Речной маршрут «Московская кругосветка» - один из немногих речных кольцевых маршрутов в мире, по которому ходят теплоходы с туристами. Общая протяженность его 1 890 км и, в зависимости от количества стоянок, рейс может длиться от 8 до 11 дней. Теплоходы начинают маршрут на Северном речном вокзале Москвы, а заканчивают на Южном или наоборот.
Круизы по рекам всегда были востребованы среди туристов. Но многие еще не знакомы с путешествиями на теплоходах и относятся к ним достаточно скептически, опуская этот вид отдыха при планировании своего отпуска.
Россия имеет богатое природное наследие в виде разнообразных широких рек, которые переходят друг в друга и дают огромный потенциал туристических маршрутов. Круиз по рекам страны – идеальный вид путешествия (особенно в период закрытых границ).
Речные круизы – это настоящее удовольствие, отдых и приключение. Это необыкновенное сочетание осмотра достопримечательностей, изучения истории и культуры с комфортом и отдыхом. Именно река открывает перед отдыхающими свои красоты, при этом, не забывая показывать непередаваемые пейзажи с аккуратными деревнями и современными городами.
Отправившись в речной круиз, вы получаете:
- знакомство с культурным наследием и историческим достоянием;
- осмотр современных и древних построек: соборов, церквей, монастырей;
- изобилие живописной природы;
- хороший комфортный отдых;
- интересно проведенное время;
- знакомство с новыми людьми и единомышленниками;
- незабываемые впечатления.
Каждый человек, испробовавший этот вид отдыха, однозначно захочет еще раз прочувствовать этот приятный речной воздух и посмотреть окружающие красоты.
Путешествие по трем рекам: Москве-реке, Волге и Оке оставляет неизгладимые впечатления, ведь каждая из них имеет собственный характер и красива по-своему. Москвичи привыкли видеть свою реку, зажатой в гранитные набережные. Однако вне города Москва-река теряет урбанистичность и предстает в природной красоте. Быстрая, извилистая, она несет свои воды до Коломны, где сливается с Окой. С высокими берегами и стремительным течением, мелями и широкими плесами Ока на всем своем протяжении до самого впадения в Волгу украшает среднюю полосу России. Ну и, конечно¸ сама Волга. Сколько старинных верхневолжских городов и сел глядятся в нее, как в зеркало от Углича до Нижнего Новгорода - и не сосчитать. Частично кругосветка совпадает с «Золотым кольцом России» (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир и Углич), поэтому получила неофициальное название «Речное Золотое кольцо».
Маршрут интересен в первую очередь своей частью по Оке. Мелководная, извилистая, часто она недоступна для навигации большого круизного флота после своего половодья - в мае - начале июня. Половина маршрута «кругосветки» проходит по ее чудному извилистому руслу. На Оке нет крупных плотин, из-за чего река практически сохранила свой первозданный вид. Путешествие позволяет почувствовать колорит Оки, познакомиться и посетить города, расположенные на ее берегах, богатые историческим наследием, как, например, Муром – древнейший из русских городов, основанный в 862 году, в его окрестностях расположено знаменитое село Карачарово, где по преданию родился герой русских былин Илья Муромец.
Двухпалубные теплоходы-пансионаты проекта 305 на мелководных реках, таких как Ока, благодаря небольшой осадке (1,4 м), абсолютно справедливо заняли нишу недоступную четырехпалубным конкурентам.
Серия 305 - «Дунай», средних речных грузопассажирских теплоходов, предназначенных для работы на туристических и транспортных линиях, строилась в 1959 - 1967 годах в Венгрии на заводе Obuda Hajogyar Budapest по заказу СССР. Всего было построено сорок девять судов проекта 305. Суда этого типа получали названия в честь рек СССР, позднее некоторые из них были переименованы.
Изначально суда 305-го проекта строились как грузопассажирские с двух-, четырех-, шести- и даже восьмиместными каютами, рассчитанными на массовые перевозки. К концу 1980-х годов из грузового сектора они практически полностью вышли, перейдя постепенно пассажирско-туристический.
В 2010-х годах суда прошли капитальную перестройку и реконструкцию, с учетом современных требований к комфорту и безопасности, была существенно снижена пассажировместимость с 311 человек до 80-180 пассажиров, каюты кардинальным образом переоборудованы, в них добавлены санузлы и кондиционеры. Сейчас на реках России трудятся 24 судна 305-го проекта.
В настоящее время туристические круизы по Оке осуществляют теплоходы: «Сергей Образцов» («Вилюй»); «Бородино» («Березина»); «Григорий Пирогов» («Буг»); «Александр Свирский» («Сура») и «Василий Чапаев». Также на этом маршруте трудится теплоход премиум-класса «Сергей Есенин», проекта Q-065, построенный 1986 году в Австрии.
Многие путешественники, которые не раз ходили по Волге выбирают маршрут «Московской кругосветки». Даже для бывалых речных туристов он является своеобразной экзотикой, ведь в год совершается не более десятка таких круизов. Первым в сезоне 2022 года по этому маршруту прошел теплоход «Сергей Образцов».
Сергей Козлов
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON