Многие тысячи тонн российской сырой нефти к конце апреля с.г. скопилось в порту Батуми, сообщили в конце апреля некоторые грузинские и казахстанские СМИ. По ряду данных, речь идёт около 70 тыс. тонн.
В связи со странной (почему странной – об этом ниже) мартовской аварией на участке «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК) вблизи порта Новороссийск, компания «Лукойл» направила нефть, добытую в северной части акватории Каспийского моря, железнодорожными цистернами через территорию Азербайджана в Батуми, откуда она должна была быть отгружена в третьи страны. Но казахстанские владельцы батумских терминалов предпочли приостановить отправку этой нефти импортёрам.
основной маршрут экспорта казахстанской нефти в Европу
Этот эпизод является одним из признаков подготовки казахстанских партнёров к пересмотру прежней политики в вопросах транзита энергоресурсов и, соответственно, статуса КТК с акцентом на его экстерриториальность и/или на «подчинённость» Казахстану. В этом контексте характерны уточнения казахстанского министра энергетики Болата Акчулакова агентству Bloomberg 15 апреля с.г.: «Казахстан по-прежнему обеспокоен возможным влиянием западных санкций или проблем с доставкой на поток по КТК сырой нефти». По его словам, поскольку некоторые страны, в том числе США и Великобритания, запрещают импорт российской нефти, а многие другие покупатели «не хотят иметь дела с этой страной, крайне важно, чтобы это не повлияло на нефть КТК». Сообразно с такой ситуацией, «так как трубопровод является важным поставщиком нефти в Европу, ему нужен особый статус, позволяющий ему работать, не ограничиваясь санкциями против России. Евросоюзу, США, России и Казахстану необходимо найти какие-то договоренности по КТК».
Примечательно и предложение ряда казахстанских экспертов, отраженное в местных СМИ: «Единственное здравое решение – акционерам КТК взять полное управление нефтепроводом на себя, исключив всех российских «аффилированных» сервисников на терминале КТК в Новороссийске». Скорее всего, имеются замыслы относительно экстерриториальной перекачки казахстанской нефти к Новороссийску.
Изначально КТК создавался под нефть с месторождения Тенгиз, напоминает главный редактор журнала «Нефть и газ Казахстана» Гузэль Таипова. Затем к экспортной магистрали присоединился Карачаганакский консорциум, а несколько лет назад – консорциум, разрабатывающий Кашаганское месторождение на Каспии. Тем не менее, не сегодняшний момент половина транспортируемой по КТК нефти – это нефть Тенгиза. В 2021 году по КТК было отправлено 60 млн. тонн нефти, из которых 53 млн. тонн принадлежащего американским и европейским компаниям «черного золота» с казахстанских месторождений.
С учетом состава акционеров КТК, резонно предположить, в связи с упомянутыми предложениями, попытки выдавливания российских структур из акционерного капитала консорциума, контролирующего трубопроводную артерию, включающую и Новороссийский терминал. В этой связи нелишне напомнить, что экстерриториальность нефте- и газопроводов в Кавказско-Каспийском регионе предусмотрена небезызвестным проектом США «Шторм над Каспием», разработанным еще в первой половине 1990-х годов. И как тут не вспомнить карту «КазМунайГаза» ещё первой половины 2010-х годов, на которой российский Северный Кавказ с расположенными там транзитными нефтепроводами обозначен в качестве некоего де-факто государственного образования?
«Это показывает характер режимов, действующих в ряде стран, – уверен Айнур Курманов, сопредседатель Социалистического движения Казахстана. – Многие годы они проводили так называемую многовекторную политику, а сейчас, в момент тяжелых международных испытаний, они показали свое настоящее лицо. Ситуация, связанная с транспортом российской сырой нефти, – очередное тому доказательство. Таких фактов, которые показывают, что эти страны будут активно участвовать в изоляции России, всё больше и больше».
Правящая элита и бизнес Казахстана боятся вторичных санкций Запада. Поэтому принимаются решения, демонстрирующие, что Казахстан, пытаясь оставаться многовекторным, отодвигает российский вектор на задний план и фактически «прогибается» под западную повестку, полагает директор отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. По мнению эксперта Фонда национальной энергетической безопасности (РФ) Станислава Митраховича, «Казахстан показывает, что он готов играть в игрища, связанные с созданием транспортных путей в обход России, опасаясь попасть под западные санкции и за транзит через РФ».
Характерно и то, что «обходники» России формируются или уже вводятся с участием Казахстана, — без привлечения иранской стороны. Хотя, также находясь под американскими санкциями (хотя менее жесткими, чем принятые в марте-апреле 2022 г. в отношении РФ), Иран ведёт переговоры с ЕАЭС о постоянной зоне свободной торговли. То есть, в Нур-Султане стремятся минимизировать воздействие любых санкций на Казахстан.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON