Проблемы природного парка Кандры-Куль (Башкирия) мы уже обсуждали в материале «Есть ли на Кандры-Куле хозяин?»
https://vk.com/aleksandr_veselov_ecology?w=wall549915...
Прошло 5 месяцев и можно оценить динамику развития достаточно тревожной ситуации на этой особо охраняемой природной территории
24 марта с.г. мы побывали в парке, воочию увидели и услышали от местных жителей много нового и интересного. Директор парка вроде бы и есть, но вот хозяин ли он во всех смыслах на этой территории- большой вопрос.
А прелюдией к этой поездке послужило межведомственное совещание в Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуре по подготовке к пожароопасному сезону, где Союз экологов РБ обратил внимание надзорных ведомств на высокую вероятность пожара в лесу горно-лесной восточной части озера с возможным материальным ущербом и гибелью людей.
Судите сами. На узкой полоске берега длиной в 4 км между урезом озерной воды и крутыми скалами в жаркие летние дни скапливаются тысячи туристов, и сотни автомашин вдоль единственной узкой автодороги с одним выездом. При этом функционируют , в том числе в лесу, десятки мангалов и открытых костров, включая территорию 56 турбаз. А посему в любой момент возможен пожар, который перейдет в верховой пал по сплошному сосновому лесу даже при умеренном ветре. Ринувшиеся автомашины моментально создадут пробку на единственном выезде из зоны и неизбежно сгорят, как и ряд капитальных строений. Часть людей сможет спастись от огня в озере, но вряд ли все успеют это сделать.
Эта картина локального апокалипсиса, конечно, пока в предположениях и опасениях, но история знает немало примеров, когда таковые предупреждали многие беды.
В любом случае, на этой территории природного парка отсутствует даже элементарная схема эвакуации при пожаре, а если бы и была, то вряд ли бы сработала в такой ситуации.
В связи с этим вопросы:
-почему на узкой автодороге не ставят знаки о запрещении стоянки автомобилей и не контролируют запрет?
-почему специально оборудованная стоянка для автомашин на въезде постоянно пустует?
-почему администрация парка не ограничивает пропуск автомашин и отдыхающих на этот участок берега при его сверхзагруженности в пиковые летние дни?
-почему не организуют автостоянку, как минимум, на 500 стояночных мест перед горным пропускным пунктом в парк и доставку отдыхающих и их вещей на базы и берег автобусами?
Впрочем, нетрудно догадаться почему. В этом случае упадет число платных посетителей парка и сократится соответствующий доход.
Тогда что дороже: жизнь людей или прибыль от коммерческой деятельности парка?
Кстати, вопросом: куда уходила эта прибыль парка (плата от туристов) из Дирекции ООПТ (Минэкологии РБ) задались в Счетной палате РБ и ОБЭП МВД по РБ. К примеру, персонал парка собрал в прошлом году 16 млн рублей платы с туристов за свои услуги в рекреационной зоне, а получил за хознужды , природоохранные и прочие профилактические мероприятия всего около 1 млн рублей. А как вам зарплата всего 2 инспекторов парка, да и прочих нескольких сотрудников этого обособленного подразделения Дирекции ООПТ по 15 000 рублей в месяц? Можно прожить на эти деньги? По свидетельству сотрудников парка им не выделяют деньги даже на приобретение краски для строений и сооружений, на ремонт старенькой автотехники.
Что уж говорить об оснащении пляжей достаточным числом даже не био-, а обычных туалетов , на очистку берега, ремонт ограждений и другие необходимые посетителям парка нужды, которые они уже оплатили при въезде. Над этой грустной ситуацией «смеются сквозь слезы» даже озерные раки, коих сотнями раколовок вылавливают местные браконьеры, чем и подорвана эта популяция. Хотя еще «вчера» в туймазинских пивных барах принимали за 1000 рублей килограмм кандринских раков, но крупных. А сейчас мало и мелкие , но зато за 2000 рублей.
Есть и проблема гидроизоляции септиков (выгребов) на турбазах, поэтому часть коммунальных сточных вод просачивается в «верховодку». Про разработанный, но не утвержденный генплан обустройства озера Кандры -Куль уже забыли, хотя он предусматривал канализование всех баз, строительство КНС и перекачку стоков на Кандринские очистные сооружения. Есть множество и иных накапливающихся экологических проблем озера, включая превышение рекреационной нагрузки, о которой уже и не вспоминают, и обмеление озера.
Бросая взгляд в прошлое , когда дирекция природного парка была самостоятельным юридическим лицом и занималась созданием инфраструктуры отдыха на озере и природоохранными мероприятиями, поневоле приходишь к мысли, что к этой практике нужно вернуться. Конечно, будет проблема «левых» доходов у персонала парка, но для контроля за этим ведь и была создана Дирекция ООПТ. Да и посетители парка сейчас стали юридически грамотными и всегда могут записать на видео случаи незаконных поборов или присвоения вносимой платы.
А вот со слишком затянувшимся противостоянием руководителя природного парка с вышестоящей организацией - ГБУ "Дирекция ООПТ" нужно заканчивать как можно скорее. Туристический сезон уже начался и на озере появились десятки любителей подледного лова, пользующихся уже сомнительной крепостью весеннего льда ради простого рыбацкого счастья. А впереди купальный сезон, к которому нужно готовиться.
А.К. Веселов. Кандры-Куль. 24. 03.23
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON