Невидимая и особо опасная — контрабанда ОРВ

Сотни лет назад контрабандисты вывозили из нашей страны пушнину, ввозили оружие.... Через границу провозились и провозятся по сей день драгоценные камни и дикие звери, антикварные книги и иконы, но все названные предметы можно увидеть невооружённым глазом и подержать в руках. Однако наш техногенный век сделал объектом контрабанды вещества невидимые оку, зато представляющие реальную угрозу не только нашей стране, но и всему миру. Речь идёт об озоноразрушающих веществах.

Невидимая и особо опасная —  контрабанда ОРВ - фото 1
О том, как провозят эти вещества в нашу страну, расскажут сотрудники Центральной оперативной таможни, в зоне ответственности которой лежит весь Центральный Федеральный округ и борьба со злоумышленниками самых разных калибров. От тех, кто занижает стоимость товара, дабы не платить пошлины, до тех, кто вывозит из страны лесоматериалы, и в том числе пытается ввезти озоноразрушающие вещества.
В Центральной оперативной таможне предотвращением ввоза в нашу страну подобных веществ занимается отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды. Из названия отдела сразу становится понятно, какая ответственность лежит на его сотрудниках. Ведь в своей работе они руководствуются очень серьёзной статьёй 226.1. Уголовного кодекса, которая гласит:
Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.
Таким образом, на плечах этого отдела лежит не просто защита граждан от пули, выпущенной из ввезённого оружия, но и защита всей нашей страны, да и планеты в целом. Ведь всего один упущенный опасный груз может привезти к очень серьёзным последствиям для окружающей среды. А защита окружающей среды не знает национальных границ.
Таможенные служащие и сотрудники МВД России находятся на переднем крае борьбы с незаконным оборотом ОРВ, наносящим огромный ущерб окружающей среде, международному авторитету России, её химической и технологической безопасности, здоровью и жизни людей, а также экономике страны.
Напомним читателю, что 16 сентября 1987 года 46 стран подписали Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, — документ, согласно которому страны-участницы должны поэтапно ограничить, а затем полностью прекратить производство и потребление озоноразрушающих веществ. Озоновый слой, защите которого посвящён Монреальский протокол, предохраняет Землю от губительного воздействия ультрафиолетовой солнечной радиации, и его истощение нанесёт непоправимый ущерб биосфере. На сегодняшний день Протокол ратифицирован 197 государствами, т.е. всеми странами, входящими в ООН. Монреальский протокол является самым успешным экологическим соглашением.
Лишь в случае выполнения всеми странами обязательств по выводу ОРВ из употребления озоновый слой сможет восстановиться к середине XXI века. В противном случае нас ожидает рост заболевания кожных покровов и органов зрения.
Кроме того, некоторые ОРВ являются крайне токсичными веществами — например, четырёххлористый углерод. Был случай, когда несанкционированный сброс этого вещества в котлован Удмуртии стал причиной экологического бедствия. Пресечение ввоза опасных ОРВ на территорию страны и осуществление контроля за оборотом этих веществ будут способствовать недопущению повторения подобных ситуаций.
Буква закона
В сфере охраны озонового слоя существует целый ряд международных соглашений. Они могут быть поделены следующим образом:
• Рекомендательные акты. Как, например, Стокгольмская декларация ООН по проблемам окружающей среды, 1972 год;
• Рамочные акты. Рамочная конвенция ООН об изменении климата, 1992 год, Венская конвенция об охране озонового слоя, 1985 год;
• Двусторонние соглашения. К примеру, соглашение между нашей страной и Правительством Республики Болгария об охране окружающей среды;
• Региональные соглашения — разного рода конвенции ООН, такие как Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий, 1992 и другие;
• Глобальные соглашения. Из них наиболее известен Киотский протокол к Рамочной конвенции об изменении климата, 1997 года и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой;
Практически все экологические конвенции и соглашения приносят существенные выгоды стране-участнице и, напротив, отказ от участия в том или ином договоре не только негативно сказывается на экологической ситуации в стране, но и ведёт к дополнительным финансовым затратам.
Если же говорить о национальном законодательстве, то за перемещение ОРВ предусмотрена уголовная ответственность. Появилась она лишь в 2012 году после утверждения перечня стратегически важных товаров и ресурсов постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 года № 293 « Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как замаскировать газ?
Невидимая и особо опасная —  контрабанда ОРВ - фото 2Преступные схемы бывают разные. Незаконный импорт ОРВ может осуществляться в контейнерах, маркированных и/или задекларированных как не содержащие ОРВ. Недостоверную маркировку наносят как на сами контейнеры, как и на их картонную упаковку. Чаще всего вредоносные вещества выдают за безопасные гидрофлоруглероды, разрешённые к ввозу, или углеводороды ( пропан, бутан).
Бывает, что перевозят опасный товар под видом использованных веществ, ведь импорт использованных, включая восстановленные и утилизированные, не учитывается в объёме потребления. Недобросовестный импортёр пытается выдать вновь произведённые ОРВ за использованные и прошедшие очистку.
Иногда злоумышленники пытаются ввозить ОРВ, маскируя их среди легального груза или выдавая за вещества, оборот которых не регулируется в стране-импортёре. Так, ОРВ может быть закачан в ёмкость для хранения пропана, а небольшие цилиндры с ОРВ помещены в картонную тару от ГФУ.
Нелегальные поставки ОРВ становятся выгодными для преступников лишь при достаточно большом объёме партий, поэтому такие хитроумные уловки как тайники, двойное дно при перевозке запрещённых хладагентов используются не очень часто.
Наиболее распространённый метод, к которому прибегают контрабандисты, — создание «второго слоя»: нелегальный груз прячется в глубине грузового контейнера, трюма судна или кузова фуры, прикрытый выставленными ближе к дверям слоем легального груза, указанного в документах.
Так, зимой 2011 года грузовик, прибывший из Латвии, попытался пересечь границу между Россией и Финляндией через КПП Валаама. Подозрительно поведение перевозчика привлекло внимание финских таможенников. Грузовик был просканирован и в результате были обнаружены 1150 контейнеров по 13,6 кг хладагента, спрятанных за упаковками сувенирных изделий из стекла и керамики. Трогательно везли финнам предметы промысла латышских ремесленников,— а керамикой Латвия по праву гордится, — а пытались завезти запрещённые вещества.
Бывает, что используется и ставшая классикой жанра схема транзит. Ведь транзит не учитывается в объёме национального потребления озоноразрушающих веществ. Однако в транзитных пунктах маршрут поставки может быть изменён, контейнеры могут быть подменены или заменены пустыми, а ОРВ из них — извлечён и продан на внутреннем чёрном рынке.
Прибегают преступники и к такой уловке, как декларирование ОРВ как оборудования — холодильные системы, автомобильные кондиционеры, компрессоры. А на маркировку, конечно же, поменяют на указывающую — внутри озонобезопасное вещество.
Дело было ...
Несколько лет назад в морском контейнере в упаковке с одним наименованием провозились баллоны с совершенно иным, запрещённым к ввозу газом. Злоумышленники были убеждены в халатности сотрудников таможни, которых легко можно обмануть всего лишь спрятав в упаковке от одного совершенно иное. Но не тут-то было! Таможенники не спят на боевом посту, а когда к этому подключается оперативное сопровождение, то совершить преступление становится невозможно!
Дело было передано коллегам из МВД, судьба фигурантов нам неизвестна. Но факт остаётся фактом — сотрудниками Центральной оперативной таможни в нашу страну был предупреждён ввоз контейнера со смертью. По-иному назвать его содержимое нельзя.
Бесспорно, подобные обнаружения — редкий случай. Впрочем, отдел по особо опасным видам контрабанды занимается поисками иглы в стоге сена. И каждое обнаружение этого отдела, относящееся к ответственности по 226.1, это по-настоящему важное достижение. Вчера не дали вывезти из страны соколов-кречетов, сегодня не дали ввезти смертоносный газ.

 

Подготовлено по материалам практического курса для сотрудников и экспертов Федеральной таможенной службы и министерства внутренних дел Российской Федерации по работе с озонорарушающими веществами «Средства и методы обнаружения озоноразрушающих веществ», 2013 г.

 А.В.Турчаниновой

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить