Мусорная реформа шагает по стране. Давно… Только вот стало ли чище вокруг после того, как тарифы выросли, денежные потоки переориентировались в другие карманы, а незаконные свалки стали плодиться, как грибы после дождя?
Провал этой реформы был совсем недавно признан и публично озвучен Счетной палатой РФ.
Давайте разбираться, в чем причина.
Вот что пишет по этому поводу сетевое издание ИА REGNUM., освещая в своем материале положение со свалками мусора в республике Алтай.
До «мусорной реформы», в ходе которой начался передел региональных рынков и денежные потоки за вывоз ТКО из государственного бюджета потекли в частные карманы, мусор как-то умудрялся добираться до полигонов, несмотря на минимальные платежи. Но появились новые правила, пришли новые хозяева жизни и мусорных куч, которые пожелали других денег, и тарифы были увеличены. Мусор стал «золотом». Люди должны платить больше, хотя суть процесса осталась прежней — строительство новых полигонов и заполнение мусором старых. А ведь был момент в самом начале реформы, когда можно было построить систему 100%-й переработки с ликвидацией всех полигонов, старых и новых, и без увеличения платежей населения (см. «Познавательное мусороведение в 93 частях — 5. Могло быть иначе»). Но в итоге в рамках реформы поменяли не систему обращения с отходами, а только тарифы, на оплату которых, как рассчитывали реформаторы, привычно и безропотно должны были согласиться покорные граждане. Но неожиданно многие местные жители предпочли этого не делать — мол, для них слишком дорого, и начали мусор раскидывать прямо у себя под окнами.
Конечно, портить природу — кощунство, но кто им запретит, если даже сам Региональный оператор отходы не перерабатывает, а валит в общие кучи.
Вот и плодятся мусорные свалки где попало… И плевать всем на экологию.
Вся причина – в жадности и желании обогащаться, ничего при этом не делая, а лишь собирая денежки в свой карман.
Ведь после того как полигоны передали в частные руки, бизнес пожелал брать с людей денежку, понадеявшись, подобно коту Матроскину, что «совместный труд для моей пользы» всех объединит. Местные жители, обалдев от такого «нагловведения», стали валить мусор в ближайшие канавы, выразив таким образом свой протест.
Дурной пример заразителен. И в полном соответствии с теорией разбитых окон («Если другим можно, то почему мне нельзя?»), мы получили зарастающий мусором экологически чистый регион.
Самый лучший закон — тот, который предусматривает невозможность его нарушения. Правительство Республики Алтай не смогло выстроить систему переработки отходов, при которой прибыль, полученная за счёт реализации продукции из переработанного вторичного сырья, компенсировала расходы. Сегодня ещё не поздно создать систему, которая вернёт коренным жителям нулевой тариф, потратиться на очистку территорий и восстановить порядок вещей, который местных устраивал! По принципу «всё для блага народа». Но руководство региона занято, видимо, более важными делами, раз дало возможность бизнесу крушить экологию региона. Могу от себя добавить, что не только в Республике Алтай на сегодняшний день ситуация зашла в тупик — гремучая смесь глупцов и жадин водится и в других регионах.
А вот какова ситуация в Иркутской области.
О ней нам пишет Любовь Аликина, директор Иркутского бюро журнала "Экоград", освещая свое видение и пути решения проблем с мусором.
#МояХатаСкраюНичегоНезнаюЭтоНеТотСлучай
Не проходите мимо, мусорная реформа вошла в каждый дом, в каждую семью и это неизбежно, но повлиять и изменить ситуацию, в пользу простых граждан можно, если не ПРОХОДИТЬ МИМО.
На территории Иркутской области с 1 октября начались сезонные (осень) замеры объемов накопления ТКО.
То, что не проработали НПА и законы, не внесли в них изменения, по несовершенной методике, совершенно не имеющих навыков и инструментария, выбранный на аукционе генподрядчик, производит замеры уже 8 дней.
О, том, что я стала членом комиссии и только для участия на двух контейнерных площадках г.Иркутска, которые мы ранее не обсуждали с администрацией города, так как это будет не верные замеры, завышенные для граждан, т.к. эти площадки - транзитные, я узнала 03.10.020 г. (суббота, вечер), а мое расписание, запланированное заранее, не могло быть изменено, соответственно принять участие в замерах не смогла. Кстати, общественники были, свои Претензии изложили (см.фото).
Более того, замеры идут на каждой площадке 7 дней, а нас пригласили только 1 раз. Более того, за два дня до нашего участия, на контейнерной площадке, в частном секторе ул.Дружба,42, был один металлический контейнер, вдруг, накануне, привезли три - пластмассовых, привезли и огромное количество мусора, кто и почему именно сейчас, вопрос?
04.10.2020 г. мною на имя губернатора Кобзева И.И. было направлено письмо, где свое возмущение,о том как население "не точными" замерами пытаются обмануть, было направлено.
05.10.2020 г. на мой электронный ящик пришла ФАКСОГРАММА с приглашением на участие в совещании, по вопросу проведения на территории Иркутской области натурных исследований (сезонных замеров) объемов накопления ТКО. Сообщалось, что совещание будет проходить под председательством министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области А.Н.Никитина 07.10.2020 г. в 16-00 час. по адресу : г.Иркутск, ул.Горького, 31, каб.309.
Пригласила общественников, кандидатуры которых ранее обговаривали, но их на совещание и не пригласили.
По прибытию на совещание была крайне удивлена, что никакого министра и в помине нет, в кресле председателя, снова его зам. Ветров Е.П., профессионализм которого, по результатам провалившейся мусорной реформы на территории региона , я в обращении на имя губернатора поставила под сомнение и предложила его уволить.
Крайне удивило и даже вызвало огромное недоумение участие в совещании, и в комиссии по замерам заинтересованного лица, аж двух его главных лиц, от регоператора ООО "РТ НЭО". Скажите, пожалуйста, а это законно? Я считаю, что не законно. Более того, совещание длилось более 1,5 часов, большую часть из которых говорил снова никто иной как представитель ООО "РТ НЭО", даже ответы на мои вопросы, адресованные Ветрову, министерству ЖКХ области, были даны снова Мищенко А.Н.. Ну уж очень слишком много регоператора там, где его не должно быть.
Крайне удивило, это то, что впервые, практически за два года вхождения мусорной реформы, согласительная позиция по составу ТКО, была у Мищенко А.Н., он соглашался со всем что находится на контейнерной площадке, что ТКО это растительность, что ТКО это обрезки деревьев, ТКО это КГО, крупногабарит, и т.д., чего ранее отрицал категорически.
Многое чего меня насторожило и я отметила не законность происходящего. Описывать не буду, готовы услышать приходите лично.
Но, обращаюсь к гражданам, горожанам, сельчанам проживающим как в частном секторе так и в МКД. Ну нельзя же так наплевательски относится к самим себе, к своему бюджету семьи, нельзя.
Неужели в частном секторе нет компостных ям, куда можно складировать то, что может перегнить, если правильно провести утилизацию. Зачем вы сами себе, а еще и всем нам, увеличиваете объемы по ТКО на контейнерных площадках?
Неужели нельзя после ремонта своего жилища или офиса, гаража, дачи самому оплатить и вывезти на полигон строительный мусор? Почему нет такой культуры поведения?
Категорически против замеров на контейнерных площадках всего находящегося там мусора и отходов.
Упаковку мы оплатили при покупке товара, это в объемы включать нельзя, пусть регоператор сам разбирается с РОП. Как и с юрлицами, разобраться должны МО, в том числе и на пограничных территориях города, района, СНТ, ДНТ, ИЖС.
Необходимо вернуть пакетированный сбор и убрать контейнерные площадки на землях ограниченных в обороте.
Да, многое чего, включая Ставку платы за воздействие на экологию.
5 класс отходов от жизнедеятельности человека и оплата за тонну равна - 17,30 руб/т, а не за 4 класс, как оплачиваем сейчас, где оплата - 663.20 руб/т, при этом на БПТ коэффициент - 2, умножив на 2 получаем приличную составляющую как норматива, так и тарифа.
В общем много чего не доработано, не продумано, не приведено в соответствие законодательство, а замеры, не правильные уже начались. Получится так, что по итогу норматив будет в разы выше того, что сейчас я лично считаю необоснованно высоким, как высок и тариф, см. документы.
Участие принимать буду, но с позицией и разработанными НПА не соглашусь, везде особое мнение писать стану, вот только рекомендательный характер носит наше птьфу мнение, пелевали они на нас, для галочки в комиссию включили и еще для того чтобы после сказать, но ведь Аликина принимала участие, вот с нее и спрашивайте.
Более того, кроме Иркутска нигде к участию в комиссию не вошли простые граждане, общественники, неужели вам всем все равно?
Не верю, ведь мне звонят многие, просят собрать и провести круглый стол по ТКО с участие МО, района, региона, депутатов, власти.
Эх,вы, люди.
Да, в Томе 2 от 2013 года замеров, посмотрите и вы увидите откуда у нас взялся норматив на 1 человека - 3,12 м3!? Нас уже тогда обманули, по ним сейчас и оплачиваем, вот и сегодня не верно замеры идут, не созданы пункты приема вторичного сырья, а ведь это 80 % наших отходов и только 20 % это ТКО, за что и оплачивать должны.
Не определена граница и сфера ответственности по ТКО, а это должна быть сама контейнерная площадка, землю под ней регоператору в аренду, а остальное с федералами решает. Не хотят работать совсем чиновники, да и зачем? Заработная плата им идет и не маленькая, до пункта замера их привезут, а вот нам не возбраняется прибыть на месту замера, например, в Братск, самостоятельно, ну и что что мы в составе комиссии, за чиновников оплачивает бюджет, а мы все за свои деньги выполняем, эх!
Подготовила Татьяна Колесникова