. И завтра сюда прибывают резервуары 250-кубовые. И в них уже будет закачиваться все остальное. Я вам хочу сказать, что мы это сделаем за 5 дней", - говорит заместитель гендиректора НТЭК Игорь Коробкин.

Такие прогнозы выглядят странно, учитывая, что солярку ещё надо будет отсюда вывезти. Сейчас это делают тяжелые вездеходы "Витязь". Один такой может принять до тридцати тонн груза. Учитывая, что в воде не меньше 10 тысяч тонн солярки, ему нужно сделать 300 ходок как минимум. А ведь в бочках будет еще и вода. Чтобы сюда добраться по земле, у нас ушло около семи часов. На менее проходимой технике – как, например, у спасателя Эдгара – путь вообще превращается в мучения.

Помимо спасателей и сотрудников компании, которую обвиняют в загрязнении, здесь работает прокуратура и следователи. Претензий все больше. Мы нашли результаты проверки Ростехнадзором компании НТЭК от 2017 года. Там указано, что нарушаются нормы труда, к сварочным работам на особо опасных объектах допущен неаттестованный персонал. И отдельно – про ТЭЦ-3: на резервуарах с нефтепродуктами № 2, 3, 4 допускается эксплуатация дыхательных и предохранительных клапанов, год ввода в эксплуатацию которых – 1979-й, срок службы превышает допустимый на 20 лет. Упоминается и другое устаревшее оборудование. То есть предупреждения были еще три года назад. Проверки проходили и позже. И всегда находились нарушения. Компания платила штрафы, но ничего не менялось. 

Экологические проблемы продолжают множиться. Пока солярку не собрали, гибнет уникальная экосистема. А гусеничные вездеходы уничтожают почву. Учитывая, что в тундре природный слой – всего 10 сантиметров, а потом вечная мерзлота – получается, что вездеходы уничтожают под собой все живое. Можно было бы использовать болотоходы, на одном из таких приехали мы, но это дорого. И, вероятно, не устраивает компанию НТЭК, которая сейчас устраняет последствия аварии на собственном производстве.

https://ren.tv/news/v-rossii/707564-rostekhnadzor-mnogo-raz-predpisyval-zamenit-rezervuary-v-norilske

5 июня, в День эколога, Владимир Путин встретился с представителями профильных общественных организаций, а главное — со всеми, кто занимается ликвидацией последствий разлива дизельного топлива в Красноярском крае. О том, во что вылилась история с перекладыванием ответственности всех, кто два дня назад стоял перед президентом в Красноярском крае, друг на друга,— специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников.

Масштабная экологическая катастрофа в Норильске. Новости - фото 4

https://www.kommersant.ru/doc/4372140

Встреча с экологами и зоозащитниками началась с прямого включения из Красноярска, где перед камерой в теплых куртках и без масок стояли сейчас главные участники истории: министр по делам ГО и ЧС Евгений Зиничев, президент «Норникеля» Владимир Потанин (просто укутался в зимнее), глава Росприроднадзора Светлана Радионова и губернатор Красноярского края Александр Усс.

Синие перчатки, которые надела Светлана Радионова, казались в этой ситуации с ее стороны данью некой постпандемической традиции.

Буквально переругавшись накануне, во время прошлой видео-конференц-связи (ВКС) с президентом, и рассказывая ему, почему долго с предприятия не уходила информация о происшествии (Владимира Потанина тогда не было), теперь все эти люди выглядели гораздо более монолитно.

Масштабная экологическая катастрофа в Норильске. Новости - фото 5

Они, видимо, понимали, что вместе легче будет выжить на этой ВКС.

— Поскольку местность здесь труднодоступная, заболоченная, предполагается завезти сюда герметичные емкости, расставить по руслу реки для сбора нефтепродуктов и для дальнейшего вывоза и утилизации,— рассказал Евгений Зиничев.

Тут уже работал не один вертолет, как докладывал Евгений Зиничев, а был организован целый воздушный коридор, по которому вертолеты теперь, видимо, сновали и стояли в очередь, как москвичи в метро в день начала действия цифровых пропусков.

— Вертолетами будет завозиться все необходимое — и материальные средства, вплоть до питьевой воды,— рассказывал Евгений Зиничев.—Что самое важное? Событие, сама чрезвычайная ситуация локализована 1 июня! Были установлены боны. Поэтому развитие она не получает. Сейчас наша задача — просто работать и собирать эти нефтепродукты… Доклад закончен.

— Вы сами сказали, что эта местность труднодоступная, транспортной коммуникации нет, и говорите, что далее предполагаются вывоз и утилизация. Во-первых, возникает вопрос: как и когда будут вывозить? — спрашивал президент.— Это первое. И второе. Ведь предполагалось сжигать на месте. Потом, я так понимаю, возникли в этой связи какие-то, не какие-то, а серьезные вопросы.

— Владимир Владимирович, с точки зрения экологии, безусловно, сжигать нельзя! — объяснял Евгений Зиничев.— Что касается вывоза. Поскольку емкости герметичные, предполагается все собрать и складировать здесь до того момента, когда будут оборудованы зимники, и вывезти, когда будет позволять техника: зайдет и спокойно вывезет в места утилизации!

— А эти временные емкости насколько надежны и как вы их туда доставите? — допытывался президент.

— Они надежные, они используются как ГСМ-хранилища. Я знаю, что и в Минобороны в том числе (это, видимо, было гарантией качества.— А. К.). Полевые ГСМ-хранилища,— пояснял Евгений Зиничев.

Ответ был признан, очевидно, удовлетворительным. И правда, вроде все было понятно. То, что собрали, вывезут зимой, а до зимы долежит в ГСМ-хранилищах.

Все выглядело логично, а о том, кто виноват, что поздно начали реагировать, президент, слава богу, сейчас уже не спрашивал: решили, видимо, на прямой эфир теперь не выносить.

Александр Усс, который до предыдущей ВКС с участием президента на место аварии не заезжал, теперь, как и все, был в боевой готовности прямо на посту. Доложил об «общей организационной поддержке», которую оказывают Норильск и Таймыр:

— Первые палатки появились благодаря им… Кроме этого здесь действует краевой отряд «Спасатель»… Хотел бы сказать, Владимир Владимирович, что многие крупные компании, включая «Роснефть», действующие на территории Красноярского края, выражают намерение при необходимости добавить сюда силы и средства, если в этом будет нужда.

Об усилиях самого «Норильского никеля» Александр Усс не сказал ни слова. «Роснефть», выражающая намерения, ему по всем признакам нравится гораздо больше.

— На сегодняшний момент собрано 150 кубов нефтепродуктов, но уже с завтрашнего дня с монтированием емкостей планируется собирать 1,5 тыс. ежедневно,— доложила Светлана Радионова (позже в сообщениях информагентств «кубы» чудесным образом трансформировались отчего-то в «тонны».— А. К.).

Масштабная экологическая катастрофа в Норильске. Новости - фото 6

Настала очередь Владимира Потанина:

— Компания отмобилизовала силы и средства по плану, который обозначил министр Евгений Николаевич (звучало нежно.— А. К.). Нами заготовлено емкостей на 16 тыс. тонн для сбора топлива, из них 4,5 тыс. уже поставлено и монтируется сейчас на площадке… Мы действительно, как Светлана Геннадьевна упомянула, нацелены на использование лучших доступных технологий и выбираем оптимальные, а не самые дешевые решения с экологической точки зрения.

Вот это и называется: «на себе не экономим». А ведь это именно «на себе»: Владимир Потанин слишком хорошо понимает, что от того, как компания ликвидирует последствия, зависит сейчас ее благополучие.

А также благополучие и самого господина Потанина.

Впрочем, история отношений Владимира Потанина с президентом (хотя бы олимпийская) дает основания предположить, что если он сейчас справится, то никаких чрезвычайных оргвыводов, конечно, не будет. А то еще и спасибо скажут… А нет, это перебор: спасибо все-таки вряд ли скажут…

— Профинансируем это полностью за счет компании, ни одного рубля бюджетных средств на это не уйдет,— произносил Владимир Потанин единственно верные слова.— Мы восстановим это в том виде, о котором опять же Светлана Геннадьевна сказала, экологическую систему вернем в нормальное состояние!

Владимир Потанин понимал, что надо говорить очень коротко, он же столько лет в этом бизнесе, но вот что еще обязательно надо было произнести:

— Мы не только работаем над этим, но также взаимодействуем с экологическими организациями и с представителями коренных народов, проживающих здесь, для реализации ряда программ! — воскликнул он.— В частности, увеличение популяции оленей! (Непременно оленей! — А. К.) Есть проект по выпуску мальков с целью поддержания популяции редких рыб! Как только ситуация нормализуется, мы приступим к реализации этой программы!

Теперь, кажется, все. И важно последнее слово: теперь ни для кого не секрет, что «Норникель» стоит на страже популяции редких рыб. А не так, как могло бы показаться в результате аварии.

Но у Владимира Путина было еще не все.

— Владимир Олегович, сколько примерно, по вашему мнению… то, что компания готова оплатить все эти работы из собственных средств, это, безусловно, правильно… но вопрос: а сколько стоят все мероприятия, связанные с этими работами? Примерно!

Да, господин Путин что-то задумал. Господин Потанин должен был понять по тону, что надо назвать конкретную сумму. Понял он это не сразу:

— Я думаю, что это миллиарды рублей… Это большие деньги… Знаете, я, наверное, сейчас выскажусь не как бизнесмен, а как человек, который за это переживает: сколько нужно будет, столько и потратим! (Засчитывается.— А. К.) Это, конечно же, будут миллиарды и миллиарды…

— Я понимаю…— кивнул президент.— Примерно, навскидку, порядок какой?

Владимир Потанин, кажется, понял, чего от него хотят (и даже, наверное, к чему ведут.— А. К.):

— Про штрафы я не могу судить. Сколько насчитают, столько и насчитают. (Просто и мужественно… С использованием немного виноватого и вместе с тем поощрительного взгляда на Светлану Радионову: она ведь будет насчитывать.— А. К.) Расходы, я думаю, 10 млрд и более. Это предварительно, Владимир Владимирович!

— Я неслучайно спрашиваю, Владимир Олегович,— наконец начал разъяснять президент свою в целом нехитрую задумку.— Мы с вами давно и хорошо знакомы. Я знаю, что вы лично, хочу это подчеркнуть, лично работаете на предприятии, а не просто являетесь собственником крупного пакета. Но все равно, смотрите, это миллиарды, вы сказали. А сколько стоит одна емкость, которую сейчас вы будете менять? Примерно…

— Одна емкость — не могу сказать. Но пока расходы в сотни миллионов рублей идут,— пожимал плечами Владимир Потанин.

Нет, господин Потанин еще не осознал.

— Одна емкость, конечно, меньше! — спохватился глава «Норникеля».

— Один резервуар, где хранилось топливо, стоит гораздо меньше, в разы. Просто несопоставимо… Я к чему, Владимир Олегович? Если бы своевременно поменяли, и ущерба не было бы экологического, и расходы бы такие не нужно было нести компании! Просто посмотрите на это самым внимательным образом внутри компании.

Всего-то и соображений было.

Таким образом, по итогам обсуждения можно было констатировать: вроде обошлось.

Правда, еще должны будут сделать выводы Следственный комитет и прокуратура. И все равно история про то, кто, что и почему в прямом эфире, глаза в глаза говорил господину Путину о причинах, мягко говоря, замедленного реагирования, должна быть исчерпана.

 

 

Разлив дизельного топлива из-за аварии на ТЭЦ в Норильске стал настоящей катастрофой для экологии арктического полуострова Таймыр, ее следы останутся там на десятилетия. При этом влияние на климат Арктики и глобальное потепление авария окажет несущественное, сообщили ТАСС ученые-исследователи Арктической зоны РФ.

"Для экологии, для жизни растительной и животной это серьезная катастрофа. То есть Арктика очень уязвима и любое вторжение туда она исправляет десятилетиями. Проезжает по Арктике вездеход, оставляет следы, и они 20 лет там не меняются. Можно сказать, что ущерб экосистеме там навсегда", - сообщил ТАСС ведущий научный сотрудник Лаборатории физики климата и окружающей среды Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) Константин Грибанов.

Как уточнила агентству кандидат биологических наук, научный сотрудник Института проблем нефти и газа СО РАН Лариса Ерофеевская, осложняет ситуацию то, что разлилась даже не нефть, а нефтепродукты, они в разы токсичнее. При этом в условиях Арктики отравлять почву и воду они могут десятилетиями. Очищать почву и воду необходимо при использовании биотехнологий, в частности, средствами на основе местных микроорганизмов, взаимодействовавших с токсином.

"В условиях тундры необходимо как можно скорее собрать нефтепродукты с поверхности почвенного горизонта сорбентами, после чего провести доочистку, используя биотехнологические методы. <…> В данной ситуации это необходимо сделать на субстрате с разлитым дизельным топливом, поскольку оно в разы токсичнее сырой нефти, его попадание в мерзлотную почву может привести к полной деградации нарушенных земель и изменению биоценозов в загрязненных водоемах", - сказала Ерофеевская.

Как в свою очередь сообщил ТАСС профессор отделения нефтегазового дела Томского политехнического университета (ТПУ) Петр Бурков, при очистке мерзлотного грунта также очень важно не допустить распространения загрязнения, максимально быстро его локализовать.

"Здесь любое вмешательство, замена грунта грозит усугублением ситуации. В практике ряда компаний нефтегазовой отрасли используется консервация разлива, можно применять сорбенты. Здесь главное локализовать разлив, не дать ему распространяться, собирать разлитые нефтепродукты, сохранить стабильно низкую температуру грунта при помощи специальных криоконструкций, чтобы остановить распространение - чем ниже температура, тем медленнее протекают химические процессы", - сказал он.

Глобального потепления не ожидается

Несмотря на непоправимый ущерб почве, воде и местной фауне, глобальных климатических изменений из-за ЧП, таких как изменение температуры воздуха, обширного таяния вечной мерзлоты, не будет.

"Все, что может повлиять на регион, это изменение альбедо (способность отражать солнечные лучи) поверхности. Поверхность станет более черной, более грязной и сезонное протаивание мерзлоты будет сильно глубже. Летом она поглотит больше энергии от солнца и протаивание будет глубже", - отметил Константин Грибанов.

Такого же мнения придерживается кандидат геолого-минералогических наук, заведущая лабораторией Ямалого-Ненецкого филиала ИНГГ СО РАН Наталья Юркевич. По ее словам, изменения в температуре будут заметны, но только локальные. "Поскольку из-за климата там мало живности и органических веществ, наличие солярки в речной воде повлияет на растепление (повышение температуры, а значит и потере прочности) грунтов близлежащих. Я не уверена, что это сразу повлечет за собой какой-то экзотермический эффект, но да, растепление будет там, где находилась эта емкость и на территории рядом с ней", - считает эксперт.

Как подчеркнул Грибанов, причина ЧП тоже не связана с климатом - грунт в районе разлива был аномально холодным последние восемь лет и не мог просесть из-за потепления. ЧП произошло, скорее всего, из-за деятельности человека.

https://tass.ru/sibir-news/8653829

Для участия в ликвидации чрезвычайной ситуации "Газпром нефть" направила в Норильск мобильный аварийно-спасательный отряд с оборудованием и спецтехникой. В его состав входит 70 профессиональных спасателей и специалистов со всей страны — из Ханты-Мансийска, Мегиона, Ноябрьска и Санкт-Петербурга.

Масштабная экологическая катастрофа в Норильске. Новости - фото 7

Спасатели работают круглосуточно. "Газпром нефть" уже перебрасывает транспортными самолётами специализированную технику. В Норильск отправляют нефтесборочное и насосное оборудование, экскаваторы и боновые заграждения, палаточный городок и автономные системы обеспечения. Это в общей сложности более 85 тонн грузов.

К тому же планируется отправить грузовыми вертолётами оборудование с месторождений компании, которые находятся на полуостровах Ямал и Гыдан.

Устраняя разлив топлива, специалисты установили девять боновых заграждений на реках Амбарная и Пясино, чтобы предотвратить дальнейший разлив дизельного топлива, оказавшегося в воде. В оперативном штабе проинформировали, что их протяжённость составила свыше 1 км.

Отмечается, что семь из девяти боновых заграждений были установлены в 3 км выше по течению от устья реки Амбарная, другие две линии дополнительных преград - в месте выхода реки Пясина из озера Пясино. По информации штаба, в Норильск было доставлено 20 тонн боновых заграждений. 

Татьяна Колесникова

(Обзор по материалам СМИ)

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить