Реставрация лепного декора кинотеатра «Художественный» проходит в реставрационных мастерских

В реставрационных мастерских находится порядка 1000 фрагментов лепного декора кинотеатра «Художественный».

К данному моменту наиболее сохранившиеся лепные элементы расчищены и докомпоновываются реставрационными домазками. По ним будут сделаны отливки для воссоздания элементов, которые дошли до настоящего времени в неудовлетворительном состоянии. Поскольку сам кинотеатр является объектом культурного наследия регионального значения, все работы проходят под контролем специалистов Мосгорнаследия.

«Мы всегда говорим, что реставрация – это, в первую очередь, внимание к деталям. Отдельное внимание уделяется элементам лепного декора - часть его деталей уже находится в реставрационных мастерских: капители пилястр зрительного зала, мужской маскарон главного фасада, гиппокампы. Там реставраторы трудятся над возвращением им исторического облика. Другая часть бережно укрыта в интерьерах памятника – их сохранность позволяет проводить реставрацию прямо в здании. Это барельефы с античными сюжетами в арочных нишах над дверными проемами, лепные венки над ними, лепной декор ограждения балкона и лож», - прокомментировал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

По словам главы ведомства, всего на реставрации находится порядка 1000 элементов декора. Их датировка различная – есть подлинные элементы 1913 года, есть элементы послевоенной реконструкции. Демонтаж аварийного декора для транспортировки в реставрационные мастерские начался с конца октября. Сначала производились работы по снятию и транспортировке лепнины в интерьерах, затем – с фасадов. Перед транспортировкой каждый фрагмент был промаркирован и тщательно упакован.

В частности, с Западного главного фасада сняты лепные стилизованные капители, состоящие из отдельных листов, с Южного – замковые камни входных порталов, капители пилястр порталов, с Восточного – лепные стилизованные капители пилястр, гипсовые венки и гирлянды фриза, с Северного – мужской маскарон, лепные розетки и капители пилястр, из Главного фойе – лепная часть потолочного фриза, из Зрительного зала – лепной венчающий карниз с листьями аканта, стилизованные капители пилястр, а также капители балкона, оформленные акантовым листом и античными масками.

Кроме того, в мастерских ведется работа по воссозданию утраченных элементов декора фасадов и интерьеров. Это, к примеру, гиппокампы из Зрительного зала, элементы колесниц античных барельефов входных ризалитов Западного фасада.

Для воссоздания утраченных участков каменной или терразитовой штукатурки (покрытия, популярного в начале XX века, выполненного по особой технологии с применением крошки мрамора и слюды) в мастерской производится подборка наиболее точной фактуры, тона и наполнения из мрамора и слюды.

«Работы по реставрации и воссозданию штукатурного слоя начнут в апреле. Монтаж лепных декоративных элементов будет производиться после завершения штукатурных работ в соответствии с графиком. Около 40 процентов лепных элементов будет отреставрировано и докомпоновано для возвращения на фасады. Остальное из-за большого процента повреждений от атмосферных воздействий необходимо воссоздать по отливкам с подлинных элементов», - добавил Алексей Емельянов.

Сохранившийся декор Главного фойе и Зрительного зала также будет отреставрирован, а утраченные элементы в виде композиции фриза над порталом сцены с гиппокампами и картушем с цифрой «1912» будут воссозданы в соответствии с результатами историко-архивных исследований.

Отдельно стоит упомянуть декор главного Западного фасада, который был утрачен в 1950-х в ходе борьбы с архитектурными излишествами – его срубили. Сохранились архивные фотографические материалы, проектные чертежи Фёдора Шехтеля, а также аналоги данного исторического периода, по которым с достаточной степенью достоверности можно воссоздать элементы, в числе которых: барельефы в арочных нишах входных ризалитов, мутулы на карнизах, женский маскарон над входом, цилиндрические фонари.

Комплексная реставрация кинотеатра «Художественный» завершится в 2020 году. В 2018 году в здании были завершены противоаварийные работы. Сейчас специалисты занимаются усилением стен и фундаментов памятника. Эти работы завершены уже на 60%. Они необходимы для начала следующего этапа – реставрации фасадов и интерьеров. Во время грядущих основных реставрационных работ главному фасаду вернут исторический облик. Помещения кинотеатра также приведут в порядок. Все реставрационные работы в кинотеатре проводятся под контролем специалистов Департамента культурного наследия и по согласованному ведомством проекту.

История памятника

Кинотеатр «Художественный» — одно из самых известных зданий в Москве. Строительство заказал московский предприниматель Роберт Альберт Брокша. Автором проекта стал архитектор Николай Благовещенский. Тогда кинотеатр носил название «Художественный электро-театр». Это было первое в городе здание, предназначенное и оборудованное именно для показа фильмов. Остальные московские кинотеатры приспосабливали для этого уже существующие помещения. Зрительный зал был рассчитан на 400 мест, а украшением фойе стал светящийся фонтан. «Художественный электро-театр» был настолько популярен среди горожан, что скоро перестал справляться с наплывом посетителей. Именно поэтому в 1912-1913-х годах здание перестроили по проекту знаменитого архитектора Федора Шехтеля.

Фасады были оформлены в неоклассическом стиле. Для него характерны черты античной архитектуры. Так, по бокам от четырех окон на главном фасаде архитектор симметрично расположил два парадных входа — изначально вход был один, он располагался в правой части. Они выделены ризалитами (декоративными выступами) с полукруглыми нишами. Их украшали барельефы с античным сюжетом — мчащимися навстречу друг другу колесницами. Над парадными дверьми висели маскароны — декоративные рельефные элементы в виде

головы человека. Над выходом находился мужской маскарон, а над входом — женский. Карниз, украшающий стену и ризалиты, был оформлен модульонами - декоративными кронштейнами, поддерживающими карниз. По бокам двери и оконные проемы обрамляют пилястры (плоские полуколонны).

В начале прошлого века исторический облик здания существенно изменился. А во время Великой Отечественной войны был разрушен трехэтажный жилой дом, вплотную примыкавший к зданию. В 1950-1960-х годах, когда в архитектуре была объявлена борьба с излишествами, барельефы, маскароны и модульоны сбили, окна были заложены, и здание приобрело более строгий вид. А в 1980-х годах, во время капитального ремонта были оборудованы дополнительные кинозалы, что существенно изменило внутреннюю планировку здания.

Федор Шехтель (1859-1926 г.г.) — русский архитектор, живописец, график, а также сценограф немецкого происхождения. Один из ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. Также он работал в стиле неоклассика. Многие построенные по его проектам здания сохранились до наших дней. Среди них — здание Ярославского вокзала, особняки Зинаиды Морозовой (улица Спиридоновка,17) и Александры Дерожинской (Кропоткинский переулок, дом 13 строение 1), комплекс зданий скоропечатни Левенсона (Трехпрудный переулок, дом 9), бывший доходный дом Строгановского училища (улица Мясницкая, 24) и другие.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить