3 сентября 2020 года состоялось четвертое мероприятие дискуссионного клуба «Открытый разговор» - «Экология vs инфраструктура БАМ и Транссиб: как ускорить и не навредить».
В «майских» указах президент РФ В.В. Путин поставил задачу - к 2024 году расширить магистральную инфраструктуру для развития транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг». В июле 2020 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект о расширении Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей. Для проведения работ на БАМе и Транссибе в федеральный закон об охране Байкала внесли поправку, допускающую рубки на землях лесного фонда. Поднялась волна протестов - активисты заявили об угрозе озеру. 31 июля 2020 года правительство Иркутской области и ОАО «РЖД» договорились о сотрудничестве в деле сохранения прибайкальских лесов.
Главными темами дискуссии стали возможные последствия и эффективность поправок в закон «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которые позволяют проводить сплошные рубки леса близ Байкала для расширения БАМа и Транссиба.
В частности, эксперты и экологи обсудили, чем обернется вырубка деревьев для экологии Байкала; есть ли другие варианты размещения объектов для расширения инфраструктуры БАМа и Транссиба в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории и как повлияет на экологию отмена Государственной экологической экспертизы.
Модератором мероприятия выступил главный редактор журнала «РЖД-Партнёр» Александр Сергеевич Ретюнин.
В дискуссии приняли участие:
- Капустина Марина Викторовна, заместитель министра природных ресурсов Республики Бурятия;
- Бычков Игорь Вячеславович, академик РАН по отделению нанотехнологий и информационных технологий, директор Иркутского филиала СО РАН;
- Афонский Владимир Игоревич, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству
- Голубева Светлана Геннадьевна, эксперт общественного совета Минприроды РФ;
- Карнаухов Михаил Анатольевич, заместитель Министра лесного комплекса Иркутской области;
- Иванкин Павел Анатольевич, президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта»;
- Кислов Евгений Владимирович, заведующий лабораторией геохимии и рудообразующих процессов Геологического института СО РАН, председатель комиссии по экологии, природным ресурсам и землепользованию Общественной палаты Республики Бурятия;
- Иванова Светлана Баясхалановна – директор социально-экологического фонда «БайкалЭкоДействие» (Бурятия);
- Онучин Александр Александрович, член бюро Научного Совета РАН по лесу;
- Авдзевич Светлана Дмитриевна, председатель Общественного совета при администрации города Северобайкальска, и другие.
«Государственная экологическая экспертиза, проводимая, в том числе, при строительстве БАМа, нередко вызывает вопросы у специалистов», - заявил И.В. Бычков. Он отметил, что законодательство РФ обеспечивает экологическую экспертизу для всех проектов, осуществляемых на Байкальской природной территории. В официальных документах прописана не только сама экспертиза, но и ряд прочих процедур, помогающих в сохранении природы и экосистемы.
«Но здесь надо признать, что некоторые результаты экологической экспертизы очень часто вызывают обоснованные сомнения у профессионалов, несмотря на то, что проведены все процедуры самой экспертизы», – подчеркнул эксперт. Крайне значимым в данном контексте он считает общественное согласие: «Очень важно, чтобы при решении таких сложных вопросов, касающихся развития Байкальской природной территории, и хозяйствующий субъект строительства, и представители регионов, и общественные палаты, и члены научного и экологического сообщества смогли найти общий язык и выстроить принципиально новый тип отношений».
Как отметил В.И. Афонский: «Существующие инфраструктурные объекты БАМа и Транссиба строились, когда не было ни центральной экологической зоны Байкальской природной территории, ни особо охраняемых территорий. И для того чтобы развивать железнодорожную отрасль и ускорять процесс доставки грузов, был разработан этот законопроект. На мой взгляд, поправки между первым и вторым чтениями были выверены и все риски были минимизированы».
Он сообщил, что сейчас правительство РФ определяет и составляет перечень из 212 объектов, которые планируется к возведению в центральной экологической зоне. Это список должен быть открытым и для общественных организаций, и для контролирующих органов.
«Без согласования с органами исполнительной власти ни одно решение приниматься не будет. Конечно, будет осуществляться и общественный, и государственный контроль. Упрощение процедуры строительства предполагает не отсутствие контроля, а еще более четкий контроль, но с сокращением сроков начала строительства. Все мы заботимся не только о развитии экономики, но и о будущем экосистемы. Это часть экологической стратегии государственной политики», – сообщил В.И. Афонский.
Он подчеркнул, что законопроект является не коммерческим, а инфраструктурно-геополитическим: «Я уверен, что у нас все получится без ущерба для экологии региона. Байкал – это достояние не только тех, кто здесь живет, но и всей страны. Все соглашения, которые подписаны в этой части между РЖД и руководством Бурятии и Иркутской областью, будут неукоснительно соблюдаться. Совместные усилия предполагают не только экономическое развитие, но и максимальную ликвидацию ущерб от ранее проведенных работ».
Заместитель председателя комитета Госдумы РФ заверил, что при реализации проектов РЖД будет соблюдаться экологический и общественный контроль, в котором также примет участие депутатский корпус.
В качестве примера он привел работу в области реализации национального проекта «БКАД»: «За каждым из объектов мы закрепили своих депутатов. И осуществляли, в том числе, сопровождающий контроль. Мы очень трепетно относимся к экологической безопасности и правоприменительной практике тех законов, которые принимаем. Закон должен быть реализован без ущерба для экосистемы страны».
Северобайкальск является крупнейшим населенным пунктом, расположенным на берегу Байкала. «Город находится именно на том месте, где проходит магистраль и расширение БАМа. Но на самом деле леса не уничтожаются в том плане, о котором все говорят. Железнодорожный путь был запроектирован и проложен в 1970-е гг. И сейчас с этих путей убирается поросль», – отметила председатель Общественного совета при администрации города Северобайкальска С.Д. Авдзевич. Жители города оберегают Байкал и контролируют экологическую ситуацию. Она подчеркнула: «За строительством нужен контроль. Необходимо, чтобы все общественники проходили обучение. Но уничтожения лесов здесь нет – близко к Байкалу дорога не подходит. Новые пути не прокладываются. Развитие инфраструктуры РЖД – это часть нашей жизни, и мы не можем с ней расстаться. Байкал для нас стал родным».