Председатель комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов поддержал создание всероссийского проекта «Развитие инклюзивного туризма»,
направленного на создание условий для повышения доступности туристских объектов и услуг, повышение востребованности национальных туристических маршрутов для инвалидов и других маломобильных групп населения. Об этом сообщает «ПолитЭксперт».
«Сегодня в разрезе ВВП туризм в России составляет 3%. В развитых странах туризм занимает 11% от ВВП. У нас есть все для такого показателя, главное приложить усилия, — сказал он на первом заседании Экспертной рабочей группы по социальной политике и инклюзивному туризму при Комитете. — С учетом проводимой специальной военной операции количество инвалидов вырастет, а значит, вырастет потребность в реабилитации и инклюзивном туризме. Для этого необходимо обеспечить в стране доступную среду, в том числе, на национальных маршрутах».
Экспертную рабочую группу Комитета возглавит президент Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга, руководитель Комитета МТПП по вопросам развития устойчивых транспортных систем и Комитета по автотуризму Российского союза туриндустрии, эксперт по доступной среде Сергей Лобарев.
«Позвольте преподнести вам, Ярослав Евгеньевич, в качестве подарка от членов Экспертного совета Комитета симпатичного вязаного зайца, — обратился к депутату Сергей Лобарев. — Такие игрушки, сделанные руками людей с инвалидностью, в том числе, детей, греют сегодня сердце наших военнослужащих в местах спецоперации».
«Спасибо! Хорошо, если наша экспертная работа сможет помочь развить внутренний инклюзивный туризм для всех россиян. Я всех призываю к активной работе, — сказал Ярослав Нилов. — С вас — идеи, с нас — оформление обращений в Правительство РФ».
Инклюзивный туризм включает в себя обустройство в регионах доступной среды на маршрутах и разработку пилотных проектов для отдыха лиц с инвалидностью, путешествующих на личном автомобиле. Членам вновь образованной Экспертной рабочей группы предстоит сформировать задачи по внедрению проекта «Развитие инклюзивного туризма», которые позволят устранить проблемы в области доступного туризма.
«Постановление Правительства № 2086 «Об утверждении Правил определения национальных туристских маршрутов» не содержит требований по доступной среде к национальным маршрутам. Это нужно исправить, мы готовы разработать такие требования», — заявил Сергей Лобарев.
В конце 2021 года Общенациональная ассоциация Автомототуризма и караванинга создала первый в России сайт для активных автотуристов. Каждый может ознакомиться с интерактивной картой-схемой пилотного проекта межрегионального автотуристического маршрута «Чуйский тракт», напомнил эксперт по доступной среде.
«Предлагаем создать подобные карты-путеводители в других регионах России, — сказал он, — и прописать в них правила поведения автотуриста — на основе Кодекса автомобилиста!»
Председатель Гильдии устойчивого развития, руководитель ТРГ Аналитического центра при Правительстве РФ Анна Золотаревская вынесла на обсуждение идею организации форума «Инклюзивный туризм — драйвер развития социальной сферы территорий».
«Это позволит собрать всех, кто готов обеспечить качественную доступную среду, обслуживание человека с инвалидностью, — сказала она. — Также мы можем выносить объекты для инклюзивного туризма в специальный атлас доступных территорий. Для этого нужны ресурсы и финансовая поддержка».
Гендиректор социально-ориентированного предприятия «Вертикаль», депутат Торжокской городской Думы Алексей Черепнов напомнил, что 70% всех категорий маломобильных групп населения хотели ы путешествовать по России самостоятельно, это 28 млн человек. Из них только 3% могут путешествовать самостоятельно. Всего лишь 7% могут позволить себе сопровождение родственников.
«Например, Торжок с высоким туристическим потенциалом не имеет ни одного доступного объекта в радиусе 30 км. При этом в стране 15 лет реализуется госпрограмма «Доступная среда», — выразил он обеспокоенность. — Причины кроются в некомпетентности проектировщиков, заказчиков, эксплуатантов. Это выливается в фиктивную адаптацию, которая выражена только на бумаге. Подрывается реализация госпрограммы».
Отдельной проблемой предприниматель и депутат считает популяризация идеи о том, что доступная среда портит интерьер туристических объектов и отпугивает путешественников.
«Люди со слабой толерантностью к инвалидам часто отказываются заселяться в номера, адаптированные для маломобильной категории граждан в регионах», — рассказал Алексей Черепнов.
Решением, по его мнению, может стать реализация проекта по созданию и развитию инклюзивного туризма на базе пилотного проекта в Торжке.
«Реализуя этот проект под руководством Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга и министерства туризма Тверской области и под контролем Экспертной рабочей группы Госдумы РФ, мы хотим заложить основы формирования культуры развития инклюзивного туризма в России, — сказал он. — Также это развитие туристической привлекательности за счет создания в нем инклюзивных маршрутов, вовлечение в процесс реализации представителей госучреждений, бизнеса, общественности, маломобильных групп населения и разработчиков решений для адаптации. Конечным этапом станет сетевой проект развития туристической привлекательности малого города. Успешные практики можно будет системно масштабировать на других территориях».
Директор Института международных транспортных коммуникаций федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет транспорта» (ИМТК РУТ (МИИТ) Ирина Карапетянц поддержала пилотный проект в Торжке.
Мы видим следующие проблемы: сложность и невозможность доступного для инвалидов бронирования билетов на транспортные сообщения по туристическим маршрутам, в том числе, на веб-сайтах. Невысокий уровень доступности для маломобильных туристов транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры. Неразвитость рынка инклюзивных транспортных услуг, отсутствие квалифицированного персонала, обеспечивающего экскурсионные автобусные туры для людей с ОВЗ различных нозологий», — сказала она.
Международный Эксперт Минтранса России озвучила меры по разработке инклюзивных туристических маршрутов для инвалидов и маломобильных групп населения в России. «Необходимо реализовать всероссийский проект адаптации национальных туристических маршрутов для инвалидов и маломобильных групп населения, — отметила Ирина Карапетянц. — Предлагаем реализовать пилотный проект с последовательным масштабированием наилучших практик».
Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Сергей Горняков выразил готовность содействовать работе Экспертного совета.
«Мы, безусловно, поддерживаем инициативы Экспертного совета по созданию среды для комфортных путешествий для всех без исключения», — сказал сенатор в интервью «ПолитЭксперту».
По итогам заседания участники приняли решение поддержать создание всероссийского проекта «Развитие инклюзивного туризма», обратиться к губернатору Тверской области Игорю Рудене с предложением о проведении совещания в Тверской области по реализации пилотного проекта туристского кластера для лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения.
Члены Экспертной рабочей группы по социальной политике и инклюзивному туризму намерены сформировать инструменты финансирования для обеспечения реализации инклюзивного туризма; согласовать план реализации всероссийского проекта на примере масштабируемого проекта в Тверской области; рассмотреть вопрос о разработке импортозамещения отечественной продукции для лиц с инвалидностью и изготовления специализированной продукции, оборудования, туристского снаряжения для автопутешествий и экскурсий.
Кроме того, планируется с участием Минэкономразвития, РСТ и организаций автотуризма разработать туристический продукт инклюзивного маршрута для лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения, а также адаптировать цифровые ресурсы ауди и видео- гиды для обеспечения доступности для инвалидов информации о туристических маршрутах туристических операторов и для автотуризма, сформировать транзитные экскурсионно-туристические цепочки с обеспечением мультимодальных транспортных систем, возможности использования туристического транспорта инвалидами в рамках групповых экскурсий.
Ранее президент России Владимир Путин обсудил развитие внутреннего туризма в 2023 году с членами правительства. Глава Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга, руководитель Комитета по автотуризму Российского союза туриндустрии Сергей Лобарев прокомментировал слова лидера государства.
Также президент Ассоциации рассказал о новых возможностях отдыха российских автотуристов с помощью мультимодальных транспортных систем. В ООО «РЖД Тур» ранее назвали такую идею перспективной, переговоры продолжаются.
Пресс-секретарь Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга Анастасия Алексеева.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru