26 октября 2020 года в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» (Москва, Зубовский, б-р, д. 4) прошла онлайн-конференция на тему: «Борьба с незавершенным строительством как драйвер развития регионов».
Как правило, незавершенное в срок строительство свидетельствует о неэффективном расходовании средств, рисках выявления нарушений в ходе их строительства. Такая ситуация во многом объясняется недостаточно продуманным планированием, которое происходит без учета региональных, климатических и других особенностей. Среди объектов незавершенного строительства (ОНС), которые финансируются из бюджетов разного уровня, много социальных объектов: школ, университетских кампусов, поликлиник, больниц, а также дорог, теплотрасс и объектов коммунальной инфраструктуры, спортивных комплексов и стадионов и т.д. Анализ Счетной палаты показал ряд значительных недостатков в системе государственного управления в отношении ОНС.
Участники конференции обсудили: в чем заключаются основные проблемы в системе государственного управления в отношении объектов незавершенного строительства и пути их решения; каковы результаты мероприятий Счетной палаты в части контроля объема и количества ОНС, и каковы предложения по их итогам и другие.
В дискуссии приняли участие:
- Орлова Светлана Юрьевна, аудитор Счетной палаты Российской Федерации;
- Якушев Владимир Владимирович, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
- Меликов Сергей Алимович, временно исполняющий обязанности главы Республики Дагестан;
- Назаров Сергей Макарович, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации;
- Николаев Николай Петрович, председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям;
- Трунова Наталья Александровна, вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель направления «Пространственное развитие»;
Открывая дискуссию, С.Ю. Орлова напомнила: «Прошел год с нашей прошлой проверки, посвященной незавершенному строительству, по итогам которой были зафиксированы две приоритетные задачи: вовлечь в экономику существующий недострой и земельные участки под проблемными объектами и не сгенерировать «новые» проблемные объекты. Однако мы по-прежнему констатируем масштабность и многогранность этой проблемы, особенно с так называемыми «брошенными объектами» и «долгостроем».
Проблема незавершенного строительства – одно из приоритетных направлений Счетной палаты. Контрольное ведомство не только проводит проверки и следит за ситуацией с незавершенным строительством, но и активно участвует в решении проблемы: постоянно инициирует обсуждение темы на различных экспертных площадках и дает свои предложения».
По данным Счетной палаты, в России не достроено почти 63 тыс объектов. Из 85 регионов только 10 сегодня сделали анализ и утвердили планы снижения объема ОНС. Планы снижения числа объектов ОНС по всем органам исполнительной власти субъектов РФ утверждены в 28 из 85 регионов, положения по учету ОНС - в 42 регионах, ответственный орган исполнительной власти - в 25. При этом 30 субъектов РФ до настоящего времени не реализовали ни одной из предписанных мер.
«Так системно, как сейчас проблема с незавершенным строительством еще не была обозначена. Благодаря тому, что Счетная палата возглавила эту работу, мы имеем полноценное межведомственное взаимодействие. И у нас нет другого варианта, кроме как завершить эту работу, увеличив экономическую эффективность от вложения бюджетных средств, совместно приняв правильные управленческие решения», – оценил вклад Счетной палаты в решение проблемы с ОНС В.В. Якушев.
Он представил алгоритм действий Правительства по решению проблемы незавершенки: «Сначала должна быть произведена оценка каждого объекта, в рамках которой станет понятно, в каком состоянии он находится, сколько времени и средств необходимо на достройку, а также целесообразно ли его вообще достраивать. После подготовки необходимой нормативной документации и выделения средств Минфином к работе подключится Минстрой, который будет отвечать за физическое исполнение данной работы».
Министр также отметил, что причин появления такого большого числа долгостроев в России может быть много. Это и кризисы, во время которых деньги вкладывались не в строительство, а на выполнение социальных обязательств. Это и проблемы с оформлением проектно-сметных документаций, и недобросовестные подрядчики, которые останавливают стройку или объявляют себя банкротами. Проблемы есть и в регионах: они получают деньги за строительство, но по какой-то причине не могут добиться включения объектов в федеральный бюджет, а без денег недострои стоят.
Как отметил В.В. Якушев, все участники процесса говорят на одном языке и готовы решать проблемы. Все понимают, что необходимо определить понятие «незавершенки» и разделить объекты на категории, чтобы четко знать, как с каждым из них работать. После этого уже нужно определиться с ресурсами, которые должны будут направлены на решение проблемы. «В этой непростой экономической ситуации мы должны найти возможность для того, чтобы эти ресурсы все-таки получить, чтобы эта тема была приведена к логическому завершению», – считает Министр.
О положения дел с недостроями в Республике Дагестан рассказал С.А. Меликов: «Результаты инвентаризации показали, что из 1 354 объектов незавершенного строительства 618 - это объекты, которые завершили строительный цикл, но которые не оформлены документально правоустанавливающим образом для сдачи, при этом часть этих объектов уже фактически эксплуатируется, это порядка 100 объектов».
«Мы предлагаем сделать единый мониторинг за инвестиционными расходами и подходить вот в такой логике, что должно четко приниматься решение о начале финансирования при полном объеме финансирования объекта с окончанием. С константой выделенных средств. Если условия меняются, то константа должна корректироваться», - сообщил С.М. Назаров. Он пояснил, что при корректировке объемов финансирования, когда средства снимаются с того или иного объекта, необходимо предусматривать восстановление финансирования в полном объеме в последующий период с корректировкой.
«Отдельный законопроект для борьбы с незавершенным строительством требуется разработать в России. Нам нужен закон. Закрыть тему нормативными актами не получается», - заявил Н.П. Николаев. Он пояснил, что в законе должно быть дано четкое определение объектам незавершенного строительства, прописаны механизмы решения земельных вопросов, порядка госрегистрации.
Нужно определить, какое ведомство будет ответственным за незавершенку. На данный момент, по его словам, работа ведется во многом благодаря Счетной палате и лично аудитору С.Ю. Орловой, также за отдельные участки отвечают Минфин, Минэкономики и Минстрой. «Нам нужно назначить главного, чтобы какой-то орган государственной власти был ответственным за эту работу», - добавил Н.П. Николаев, уточнив, что этот момент также должен быть прописан в законе.
Отдельной темой дискуссии стала так называемая негосударственная незавершенка. Как отметила Н.А. Трунова, частный недострой порой сводит на нет работу властей: «Мы видим примеры, когда государство вкладывается в улучшение городской среды, а с частным недостроем сделать ничего не может. В результате, мы получаем недовольство граждан. Необходимо ввести меры в отношении таких объектов: либо экономические, с увеличением налоговой базы при длительном простое таких объектов, либо принудительные, при которых у органов исполнительной власти появится возможность изъять данный объект через суд по истечению соответствующего срока простоя».
«По теме незавершенного строительства мы будем непрерывно вести работу до перелома ситуации в лучшую сторону, до получения уверенности в том, что дальше налаженная система не будет генерировать новые проблемы. В конце текущего года об итогах нашей работы и деятельности органов исполнительной власти будет доложено Президенту Российской Федерации», – заявила С.Ю. Орлова.
Сергей Козлов