Украина может не отдавать долги Западу, если докажет, что МВФ кредитовал войну

 Украина может не отдавать долги Западу, если докажет, что МВФ кредитовал войну - фото 1Если Украина докажет в суде, что кредиты, предоставляемые Западом, шли на войну и разворовывались, а западные кредиторы об этом знали, то цифры общего внешнего долга Незалежной могут серьезно уменьшиться, считает украинский эксперт по вопросам политики и экономики, экс-научный сотрудник Института мировой экономики НАН Украины Всеволод Степанюк.

 


МВФ хочет «сломать украинцев»

 

Степанюк полагает, что к украинской экономике применимо название «пушистого зверька, обитающего за Полярным кругом», и ответственность за эту перспективу лежит на правительстве страны, которое никак нельзя назвать патриотическим.

«Политика власти сводится как раз к уничтожению украинского бизнеса. Это делается для того, чтобы в условиях свободной торговли с ЕС остатки украинского бизнеса за бесценок скупили транснациональные европейские и американские корпорации. В принципе, на это направлена и программа МВФ, которая говорит, что надо уменьшать денежную массу, уменьшать внутренний спрос, сокращать кредиты, увеличивать ставки и так далее. Все это ведет к сворачиванию экономики, соответственно — к удешевлению активов, и именно на это направлено сотрудничество с МВФ», — развенчал он аргументы премьера Арсения Яценюка, который ставил сотрудничество с МВФ себе в заслугу.

По мнению эксперта, ситуация довольно прозрачна. «МВФ хочет, фактически, сломать украинцев, сделать их не украинцами, то есть в программе МВФ имеет место уменьшение госрасходов. Это ведет к уменьшению расходов на медицину, на образование, к закрытию госпрограмм, как мы уже сейчас видим, по стимулированию экономики. Это ведет к деградации, и это мы и видим по результатам экономической деятельности. Такое резкое обнищание — в том числе и результат сотрудничества с МВФ», — отметил Степанюк в эфире украинского телеканала «Первый деловой».

По его мнению, если позитивных сдвигов не будет, то уже осенью можно ожидать «очень серьезной девальвации гривны», потому что «на полгода, действительно, денег хватит, а потом просто будет нечем стабилизировать рынок». «Я не согласен с тем, что наша валюта девальвирует из-за того, что нет траншей МВФ. Валюта девальвирует совсем по другим фундаментальным причинам. Это сокращение валютной выручки от украинского экспорта, и это связано с двумя факторами: как со снижением цен на украинский традиционный экспорт, так и с уменьшением рынков за счет кризиса в отношениях с Российской Федерацией. Эти два фактора стимулируют падение гривны, а не то, получили ли мы транш или не получили», — подчеркнул он.

«Преступный режим» воровал меньше...

Борьба с коррупцией, о которой модно говорить на Украине, стала ширмой для прикрытия политических интересов. «В меморандуме были четкие пункты, как мы должны бороться с коррупцией — это государственное антикоррупционное бюро, антикоррупционный прокурор, и всё это Украина сделала. Но если посмотреть на личности, то мне странно, как такой молодой антикоррупционный прокурор так быстро двигался по служебной лестнице. Невозможно же просто так, без коррупции, двигаться по служебной иерархии, и в 30 лет, фактически, стать генералом. Это невозможно даже в военное время, а в мирное — тем более!» — удивлен Степанюк.

«Та коррупция, которая взросла за два последних года, уже превзошла «преступным режим», потому что «преступный режим» занимался коррупцией хотя бы при растущей экономике, а сейчас коррупция процветает в условиях войны, в условиях кризиса. И если брать в процентных долях, то она намного больше той, которая была ранее», — полагает экономист.

Остаться разменной монетой или стать «второй Южной Кореей»

Украине не стоит ждать «поддержки» МВФ в самое ближайшее время, хотя президент Петр Порошенко, на это явно рассчитывает, обосновывая необходимость отставки правительства. «Сейчас идет речь о пересмотре программ, а это, как правило, занимает не меньше месяца. Во-первых, МВФ должен оценить выполнение тех условий, под которые он уже дал деньги. После этого будет пересмотр условий, и это займет время, месяц-два. А если на Украине будут еще какие-то кризисные политические явления — то еще больше», — заявил Степанюк.

Это связано с тем, что «МВФ все-таки более политическая организация». «И сейчас все-таки идут международные торги за влияние на Украину. И МВФ смотрит, будет ли перераспределение сфер влияния между геополитическими игроками, и будет ли смысл в таком случае кредитовать Украину. МВФ, прежде всего, преследует свои интересы и интересы своего самого большого акционера — США», — подчеркнул эксперт.

По мнению Степанюка, Киев напрасно зациклился на одном сценарии евроинтеграции, выплеснув и «младенца», то есть напрочь забыв о национальных интересах. «Поскольку государственной собственности у нас осталось очень мало, и китайская и белорусская модель для нас, скажем так, маловероятны, я бы взял за образец модель Южной Кореи. Это абсолютный протекционизм собственного производителя, привлечение средств и распределение среди собственных производителей, фактически, централизовано, плюс максимальная стимуляция экспорта. И мы видим, что за 30 лет зарплата в Южной Корее со 100 долларов достигла 2400 долларов. Это — следствие протекционизма в отношении собственной экономики», — указал он возможный путь для развития Незалежной.

Наказать МВФ за поощрение войны и казнокрадства?

Но пересмотр экономической модели для Украины при нынешней власти немыслим. «Как сказали послы, эта власть их полностью устраивает. То есть послы четко сказали, на кого работает власть — на другие страны, поэтому, конечно, эта власть никогда не пойдет против МВФ, против кредиторов и так далее», — рассуждает украинский экономист.

«Если бы правительство было, действительно, национально-патриотическим... МВФ изменил правила, и они начали кредитовать страну, которая, во-первых, объявила дефолт, а во-вторых, на территории которой идут военные действия. Ни одна кредитная организация не должна кредитовать такие страны! То, что МВФ кредитует Украину — это снова-таки политическое решение. В МВФ прекрасно знают, что деньги идут не в экономику, а на войну. Тогда с чего их отдавать? Тогда, возможно, вообще не стоит отдавать деньги?» — задался он вопросом.

«Мировая история знает случаи, когда страны доказывали, что кредиторы знали о разворовывании средств. И если в судебном порядке доказать, что кредитовались военные действия, что они знали, что средства разворовываются, но при этом кредитовали страну, то, думаю, что долг можно уменьшить в судебном порядке на очень значительные цифры», — эксперт определил решение ситуации.

По его оценке, «если изменить экономическую модель, МВФ совсем не нужен». «Но если двигаться в том направлении, который нам указывает МВФ, то, действительно, без их кредитов мы выжить не сможем, даже как-то свести концы с концами. То есть МВФ заинтересован не в развитии экономики, а в том, чтобы мы постоянно заимствовали у них средства и выполняли их требования», — убежден он.

Марина Шостак

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить