Рост цен на услуги в прошедшем месяце превысил ожидания — об этом свидетельствуют результаты исследования компании Markit, опубликованные 5 октября. Дорожают услуги, в том числе коммунальные, топливо, продукты (по подсчетам Росстата, с начала месяца рост цен составил 0,6 %, и это — официальные сведения). Вместе с тем реальные зарплаты в августе 2015 г. уменьшились на 9,8 % по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. О чем это говорит? О чрезвычайном росте инфляции. По последним данным ЦБ, в августе в годовом выражении инфляция составила 15,8 %. В целом Банк России ухудшил прогноз по инфляции на 2015 год до 12−13 % с ожидавшихся ранее 10,8 %. Как планировать бюджет среднестатистическому жителю РФ в таких условиях? Что нас ждет — стабилизация или катастрофа? "ЭкоГрад" делится информацией для размышления.
Рост цен на услуги в сентябре побил семимесячный рекорд. Об этом свидетельствуют результаты исследования компании Markit, опубликованного в понедельник, 5 октября.
«Сентябрьское исследование зарегистрировало максимальный рост тарифов на услуги за семь месяцев. Столь существенное повышение уровня инфляции отпускных цен произошло на фоне резкого увеличения закупочных цен, что явилось следствием неблагоприятных валютных курсов, с одновременным повышением цен на топливо и коммунальные услуги», — говорится в документе.
Но дорожают не только услуги. По данным аналитического агентства «Автостат», за прошедший год цена новых легковых машин в России поднялась сразу на 24 %. В сентябре стоимость автомобилей вновь — после небольшого отката с мая по август — пошла вверх, и в октябре-декабре ожидается их дальнейший рост.
Стабильно дорожают продукты. 28 сентября Росстат сообщил, что с начала месяца рост цен составил 0,6 %, года — 10,4 %. Сильнее всего с января подорожало подсолнечное масло — на 26,8 %. Кроме того, на 24 % выросла стоимость риса, на 20,6 % — мороженой рыбы, на 18,2 % — сахара.
Впрочем, граждане находят эти оценки чересчур оптимистичными. Так, в начале сентября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подвела итоги двухнедельной горячей линии по вопросам повышения цен на продукты. Как выяснилось, чаще всего россияне констатировали рост цен на мясо птицы — в среднем оно, по сообщениям с мест, подорожало на 23 %. На втором месте фрукты: виноград, яблоки, персики. Третье место по количеству жалоб заняли цены на молоко и молочную продукцию, при этом чаще всего в обращениях шла речь о подорожании сыров и сливочного масла. Кроме того, по информации граждан, примерно на 30 % выросли цены на свинину, а говядина подорожала на 40 %, — отметили в ФАС.
Вместе с тем, реальные зарплаты россиян в августе 2015 года уменьшились на 9,8% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Соответствующая информация содержится в докладе Росстата о социально-экономическом положении России. При этом в номинальном выражении средний размер зарплаты за год вырос всего на 4,4%.
Получается, мало того, что доходы падают — их еще активно «съедает» инфляция. Как заявила первый зампред Центробанка Ксения Юдаева, «прогнозируемый уровень инфляции не снижается, а в последнее время даже растет». По последним данным Центробанка, в августе в годовом выражении инфляция составила 15,8 %. В целом, Банк России ухудшил прогноз по инфляции на 2015 год до 12−13 % с ожидавшихся ранее 10,8 %.
— Как сильно еще вырастут цены в России, когда снизится инфляция?
— Если смотреть на реальную ситуацию с ценами, по данным Росстата (последний замер проводился 28 сентября), за сентябрь цены выросли на 0,6 %, превысив показатель августа на 0,2 %, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Таким образом, с начала года накопленная инфляция составила около 10,4 %. На первый взгляд, кажется, что дальше инфляция не разгонится. Но есть несколько факторов, из-за которых она может перешагнуть отметку в 13% по итогам года.
Прежде всего, сейчас только начинает реализовываться эффект переноса второй волны девальвации — летнего ослабления курса рубля — на внутренние цены. Это естественный макроэкономический эффект, и он, повторюсь, еще впереди.
Второй фактор — конец года всегда связан с ускоренным исполнением бюджетных назначений текущего года. Финансисты, на своем «птичьем языке», называют это «бюджетной эмиссией». Это значит, что государство будет активно расходовать средства, и в экономике появится больше денег. Зато количество товаров останется прежним или даже меньшим, поскольку рецессия и спад налицо — промышленность в сентябре упала на 9,9% по отношению к показателю 2014 года. В результате, «бюджетная накачка» обернется дополнительной инфляцией.
Наконец, существует риск, связанный с внешними шоками — вероятное решение Федеральной резервной системы (ФРС) США о повышении ключевой ставки до конца 2015 года. Это, естественно, еще сильнее ослабит курс рубля, и разгонит внутренние цены в сторону повышения.
Сегодня все эти три фактора продолжают давить на тренды цен, и поддерживать их на достаточно высоких отметках.
Есть еще и дополнительная рыночная ловушка. Если у вас падает курс рубля, и потом эффект переносится на внутренние цены, в рост идет, прежде всего, импорт. Но следом дорожают и отечественные товары, поскольку местные производители начинают подтягивать цены на них, ориентируясь на импортные аналоги. Именно поэтому мы видим сегодня, что цены отечественных производителей в РФ растут быстрее, чем в прошлом году.
— Этот тренд сохранится в 2016 году?
— Думаю, в будущем году станет несколько легче. Вполне реалистичной представляется годовая инфляция 7−8 %. Здесь сыграют роль другие факторы. Рубль будет более стабилен, чем в текущем году — с учетом, что рынок уже отыграет повышение ставки ФРС. Станет более понятной и ситуация с нефтью. Скорее всего, весь следующий год цены на нее будут держаться возле отметки 50 долларов за баррель.
В «плюс» сыграет и более жесткий, чем в 2015 году, бюджет. Думаю, мы увидим и небольшую индексацию социальных выплат, и притормаживание роста тарифов естественных монополий. А это наверняка обернется сокращением издержек для всех бизнесов.
В итоге, инфляция в 2016 году будет расти достаточно умеренными темпами.
— Когда реально выйти на целевой показатель 4−5 % годового роста цен?
— Минэкономики считает, что этого показателя можно достигнуть к 2018 году. Но, на мой взгляд, для этого нужны пресловутые структурные реформы в экономике. Они позволят оптимизировать процессы в инфраструктурных монополиях, благодаря чему неэффективность этих монополий не будет «перекладываться» в тарифы и в конечный рост цен. Кроме того, жесткая бюджетная политика все-таки заставит перестраиваться те секторы экономики, которые сегодня съедают большую часть государственных расходов.
Если структурные реформы сдвинутся с мертвой точки, это наверняка снизит общий груз издержек в экономике. А такие издержки — главная причина роста цен…
— Инфляция — это следствие нынешней денежной политики, которая заключается в сжатии денежной массы, — отмечает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Надо заметить, что по такому же рецепту российские власти душили экономику страны в середине XIX века, когда Россия только встала на путь капитализма. Эта политика была деструктивной и тогда, до революции 1917-го, деструктивна она и сейчас.
Рост цен обусловлен, прежде всего, ростом издержек производства. Скажем, в сфере нефтедобычи мы сняли сливки с легкодоступных месторождений, и теперь вынуждены вести добычу там, где нужны серьезные технологии и большое количество труда.
Да, наши денежные власти утверждают, что сжимают денежную массу как раз для того, чтобы бороться с инфляцией. На деле, цель деятельности Центробанка и Минфина должна быть принципиально иной — например, повышение продолжительности жизни граждан, или увеличение потребления базовых продуктов. Но чиновники предпочитают водить нас за нос, и рассказывать про мифическую борьбу с инфляцией. Так им удобнее проводить политику в интересах, в конечном итоге, наших геополитических противников.
Минфин и ЦБ, сжимая денежную массу, делают деньги дорогими. И тем самым повышают затраты товаропроизводителя на обслуживание долга. Все-таки товаропроизводителям сегодня приходится прибегать к кредитам, а кредиты в России — благодаря действиям денежных властей — выдают под ростовщические проценты. Эти проценты и включаются в издержки производства.
Я считаю, именно нынешняя монетарная политика является одним из источников роста цен. В разговорах с предпринимателями я всегда интересуюсь, берут ли они кредиты, и если берут — какое место расходы на обслуживание кредита занимают в структуре их издержек производства. Так вот, у некоторых эти расходы находятся на первом месте…
— Сентябрь — особый месяц: инфляция традиционно ускоряется именно осенью, — уверен директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. — Но нынешний рост цен — это, бесспорно, реакция на девальвацию рубля в августе. Думаю, по итогам года инфляция достигнет 13−14 %.
Скорее всего, если ситуация глобально не изменится, пик инфляции придется на октябрь, а потом она пойдет на спад. В целом, это не катастрофичная ситуация. По экономической теории, инфляция до 20 % годовых вполне допустима. Другое дело, что инфляция, как известно, — это налог на бедных. И для малообеспеченных слоев населения она в реальности будет выше — 20−25 % годовых…
Автор текста: Андрей Полунин
Свободная пресса