Чистый воздух городов 2030: миф или реальность?

26 октября 2020 года в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» (Москва, Зубовский, б-р, д. 4) прошел круглый стол на тему: «Чистый воздух городов 2030: миф или реальность?».

На сегодняшний день более 50 млн человек проживает в условиях загрязненного воздуха. Очень высокий уровень загрязнения наблюдается в 18 городах с общим числом жителей в них 3,3 млн человек. В целях кардинального снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшения выбросов загрязняющих веществ в наиболее загрязненных городах, реализуется федеральный проект «Чистый воздух» национального проекта «Экология».
В ходе круглого стола на тему: «Чистый воздух городов 2030: миф или реальность?» были проанализированы результаты мониторинга хода реализации федерального проекта и возможные риски недостижения поставленной цели.

Чистый воздух городов 2030: миф или реальность? - фото 1 

Чистый воздух городов 2030: миф или реальность? - фото 2

 

Чистый воздух городов 2030: миф или реальность? - фото 3

 

Чистый воздух городов 2030: миф или реальность? - фото 4

 

Чистый воздух городов 2030: миф или реальность? - фото 5

 

Чистый воздух городов 2030: миф или реальность? - фото 6

Чистый воздух городов 2030: миф или реальность? - фото 7

 

Чистый воздух городов 2030: миф или реальность? - фото 8

 

В обсуждении приняли участие:

- Мень Михаил Александрович, аудитор Счетной палаты Российской Федерации;
- Тимофеева Ольга Викторовна заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации;
- Николаев Николай Петрович, председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям;
- Орденов Геннадий Иванович, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;
- Храмов Денис Геннадьевич, первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
- Радионова Светлана Геннадьевна, руководитель Росприроднадзора;
- Кульбачевский Антон Олегович, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и другие.
С основным докладом круглого стола выступил М.А. Мень: «Анализ федерального проекта показал недостаточную обоснованность состава мероприятий и значений целевых показателей с точки зрения эффективного решения наиболее существенных проблем охраны атмосферного воздуха и учета территориальных акцентов.
Так, одним из основных показателей проекта является «Число городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха». При этом проект не охватывает все города с высокими показателями загрязнения атмосферного воздуха. Сегодня «Чистый воздух» реализуется в 12 городах, из которых «высокий» и «очень высокий» уровень загрязнения атмосферного воздуха наблюдается только в 6, в то время как в целом по Российской Федерации насчитывается 40 таких городов».
Есть вопросы и к методам достижения установленных показателей. В частности, проект планирует снизить во всех включенных в него городах уровень загрязнения с «высокого» и «очень высокого» до «низкого» или «повышенного». При этом «очень высокий» уровень начинается от значения 14 (комплексный показатель загрязнения атмосферы). Например, в Чите сейчас этот показатель равен 40. Проектом за пять лет планируется достичь уровня 5,5. «По нашим расчетам, при неизменности закрепленных в федеральном проекте подходов, вероятнее всего он будет около 30, то есть уровень загрязнения так и останется «очень высоким» при плане – «повышенный», – пояснил аудитор.
Несогласованность прослеживается и по другим параметрам федерального проекта. Так, в 2019 году из-за низкого кассового исполнения расходов по проекту, финансирование было снижено почти на 80%. При этом значения показателей не поменялись.
Кроме того, до сих пор не приняты сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха. При этом именно они являются основой для определения состава мероприятий проекта. «В результате из-за отсутствия сводных расчетов предусмотренные в 2020 году расходы на реализацию комплексных планов мероприятий по снижению выбросов в крупных промышленных центрах в размере 15 млрд руб. направлены в Резервный фонд, а в законопроекте о бюджете на предстоящую трехлетку расходы на федеральный проект сокращены в 2021 году на 65%, в 2022 году – на 60%», – констатировал М.А. Мень.
Тему продолжила О.В. Тимофеева: «Сегодня экология борется с экономикой. Начался эксперимент в 12 территориях РФ, в 12 крупных городах. Что беспокоит? Мы приняли соответствующий закон в прошлом году. Города должны были получить финансовую поддержку. Но мы только что рассматривали бюджет и мой коллега – председатель Комитета по экологии Владимир Бурматов сказал, а потом и мы полностью проверили данные о том, что регионы не получили ни копейки».
Список городов с грязным воздухом будет расширяться и без финансовой поддержки добиться улучшений будет невозможно. «Я надеюсь, что победить должен здравый смысл», – заявила заместитель председателя ГД РФ.
Дополнил коллегу Н.П. Николаев: «Мы должны начать разработку новой системы показателей. Очевидно, что нельзя использовать традиционные экономические показатели в отрыве от социальных и экологических факторов. И только если мы поменяем эти приоритеты, мы сможем в конце концов решить вопрос и с приоритетами нормотворчества и законотворчества, чтобы не получалось так, что каждый раз меры, которые направлены на охрану окружающей среды, здоровья граждан, передвигаются в пользу сиюминутных интересов промышленных предприятий».
По словам С.Г. Радионовой, федеральный проект «Чистый воздух» является самой сложной и амбициозной составлявшей национального проекта «Экология», в процесс его успешной реализации включено множество участников. В первую очередь это крупные компании, предприятия которых расположены в 12 российских городах, где реализуется проект «Чистый воздух». Комплексные инвестиционные планы этих компаний являются основой внебюджетного финансирования проекта «Чистый воздух», которое в настоящее время составляет 473 млрд руб.
Она отметила: «Сейчас у Росприроднадзора нет достаточных экономических средств борьбы с нарушителями природоохранного законодательства. «Экологические штрафы, как побуждающий механизм, у нас самые маленькие в стране. Таких мизерных, ни к чему не побуждающих штрафов нет ни у одного контрольного органа, ни у Роспотребнадзора, ни у Ростехнадзора».
Для успешной реализации проекта «Чистый воздух» необходимо срочно принять методику расчета вреда атмосферному воздуху. Нужно создавать комплексную информационную систему мониторинга чистоты воздуха. От расчетных показателей по выбросам, которые предоставляют предприятия, надо переходить к учету фактических данных. «Инвентаризация расчетным методом никого не устраивает, она не дает никаких реальных показателей. Но у предприятий есть возможность его использовать, и они этим пользуются. По расчетам ситуация выглядит неплохо, а дышать лучше не стало», - заявила руководитель Росприроднадзора.
Как заявил в своем выступлении А.О. Кульбачевский: «Возможность чистого воздуха в городах – это не миф». Москва запустила уже пятьсот электробусов и вводит запрет на закупки автобусов с двигателями внутреннего сгорания. Московский НПЗ, Люберецкие очистные сооружения прошли модернизацию.
Нужны достоверные данные мониторинга, без них управленческие решения тяжело прогнозировать, принимать и проводить, и московская система мониторинга дает такую информацию.
К сожалению, рискориентированный подход вывел из-под контроля ряд предприятий. Запрет контроля малого бизнеса привел к тому, что многие компании переформатировались, а выбросы увеличились, отметил руководитель Департамента.
«Москва служит моделью для других городов и промышленных центров», – заключила выступление А.О. Кульбаческого модератор мероприятия, замдиректора НИИ «Центр экологической промышленной политики» Татьяна Валериановна Гусева.

 

Сергей Козлов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить