Железные дороги России в борьбе за и вокруг Экологии

 Железные дороги России в борьбе за и вокруг Экологии - фото 1Указ Президента: 2017й в России – Год экологии. Напомним, 2013й был, чуть в иной редакции: «Год охраны окружающей среды». А точка отсчета «экологической эры», глобального всплеска внимания хорошо известна: декабрь-1997. Тогда в Киото был подписан исторический «Протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата».

Общий публицистический гул шел давно, «Гринпис» обеспечивал «экшн», картинку для ТВ, тараня китобойные суда, ворота атомных станций и и.д. Но в «Киотском протоколе» все расслышали новость. Впервые прозвучало: «квоты на загрязнение, выброс парниковых газов». Богатые, влиятельные страны обязались взыскивать реальные, заметные для госбюджетов деньги с тех (с себя в первую очередь!), кто выбрасывает «парниковые газы» и передавать их тем, кто свои выбросы уменьшит - первое в мировой истории глобальное соглашение! Почему из массы экологических проблем выбрали именно Глобальное потепление, «парниковые газы» понятно: таянье льдов, повышение уровня океана грозило в первую очередь Британии, Голландии, Германии, Дании... «Парниковыми врагами» в Киото признаны 6 газов, главный: углекислый.
Справка.
Киотский протокол определил для каждой страны из "Списка №1" (38 промышленно развитых государств) квоты на эмиссию парниковых газов. России установлена квота в 100% от уровня выбросов 1990г. - 3млрд тонн/год. Но из-за обвала промышленности эмиссия парниковых газов в России упала до 2,1 млрд тонн/год.
С 2007 в Евросоюзе официально работала система торговли квотами на эмиссию. 12.000 предприятий стали под контроль: превысил квоту - штраф, или покупка сертификата на дополнительный выброс у тех, кто выбросил меньше, чем имел право.
И вся Россия (без кавычек) включилась в обсуждение. Политики уже считали, делили деньги, сравнимые с нефтегазовыми: порядка $10-13/тонну. Эксперты предсказывается рост до $20/тонну. Т.е. доход России от «ничего-не-деланья, не-сжигания» мог превысить $20миллиардов.
И... абсолютно схоже с хитростями кредитных договоров: никто не вник в «приписку внизу, мелким шрифтом». А как, собственно будут считать эмиссии? Заковыка, мимо которой «проехали» тогда – она и сегодня выглядит настоящей сенсацией. Мне довелось вникнуть, публикуя статьи, беседы с настоящим главным экспертом по этой теме – академиком Георгием Сергеевичем Голицыным. Вы удивитесь, но модерновый, высоконаучный «Киотский алгоритм» в итоге сводится к тезису, напоминающему об одном очень известном политике первой половины прошлого века: «Неважно сколько газов выбросят, важно – как посчитают»!

Как вы думаете, считают «по-Киотски»? По многим замерам вычисляют средний общепланетный уровень выбросов. Это еще достоверно, замеры — по всему земшару, вполне «репрезентативны». Далее... технически оснащенные страны кладут справки о замерах своих собственных выбросов. "Всё остальное – ваше! (тех кто не смог замерить)" Другой процедуры просто нет. Может трудно поверить в столь прямой, «тупой» алгоритм, но это так: «Не смог замерить, доказать свои выбросы – принимай общепланетный уровень».
А замерить – нужна сеть обсерваторий с аппаратурой уровня известного хромотографа «Хьюлетт Паккард» - чтоб данные признавались в том числе потенциальными плательщиками! Стоимость одной такой станции – более миллиона долларов, но главная «фишка»: «дальнобойность» хроматографов и прочего. И самая лучшая станция-обсерватория выдаст замеры в радиусе сотни кэмэ. Той же Голландии, чтоб закрыть свой вопрос хватит двух. Англии – с полдюжины, а России...
Интуитивно все понимали: российские леса – главный мировой фильтр, очищающий атмосферу планеты и мы по «киотской философии» должны получать за это огромные деньги. Но песню "Широка страна моя... много в ней лесов, полей и т.д." - к «киотскому протоколу» не подошьешь!
Кроме сотен станций надо наладить систему верификации приборов, сдачи результатов: представьте придирчивость тех, кому по этим счетам платить!

Это еще, как в школе: «Начальные условия задачи». Чтоб представить уровень «Экологии как продолжения политики», нужно кратко раскрыть следующий сюжет.
Группу российских(!) ученых, руководитель Решетников - наняли, дали грант ЕС: оцените российский выброс метана. Метан, природный газ – из 6 парниковых. И те оценили: Итого (с учетом аварий) до 1991г – 31-45 мегатонн/год после 1991г 25-35 мегатонн/год - в местах добычи, из «дырявых газопроводов».
Здесь на первый план и выходит союз российской, немецкой науки и российских Ж.Д.
Ведущий геофизик мира, один из 12 экспертов ООН по «ядерной зиме»(резолюция ООН принятая по его работам), Глобальному потеплению, многолетний директор Института физики атмосферы РАН, член Президиума РАН, академик Георгий Сергеевича Голицын вместе со своим (и России) другом Нобелевским лауреатом Полем Крутценом, возглавлявшим институт Планка (Германия), услыхав кошмарную оценку коллег - дали контр-оценку: 6 мегатонн/год. И НЕ из «дырявых газпромовских труб», а из болот! Болота «выдыхают» метан.
Но это были тоже «экспертные оценки», по сути - гипотезы. А как замерить? (проблема см. выше).
Их ответ в союзе со Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) получился "асимметричным", как в гонке вооружений, когда миллиарднодолларовые угрозы парировали копеечными контрмерами.
Передвижная лаборатория: вагон с аппаратурой, поставленный впереди электровоза... Да, оказалось, критически важны оба параметра. Электровоз: шлейф тепловозного выхлопа забьет точность замеров. Впереди: чтоб не сказалась поднятая пыль.


Академик Голицын и профессор Николай Еланский назвали ее: ТРОИКА (Транспортируемая Обсерватория Исследования и Контроля Атмосферы). Приборы, международные калибровочные средства обеспечили требуемое (помните о плательщиках, которым «закрывать» экологические счета!) качество данных.

 Железные дороги России в борьбе за и вокруг Экологии - фото 2
ТРОИКА прошла по электрифицированным железным дорогам: Москва–Владивосток, Мурманск–Кисловодск, вошла в международные сети наблюдений Global Atmospheric Watch (GAW) и Network for Detection of Stratospheric Change (NDSC). Данные приняты для валидации международных научных спутниковых систем контроля атмосферы США и Европы...
Замеры дали потрясающую картину: общий клин загрязнения, тянущийся от Европы – постепенно сужается, зримо истончается, как язык: работа лесов Сибири!

СПРАВКА Важнейшие результаты работы ТРОИКи:
1) Определены наиболее загрязненные регионы России. (Район озера Байкал, где из-за устойчивой замкнутой воздушной циркуляции происходит накопление загрязнений в приземном воздухе).
2) Определены основные антропогенные и природные источники предшественников озона, газовых и аэрозольных примесей. Определены характеристики шлейфов от городов.
3) Обнаружено: на территории России концентрации озона в определенных условиях могут возрастать до опасных величин. Это происходит при определенных метеоусловиях и наличии летучих органических соединений. Значительные концентрации, до 340 мкг/м3 формировались в городах Хабаровского края и в Москве летом 2002 в смоговых ситуациях.
4) Показано: высокое содержание метана летом над Западной Сибирью почти целиком вызвано его эмиссиями из увлажненной почвы и болот. То есть - опровергнуты оценки экспертов о значительных утечках природного газа при его добыче и транспортировке из-за использования Газпромом устаревших технологий и оборудования.
5) Обнаружено: высоковольтные линии электропередач являются источником озона и других радикалов. Но в загрязненных районах ЛЭП активизируют окисление выбрасываемых промышленностью и транспортом органических соединений, т.е. играют роль очистных сооружений. (То есть: "минус на минус – плюс").
6) В районах Калмыкия, Байкал, Кольский п-ов, содержание токсичных хлорорганических соединений. настолько велико, что леса находятся в угнетенном состоянии.
В совместном отчете ИФА РАН и ВНИИЖТ упомянут вклад ученых-железнодорожников: В.А.Галановича, А.Л.Лисицына, И.С.Беседина, А.Е.Семечкина, В.В.Севостьянова, В.М.Богданова, В.С.Мозгрина, И.В.Богородской.

 

 Железные дороги России в борьбе за и вокруг Экологии - фото 3

Полученный ТРОИКой корпус данных произвел фурор в мировом сообществе, к программе присоединилась Лаборатория диагностики и мониторинга климата (США). США не ратифицировала Киотский протокол, это один из тяжелых пунктов в их споре с Евросоюзом, причин нератификации несколько, в т.ч. сложность измерения выбросов. Значительная часть аппаратуры была импортной, в т.ч. американской, но сама обсерватория, как единый работающий комплекс: творение ИФА РАН и ВНИИЖТ. Это можно сравнить с созданием (впервые) бронепоезда, с использованием деталей из разных стран. И США, Австралия, Канада, как раз страны больших размеров заказали в России аналог ТРОИКи.
Тут и случился международный нонсенс: выяснилась, её нельзя пускать потому, что... железные дороги США - не электрифицированы! До сих пор. Кто хочет, проверьте.
Да. От науки до политики, от великого до смешного! Мы так привыкли за 20 лет к попрекам Запада в т.ч. по "чистоте технологий", что забываем заглянуть в "конкретику". И вот: ж.д. США в сравнении с нашими – экологически просто грязны. Еще повод задуматься о мотивах многолетних попреков.
А заодно задуматься о пункте 4 (перепроверенному учеными всего мира)! Метан в западной Сибири: из болот, а не дырявых газопроводов, 6, а не 40 мегатонн/год! В 6,7 раза ошиблись «эксперты», насчитавшие за грант ЕС! Тревожно: Науку преподносят как «надежу», последнюю инстанцию: «ученые подсчитают». А если там у некоторых – из научного оборудования только долларометры и грантоскопы?... А ввяжись мы в «Киотскую кашу» до ТРОИКи – могли бы, реально очищая атмосферу мира еще и платить.
А имиджмейкеры Газпрома всё крутят рекламный ролик: кухонная плита с голубым огоньком и знаменитым гнусаво-простуженным: «Национальное достояние!» - и наверно не знают, бедолаги, кто по-настоящему защитил имидж их «конторы»...
Впервые замеренная очистительная «работа» российского леса, наши просторы вдохновили нобелианта Поля Крутцена. Академик Голицын рассказывал о его мечте: проехать ТРОИКой от Лиссабона до Владивостока, по дороге готов бесплатно читать лекции ученым, студентам, политикам (лекция Нобелевского лауреата весит примерно $15.000).

 

 Железные дороги России в борьбе за и вокруг Экологии - фото 4

 Железные дороги России в борьбе за и вокруг Экологии - фото 5
Схожую мечту озвучил на Байкальском форуме известный японец Ейичи Ямагучи (президент Аikyo International Consultant), правда его «вложения» поболе: собрать пул фирм уровня «Хитачи», «Мицубиси», прорыть туннели Хоккайдо-Сахалин и Сахалин-материк. «Тридцать лет назад я загорелся этой идеей. Мечта всей жизни: проехать в вагоне от Токио до Лондона!»
И Дэвид Боуи (потеря 2016го) на пике славы в 1970-е, проехал от Владивостока до Бреста, вынеся творческое потрясение созерцая сибирский простор. Мне и самому дважды довелось проехать Транссибом, и каждый раз видел в поезде соседей из особой касты интуристов, ценителей: неутомимо щелкают фотоаппаратами, сверяются с навигаторами, потрясенные величием картины, когда целыми сутками поезд идет по первозданным лесам. Прямо настоящий предмет «экологической гордости».
А о древнем роде князей Голицыных мне довелось выпустить десятки статей, книг, ТВфильмов. Старший двоюродный брат академика Георгия Голицына, профессор МГУ Михаил Владимирович Голицын (скончался в 2015), тоже ведущий специалист страны – по углям, открыватель крупнейших месторождений, приходил в МИИТ на заседание Литературно-Исторического Клуба.
Вот как необходимы люди подобные академикам Голицыным, сочетающим научный талант и патриотизм.

 Железные дороги России в борьбе за и вокруг Экологии - фото 6

 


23 января академику Георгию Голицыну исполняется 82 года. А служению рода князей Голицыных в России: 609 лет. Редакция ИТ поздравляет.

Игорь Шумейко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить