17 сентября 2020 года в пресс-центре ТАСС (Москва, Тверской б-р, д. 2) в онлайн-формате прошла презентация прогноза политического, технологического и социокультурного развития стран мира до 2035 года, подготовленного группой российских экспертов.
Презентация карт будущего является частью форума «Сильные идеи для нового времени», организуемого АСИ и Фондом Росконгресс. Форум пройдет 11-12 ноября 2020 года в Сочи на территории Парка науки и искусства «Сириус».
Карты будущего представляют собой описание возможностей, на которые в первую очередь рекомендуется обращать внимание чиновникам и инвесторам, а также угроз, которые надо избегать, и возможных развилок. Новая форма представления информации в виде карт лучше воспринимается молодым поколением в отличие от многостраничного текста, тем более, что с картой могут работать сразу несколько человек.
Модератором презентации выступил руководитель аналитического направления пресс-центра ТАСС Андрей Викторович Журанков.
В мероприятии приняли участие:
- Безруков Андрей Олегович, президент Ассоциации экспорта технологического суверенитета, доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО;
- Песков Дмитрий Николаевич, генеральный директор АНО «Платформа «Национальной технологической инициативы», специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития;
- Лукша Павел Олегович, профессор практики Московской школы управления «Сколково».
Своё видение будущего в геополитике представил А.О. Безруков. По его словам в ближайшие 10−15 лет не стоит ждать процветания, а ближайшее десятилетие и вовсе станет периодом выживания. Нынешняя ситуация в мире аналогична периоду между двумя мировыми войнами. Сейчас мы находимся в конце старого миропорядка, а впереди нас ждёт полная перезагрузка - экономическая, политическая, социальная. История столетней давности имела три отличительных элемента: геополитический передел, технологический прорыв, гигантский политический и социальный взрыв, приведший к полному переделу западного мира и появлению среднего класса. Сейчас мы готовимся к переходу через новый передел, в котором неизбежен глобальный финансово-экономический кризис. Точно также, как и в 30-е годы XX века, нас ждёт переход на ручное управление государством и национализация ряда важнейших отраслей, и в результате нового «рузвельтианства» и плана Маршалла появится новая экономическая и социальная модель.
Далее он отметил, что в результате технологического рывка проявилась конкуренция технологических блоков - США и Китая за технологическое превосходство. Оно даст политическое и экономическое превосходство. Также в настоящее время наблюдается кризис старых международных альянсов: НАТО, ЕС, стран Ближнего Востока. На смену им приходит новый колониализм, в котором крупные корпорации навязывают странам свои правила игры и технологии. Этот передел – время конфликтов, в то же время появляется запрос на стабильность: люди хотят безопасности, а государства – суверенитета.
«К тем кризисам, которые были сто лет назад, я бы добавил кризис – экологический. Сто лет назад не было проблемы, как человечество будет уживаться с природой. Тогда природа была таким фронтиром, где можно было черпать ресурсы, уйти куда-то далеко и не особо думать о будущем. Сейчас мы не можем не думать о будущем. Обостряются ресурсные конфликты, экологическая обстановка ухудшается. Появляются экологические беженцы. Одновременно идет политизация экологии. Нам нужно очень хорошо подумать, как мы будем жить с природой», - сообщил А.О. Безруков.
Но самым главным кризисом остается социальный: продолжается обострение неравенства, социальные конфликты. Это может привести к возрождению левой идеологии, левых политических движений, кризису политических систем, кризису элит, новому поколению лидеров и в конце концов, к новым правилам игры, к новому общественному консенсусу, и к этому переделу нужно быть готовым.
Прогнозы технико-экономического развития дал Д.Н. Песков. По его словам сейчас происходит перезагрузка глобальных экономических рынков: страны, которые лидировали в либеральной глобализации, сами отказались от своей доктрины в пользу своих внутренних стандартов, обеспечивающих им технологический и политический суверенитет. Одним из трендов является релокализация производства, то есть возвращение его из Китая и стран Юго-Восточной Азии обратно в США и Европу, но уже с учетом декарбонизации.
Отвечая на вопрос модератора: «Может ли Россия занять одну из лидирующих позиций в новой зеленой энергетике?», - он предложил принять решение: «Мы будем платить пятимиллиардный налог за СO2, или мы будем делать более высокий передел у себя, превращать дешевую энергию в водород для последующего его экспорта».
Эксперт коснулся темы последствий пандемии коронавирусной инфекции, которые должны привести к появлению экономики чистых зон: разделению людей на тех, у которых есть доступ в какое-то пространство на основе доказательства о вакцинировании, и тех, нет такого доступа. Сегодня эту угрозу своим гражданским правам ощущают многие люди. Также остро стоит проблема больших городов, которые не способны пережить эпидемию. В скором будущем начнётся процесс расселения мегаполисов, а стоимость жилья будет падать. Уже сейчас люди хотят иметь автономные жилища, соответственно, возникает заказ на новые технологические решения, которые ускоряются COVID-19.
В завершении своего выступления Д.Н. Песков отметил значение освоения космического пространства: «С каждым годом космос становится всё ближе к нам, так как он превращается в базовую IT-инфраструктуру. Нефть перестаёт быть главным источником заработка людей. Теперь новая нефть - это сами люди, данные, пшеница (до конца XXI века должен появиться глобальный сетевой производитель еды) и дофамин.
Также мы наблюдаем венчуризацию традиционных отраслей: теперь IT-технологии идут в сельское хозяйство, на железную дорогу, в энергетику и т.д.».
О роли человека в процессах цифровизации, которые сопровождают первую половину XXI века, говорил П.О. Лукша: «Люди больше не являются двигателями истории, а наоборот, человеческие массы стоят преградой на пути паровоза истории, двигатель которого - сложные технологические договоренности. Цифровые технологии ставят вызов перед человеком труда. Например, в США 15−20% населения занимались бесполезными работами, которые никогда не вернутся.
Будущее стоит за безлюдными решениями, так как пандемия доказала, что человек - самый уязвимый элемент в производственной цепочке. Огромное количество людей потеряют работу. Сегодня не понятно, можно ли людям инвестировать в долгосрочные активы, в том числе и такие, как образование, которое стремительно устаревает».
В социально-экономическом плане складывается ситуация, похожая на события 1968 года, и которая уже начинает проявляется в США, в Великобритании восстаниями народа против цифровизации, потери будущего и против государства слежки.
Однако существуют развлекательные технологии, призванные гасить протестную энергию людей. Как отметил П.О. Лукша: «Работающий интернет - это очень хорошо, так как даёт возможность людям воевать на диванах».
Есть огромное количество активной молодёжи, которая так или иначе будет приходить во власть. Повестка справедливости, экологизации, национальных меньшинств - крайне важная тематика. Возникает запрос на новую идеологию, опирающуюся на новый социал-демократический идеал. Для нового поколения это означает новые условия жизни, новую культуру, массовую перестройку общественного сознания. По мнению эксперта, это и есть надежда и мечта.
В завершении дискуссии Д.Н. Песков процитировал высказывания некоторых экспертов о том, что «за счет пандемии мы избежали новой мировой войны, поэтому для нас важно не допустить появления следующей мировой войны».
Этот тезис уточнил А.О. Безруков: «Пандемия - это следствие невозможности избежать мировую войну, это ментальная и политическая прививка от спеси, возникающей от ощущения знания будущего. Перед элитами стоит выбор: либо думать, учиться, делать выводы, либо расставаться с властью по-плохому сценарию. Именно желание остаться у власти должно двигать их мозгами. Если элиты будут участвовать в диалоге о будущем, то от этого выиграют все».
Сергей Козлов