Самые перспективные направления для российских экспортеров, как сообщает телевизионный канал «ПроБизнес» (РФ), обсудили участники сессии «Бизнес с Индией: путь к первому миллиону» в рамках форума «Сделано в России-2023»
Индия – страна практически безграничных возможностей для бизнеса. По итогам прошлого года объем ее ВВП превысил 3,3 трлн долларов и растет в среднем на 7% в год. Страна в пятерке самых крупных экономик мира. В 2023 г. Россия впервые вошла в тройку крупнейших торговых партнеров Индии, и это далеко не предел. В ближайшее время ожидается увеличение товарооборота между Россией и Индией более чем в 3 раза. Все говорит о том, что индийское направление выглядит достаточно перспективным, отметил модератор сессии старший вице-президент Сбера Владимир Ситнов: «Капитал Сбера в Индии на сегодняшний день больше 16 млрд рупий. Число клиентов измеряется тысячами, ежедневно мы проводим сотни платежей наших клиентов как с индийской, так и с российской стороны».
По паритету покупательной способности Индия вышла на третье место в мире. Она также стала самой густонаселенной страной с 1,4 млрд жителей, средний возраст населения около 29 лет. К 2025 году в каждом из 69 крупных городов Индии будет проживать более миллиона человек. Демография – одновременно и дивиденд, и вызов: свободным рукам нужны рабочие места.
«Любой сегмент, который компания находит на индийском рынке, даже если это очень узкий сегмент, 1 миллион численности населения точно будет обеспечен. В Индии так бурно развивается предпринимательство, что бизнес-экосистема вышла на третье место по целому ряду показателей. Например, по количеству так называемых компаний-единорогов, их сейчас в стране 110. Количество стартапов растет опережающими темпами – их уже около ста тысяч. Это и новые рабочие места, и престиж», – рассказала руководитель направления по исследованиям Индии МШУ СКОЛКОВО Лидия Кулик. – «Очень многое в сегодняшней индийской политике и в самосознании жителей страны связано с возвращением былого статуса сверхдержавы. Индийцы справедливо считают, что до прихода колонизаторов они были жемчужиной средневекового мира. Индия обогнала свою бывшую метрополию по размерам ВВП, и это предмет гордости для индийцев».
Индия на первом месте по потреблению мобильных данных и на втором – по числу интернет-пользователей (более 800 млн человек). Это второй производитель смартфонов в мире. И третий по объемам потребитель энергии.
Одна из задач, которая стоит перед Индией – изменить структуру экономики в сторону обрабатывающей промышленности. Своим абсолютным приоритетом правительство сделало лозунг “Make in India, Make for India, Make for the World” (“Делай в Индии, делай для Индии, делай для мира”). Приходящие в страну иностранные компании должны показать, как они могут улучшить её развитие и сколько новых рабочих мест создать. В этом случае, при максимальном уровне этих показателей, инофирмы получают налоговые и смежные льготы.