10 февраля сего года в правительстве Республики Башкортостан прошло заседание межведомственной комиссии под председательством заместителя премьер-министра Ильшата Фазрахманова с обсуждением резкого увеличения жалоб жителей Стерлитамака и Салавата на загрязнение атмосферного воздуха . Затронули и аналогичную проблему в городе Уфе
Обсудить ситуацию собрались представители органов республиканской и местной власти, контролирующих организаций, промышленных компаний.
И я в очередной раз задаюсь вопросом: Правительство РБ всерьез считает, что без широкого участия населения и экспертного сообщества сможет в компании с «представителями» (даже не с руководителями) крупных предприятий республики РЕШИТЬ УСУГУБЛЯЮЩИЕСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ? Это к тому, что опять прошло в закрытом режиме никого ни к чему не обязывающее мероприятие, нулевой результат которого уже очевиден. И вот почему:
- крупные предприятия отчитались, что они все еще ПЛАНИРУЮТ выполнять мероприятия по сокращению выбросов. А когда уже реально СОКРАЩАТЬ объемы загрязнения будут, если эффект «газовой камеры» в Уфе, Стерлитамаке и Салавате имеет место быть десятилетиями?
-не обсуждена проблема ФАКТИЧЕСКОГО ограничения или прекращения эксплуатации цехов, участков, установок в периоды неблагоприятных метеоусловий (НМУ), как это обязывает делать постановление Правительства РБ от 27 июля 2020 года № 466 и ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
-не заслушан отчет о результатах осуществления федерального экологического надзора за крупными промпредприятиями руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Р.А. Болотова, ответственного за обеспечение снижения выбросов в атмосферный воздух . Почему до сих пор стационарные источники выбросов на поднадзорных предприятиях не имеют эффективного газоочистного и пылегазоулавливающего оборудования, а сами предприятия имеют разрешения на выбросы и не вносят в бюджет в 25-кратном размере плату на воздействие на окружающую среду, а также не платят соответствующие штрафы и не возмещают нанесенный экологический вред?
- почему государственные лаборатории не могут определить степень загрязнения конкретными веществами атмосферного воздуха в городах при явных признаках отравления людей этим самым воздухом? И есть ли смысл тратить бюджетные средства на посты мониторинга, если население по-прежнему не будет получать реальную информацию и предупреждаться о «газовых атаках»?
-почему рассмотрение важнейших вопросов экологии, затрагивающих право на благоприятную окружающую среду всего населения республики, проводится без участия общественных экологических организаций и независимых экспертов, как это обязывает ст. 87 Конституции РБ? И что эта за межведомственная комиссия такая, которая по результатам обсуждения не выносит никаких обязывающих решений и не информирует о своей работе население согласно требованиям ст. 4.3. ФЗ «об охране окружающей среды»?
-не пора ли все же рассмотреть проблемы экологической безопасности на заседании Межведомственного совета по безопасности РБ, на что указывает Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года"?. А то уж скоро 2025 год, но к реализации тактики в данной стратегии республика , можно сказать, толком и не приступила.
https://srgazeta.ru/news/novosti-sterlitamaka/2023-02..
А.К. Веселов. 14.02.2023 г.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON