"ЭкоГрад" предлагает вниманию читателей отчёт о минской (сентябрь 2014 г.) пресс-конференции Светланы Алексиевич, ставшей сегодня Нобелевским лауреатом по литературе (заголовок - от "ЭкоГрада"), и её сегодняшние высказывания. Без комментариев.
Светлана Алексиевич: "Россия снова превратилась в изгоя. Нынешнее ее состояние страшнее и опаснее, чем Советский Союз" (2014 г.)
В Минске прошла встреча с белорусской писательницей Светланой Алексиевич. Автор известных всем "Цинковых мальчиков" и "У войны не женское лицо" рассказала, почему нынешняя Россия страшнее Советского Союза, дома в Минске современнее людей и для чего человеку дана любовь.
"Красный человек" еще не ушел. Прощание будет долгим"
В самом начале встречи модератор дискуссии Алексей Браточкин поинтересовался у писательницы, которая в своих книгах описывает постсоветское общество, не изжил ли себя этот термин. Алексиевич отметила, что она хотела бы освободиться от прошлого, но в свете последних событий это невозможно.
- После того что я видела на войне в Афганистане, заплакать мне не так просто. Но вчера я плакала полчаса после видео в интернете, где рефрижераторы везли по Украине тела погибших украинских солдат. Они ехали десятки километров, и в каждом селе их встречали люди, стоя на коленях. Я смотрела на их лица и понимала, что "красный человек" еще не ушел. Прощание будет долгим…
Писательница рассказала, что когда она ездила по России и собирала материалы для книги "Время секонд хэнд", люди ее уверяли, что сейчас в их стране демократия, а советское прошлое далеко позади. Время показало, что они ошибались.
- И что мы видим сегодня? Откуда вылезла вся эта ненависть и дремучесть? Россия снова превратилась в изгоя. Нынешнее ее состояние страшнее и опаснее, чем Советский Союз, ведь российская власть сейчас менее образованная и менее сдержанная. Нет уже никакой идеи марксизма, которая загоняла советскую власть в стойло. А тут – никакого стойла, просто законы шпаны, денег и невежества.
Такое состояние российского общества, по словам Алексиевич, характеризует то, что "империя уходит только сейчас". Прогноз о процессе прощания с империей у писательницы не радужный.
- Без большой крови империя не уйдет, и несомненно, что в Украине еще будет война. Мне кажется, в Минске они договорились ненадолго. А вспоминая то, что я слышала от людей в Сибири, у меня все время есть ощущение возможности гражданской войны в самой России.
"Я удивляюсь, что у нас есть интеллигенция и эти люди не кончаются"
Алексей продолжил дискуссию вопросом, куда же делась в постсоветских странах интеллигенция, которая всегда считалась моральным авторитетом для общества. Также он предположил, что интеллигенцию в наше время заменили интеллектуалы.
- Мы берем западные слова, такие как "интеллектуал", и пытаемся наполнить их смыслом. Хотела бы я увидеть, где у нас эти полтора интеллектуала… У нас нет интеллектуалов в настоящем понимании этого слова, а небольшой слой интеллигенции – остался.
Светлана привела пример того, как сегодня столкнулась в Минске с настоящим представителем интеллигенции. Это, по ее словам, была женщина, которая попросила ее подписать книгу на немецком языке.
- Она оказалась учительницей. Вот это – интеллигенция, ведь мало кто из наших учителей сейчас способен прочитать книгу на немецком языке. И я рада приветствовать то, что такие люди у нас есть.
Алексиевич отметила также, что на развитие общества положительно влияет и возможность путешествовать в Европу, где люди видят, как работает демократия. При этом она считает, что интеллигенцией могут быть представители самых разных возрастов, профессий и регионов. Она привела в пример знакомого сельского пасечника, который "очень четко различает добро и зло, а у многих наших интеллектуалов эти понятия давно смешались в голове".
- И все у нас держится на этих людях. Например, на библиотекаре, которая, работая за копейки, сидит и каждый день плачет в трубку: "У нас нет книг. Пришлите нам книги". Она разговаривает с каждым человеком, который приходит. И знаете, я удивляюсь, что эти люди у нас есть, и что они не кончаются.
"Никогда не думала, что простые люди могут замечать такие тонкости в европейской жизни"
Модератор вернулся к теме поездок белорусов за рубеж и задал вопрос, реально ли люди, которые выезжают в Европу, видят там положительные стороны. Он предположил, что многие могут думать, что плохо и у нас, и у них.
- Мне чинил крышу абсолютно простой человек, который одно время ездил в деревушку в Германии ремонтировать машины. Знаете, я никогда не думала, что он мог заметить там такие тонкости жизни. За чаем он сказал мне: "А вы знаете, как они радуются жизни? Если немец пообещал отдохнуть с ребенком в выходные – он берет и выполняет обещанное". Он сказал, что после этого он ни разу не обманул ни одну из своих трех дочерей.
Беседа с мужчиной была в Беларуси. А вот в России, по наблюдениям Светланы, восприятие Запада было немного другое.
- Там почему-то все фокусировалось на Америке. Мол, почему-то она нам не помогла в 90-е, вот сейчас они нам тут ракет под самые границы подсунули… В общем, у нас не получилось праздника, потому что Америка нам помешала.
От этого разочарования россиян в Америке, по словам Алексиевич, в России и возникла антизападная риторика.
- И самое странное, что я слышала это разочарование и обвинение во всем Америки из уст не только пожилых, но и молодых людей. Похоже, у них есть желание жить в большой стране, которую все уважают и боятся.
"В Европе снова испугались русских, ведь в этой яме есть ядерное оружие"
Продолжая разговор о загранице, Алексей Браточкин спросил у писательницы, одинаково ли ее книги воспринимаются белорусским и иностранным читателем.
- За границей все хотят узнать и понять, что было со страной эти 70 лет и что это за люди такие получились в результате великого эксперимента альтернативной цивилизации. Но, хоть эта цивилизация уже развалилась, осталась основная ее махина – Россия.
Светлана отметила, что мир недолго пожил в романтическом представлении, что теперь на постсоветском пространстве восторжествует демократия. И если, по ее воспоминаниям, в 1989 году в Берлине их обнимали, потому что они русские, то сейчас – все наоборот.
- Помните, недавно итальянский ресторатор вывесил табличку "Русских не обслуживаем". Сейчас опять испугались, что в этой яме есть ядерное оружие и совершенно безумные геополитические идеи с отсутствием понятия о международном праве и этом хрупком мире.
Все эти процессы Светлана назвала очень сложными и отметила: "Я не знаю, как у вас, но лично я живу с чувством поражения." Она объяснила, что в 90-е они действительно жили светлым чувством, что начнется новая жизнь.
- А недавно я приехала из Москвы. Большего потрясения у меня не было. Умные люди, писатели - и этот патриотический угар с ненавистью – это страшно. Но они ненавидят не только Европу. Они ненавидят свое прошлое. Еще жив Горбачев, а он для них уже преступник и, я думаю, дело дойдет до суда.
Беларусь же, по мнению Светланы, выглядит более сдержанно и цивилизованно. Писательница считает, что на это положительно влияет близость к Европе и патриархальность нашего общества.
- У нас такой вольницы даже нет в менталитете, и когда я вышла из поезда ранним утром, поняла, что я попала в какой-то другой мир.
"Дома в Минске сейчас более современные, чем люди"
Модератор предложил продолжить эту тему и дать другие характеристики современному белорусскому обществу.
- Кто-то обидится, но мы – не современное общество. Мы – общество, пришедшее в движение. Я не обвиняю людей, но белорусы – пробующее общество, ведь мы столько еще не знаем. Это касается и путешествий, и другой еды, и другого вина.
Алексиевич отметила, что белорусы пробуют и уже строят другие дома. Она отметила, что за последние 10 лет Минск очень изменился архитектурно.
- Но у меня сложилось ощущение, что архитектура оказалась впереди общества. Дома в Минске более современные, чем люди.
Это касается, по мнению Светланы, и молодых людей, с которыми она часто разговаривает в процессе подготовки своей новой книги о любви. Она заметила, что современные молодые девушки мыслят теми же категориями, что и мать самой Алексиевич.
- Почему-то с утра должен быть суп и картошка с яйцом. Почему-то главной едой должна быть картошка. Можно сидеть на макаронах, но надо купить машину, потому что у соседа есть машина. Вы знаете, все это такой вульгарный период развития общества, и его нужно пережить, чтобы прийти к культурным ценностям.
Светлана выразила надежду, что белорусское общество обретет эти ценности благодаря студентам, которые могут учиться в Европе по обмену, благодаря путешественникам и даже тем, кто смотрит на другую жизнь в интернете.
- Но сегодня дома мне нравятся больше, чем психология наших людей.
"Любовь дана нам в утешение, чтобы не страшно было умирать"
В завершение дискуссии Алексей вернулся к новой книге Светланы о любви и поинтересовался, можно ли писать книгу о таком чувстве в "вульгарную эпоху".
- У меня давно была мысль написать книгу о любви, но человек настолько был прижат идеей, что любовь не была главным в жизни. Тогда с людьми об этом было сложно говорить, а сегодня уже можно.
Если бы Светлана говорила о любви с каждым из нас, она бы, по ее словам, интересовалась, пережили ли мы эту дрожь любви. Она отметила, что совершенно неважно, была ли любовь удачной или несчастной, ведь главное – "чтобы это чудо было".
- И мне кажется, любовь дана нам в утешение, чтобы не страшно было умирать…
http://news.tut.by/society/415957.html
***
Лауреат Нобелевской премии по литературе за 2015 год белорусский писатель Светлана Алексиевич заявила, что «не любит» 84% россиян, которые, по ее словам, поддерживают насилие на востоке Украины. Об этом она сказала на пресс-конференции в редакции белорусской газеты «Наша Нива» в четверг, 8 октября.
«Я не люблю эти 84% россиян, которые призывают убивать украинцев», — цитирует ее слова белорусская служба «Радио Свобода». По ее мнению, Украина были «оккупирована и захвачена» другой страной.
В то же время Алексиевич сказала, что любит русский и белорусский народы. «Некоторые и в Беларуси пишут, что я ненавижу белорусский народ, что я ненавижу не только власть, но и народ. Я думаю, никто не любит правду. Я говорю то, что думаю. Я люблю русский народ, я люблю белорусский народ, мои родственники со стороны отца были белорусы, мой любимый дедушка. И вообще в четвертом поколении я сельский учитель. <…> И в то же время моя бабушка, моя мать — украинки. Я очень люблю Украину. И когда я недавно была на Майдане и видела фотографии "Небесной сотни", я стояла и плакала. Это тоже моя земля», — сказала она.
Среди тех, кто пишет о ее якобы ненависти к народу Белоруссии, она упомянула российского писателя Захара Прилепина.
Также у нее спросили, почему, по ее мнению, журналист Олег Кашин считает ее «адептом "русского мира" и русской литературы». «Я только кусочек прочитала Кашина и очень ему удивилась», — ответила она.
По словам Алексиевич, она любит «русский мир» литературы, балета и музыки. «Но я не люблю мир Берии, Сталина, Путина, Шойгу. Это не мой мир», — добавила она.
Участие России в сирийской войне писатель сравнила с конфликтами в Афганистане и Чечне, пишет в твиттере журналист BuzzFeed Макс Седдон.
Кроме того, Алексиевич высказалась против размещения российской авиабазы в Белоруссии.