Экология vs инфраструктура БАМ и Транссиб: как ускорить и не навредить

Экология vs инфраструктура БАМ и Транссиб: как ускорить и не навредить - фото 13 сентября 2020 года состоялось четвертое мероприятие дискуссионного клуба «Открытый разговор» - «Экология vs инфраструктура БАМ и Транссиб: как ускорить и не навредить».

В «майских» указах президент РФ В.В. Путин поставил задачу - к 2024 году расширить магистральную инфраструктуру для развития транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг». В июле 2020 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект о расширении Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей. Для проведения работ на БАМе и Транссибе в федеральный закон об охране Байкала внесли поправку, допускающую рубки на землях лесного фонда. Поднялась волна протестов - активисты заявили об угрозе озеру. 31 июля 2020 года правительство Иркутской области и ОАО «РЖД» договорились о сотрудничестве в деле сохранения прибайкальских лесов.
Главными темами дискуссии стали возможные последствия и эффективность поправок в закон «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которые позволяют проводить сплошные рубки леса близ Байкала для расширения БАМа и Транссиба.
В частности, эксперты и экологи обсудили, чем обернется вырубка деревьев для экологии Байкала; есть ли другие варианты размещения объектов для расширения инфраструктуры БАМа и Транссиба в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории и как повлияет на экологию отмена Государственной экологической экспертизы.
Модератором мероприятия выступил главный редактор журнала «РЖД-Партнёр» Александр Сергеевич Ретюнин.
В дискуссии приняли участие:
- Капустина Марина Викторовна, заместитель министра природных ресурсов Республики Бурятия;
- Бычков Игорь Вячеславович, академик РАН по отделению нанотехнологий и информационных технологий, директор Иркутского филиала СО РАН;
- Афонский Владимир Игоревич, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству
- Голубева Светлана Геннадьевна, эксперт общественного совета Минприроды РФ;
- Карнаухов Михаил Анатольевич, заместитель Министра лесного комплекса Иркутской области;
- Иванкин Павел Анатольевич, президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта»;
- Кислов Евгений Владимирович, заведующий лабораторией геохимии и рудообразующих процессов Геологического института СО РАН, председатель комиссии по экологии, природным ресурсам и землепользованию Общественной палаты Республики Бурятия;
- Иванова Светлана Баясхалановна – директор социально-экологического фонда «БайкалЭкоДействие» (Бурятия);
- Онучин Александр Александрович, член бюро Научного Совета РАН по лесу;
- Авдзевич Светлана Дмитриевна, председатель Общественного совета при администрации города Северобайкальска, и другие.

Экология vs инфраструктура БАМ и Транссиб: как ускорить и не навредить - фото 2Экология vs инфраструктура БАМ и Транссиб: как ускорить и не навредить - фото 3Экология vs инфраструктура БАМ и Транссиб: как ускорить и не навредить - фото 4Экология vs инфраструктура БАМ и Транссиб: как ускорить и не навредить - фото 5Экология vs инфраструктура БАМ и Транссиб: как ускорить и не навредить - фото 6
«Государственная экологическая экспертиза, проводимая, в том числе, при строительстве БАМа, нередко вызывает вопросы у специалистов», - заявил И.В. Бычков. Он отметил, что законодательство РФ обеспечивает экологическую экспертизу для всех проектов, осуществляемых на Байкальской природной территории. В официальных документах прописана не только сама экспертиза, но и ряд прочих процедур, помогающих в сохранении природы и экосистемы.
«Но здесь надо признать, что некоторые результаты экологической экспертизы очень часто вызывают обоснованные сомнения у профессионалов, несмотря на то, что проведены все процедуры самой экспертизы», – подчеркнул эксперт. Крайне значимым в данном контексте он считает общественное согласие: «Очень важно, чтобы при решении таких сложных вопросов, касающихся развития Байкальской природной территории, и хозяйствующий субъект строительства, и представители регионов, и общественные палаты, и члены научного и экологического сообщества смогли найти общий язык и выстроить принципиально новый тип отношений».
Как отметил В.И. Афонский: «Существующие инфраструктурные объекты БАМа и Транссиба строились, когда не было ни центральной экологической зоны Байкальской природной территории, ни особо охраняемых территорий. И для того чтобы развивать железнодорожную отрасль и ускорять процесс доставки грузов, был разработан этот законопроект. На мой взгляд, поправки между первым и вторым чтениями были выверены и все риски были минимизированы».
Он сообщил, что сейчас правительство РФ определяет и составляет перечень из 212 объектов, которые планируется к возведению в центральной экологической зоне. Это список должен быть открытым и для общественных организаций, и для контролирующих органов.
«Без согласования с органами исполнительной власти ни одно решение приниматься не будет. Конечно, будет осуществляться и общественный, и государственный контроль. Упрощение процедуры строительства предполагает не отсутствие контроля, а еще более четкий контроль, но с сокращением сроков начала строительства. Все мы заботимся не только о развитии экономики, но и о будущем экосистемы. Это часть экологической стратегии государственной политики», – сообщил В.И. Афонский.
Он подчеркнул, что законопроект является не коммерческим, а инфраструктурно-геополитическим: «Я уверен, что у нас все получится без ущерба для экологии региона. Байкал – это достояние не только тех, кто здесь живет, но и всей страны. Все соглашения, которые подписаны в этой части между РЖД и руководством Бурятии и Иркутской областью, будут неукоснительно соблюдаться. Совместные усилия предполагают не только экономическое развитие, но и максимальную ликвидацию ущерб от ранее проведенных работ».
Заместитель председателя комитета Госдумы РФ заверил, что при реализации проектов РЖД будет соблюдаться экологический и общественный контроль, в котором также примет участие депутатский корпус.
В качестве примера он привел работу в области реализации национального проекта «БКАД»: «За каждым из объектов мы закрепили своих депутатов. И осуществляли, в том числе, сопровождающий контроль. Мы очень трепетно относимся к экологической безопасности и правоприменительной практике тех законов, которые принимаем. Закон должен быть реализован без ущерба для экосистемы страны».

Экология vs инфраструктура БАМ и Транссиб: как ускорить и не навредить - фото 7Экология vs инфраструктура БАМ и Транссиб: как ускорить и не навредить - фото 8Экология vs инфраструктура БАМ и Транссиб: как ускорить и не навредить - фото 9
Северобайкальск является крупнейшим населенным пунктом, расположенным на берегу Байкала. «Город находится именно на том месте, где проходит магистраль и расширение БАМа. Но на самом деле леса не уничтожаются в том плане, о котором все говорят. Железнодорожный путь был запроектирован и проложен в 1970-е гг. И сейчас с этих путей убирается поросль», – отметила председатель Общественного совета при администрации города Северобайкальска С.Д. Авдзевич. Жители города оберегают Байкал и контролируют экологическую ситуацию. Она подчеркнула: «За строительством нужен контроль. Необходимо, чтобы все общественники проходили обучение. Но уничтожения лесов здесь нет – близко к Байкалу дорога не подходит. Новые пути не прокладываются. Развитие инфраструктуры РЖД – это часть нашей жизни, и мы не можем с ней расстаться. Байкал для нас стал родным».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить