Мосгорнаследие утвердило предмет охраны старинной Церкви Троицы в Никитниках

Эксперты составили подробное описание всех ценных элементов, определяющих исторический облик Церкви Троицы в Никитниках.

В 2020 году здесь запланирована реставрация, она пройдет с учетом утвержденного предмета охраны.

Департамент культурного наследия города Москвы утвердил предмет охраны Церкви Троицы в Никитниках по адресу: Никитников переулок, д. 3. Она обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения.

Существующий Троицкий храм был построен в 1631–1634 годах на средства семьи состоятельных купцов Никитниковых. Вероятно, после небольшой перестройки храм в 1650-х годах был расписан лучшими царскими мастерами-живописцами Симоном Ушаковым, имевшим здесь еще в 1658 году свою мастерскую, Яковом Казанцем, и Иосифом Владимировым «со товарищи». В результате реставрационных исследований 1970-x – 1980-х годов установлено, что все части храма: приделы, колокольня, западная галерея и крыльцо одновременны.

«Храм Троицы в Никитниках отличается характерной для средневековья усложненной объемно-пространственной композицией и выразительным силуэтом. Важно отметить, что благодаря своим уникальным интерьерам и росписям храм был признан выдающимся памятником еще в середине XIX века. Церковь хорошо сохранилась до нашего времени, ее даже практически не затронул пожар 1812 года. Эксперты провели масштабное исследование, в рамках которого изучили фасады и интерьеры памятника, а затем сформировали перечень всех исторических элементов, создающих уникальный облик Церкви. Теперь любые реставрационные работы будут проводиться с учетом предмета охраны», - рассказал руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Все фасады храма богато декорированы с использованием формованного кирпича, резного белого камня и изразцов в приёмах древнерусского «узорочья», характерного для церковного зодчества второй четверти XVII века.

Резьба иконостаса главного придела храма выполнена московскими и ярославскими мастерами. Стенопись храма, восстановленная в результате длительной реставрации в 1940-х и 1960-х годах, принадлежит царским мастерам. Среди росписи храма – семейный портрет купцов Никитниковых на южной стене алтаря придела Никиты-мученика, кроме того, необычной трактовкой выделяются сцены из Апокалипсиса на стенах придела Иоанна Богослова. Особенностью росписи западной стены центрального придела является интересное использование сюжета: здесь вместо традиционного изображения Страшного Суда помещены

Чудеса Иисуса Христа на земле и притчи: «О блудном сыне», «Девах разумных и неразумных», «О богатом и бедном Лазаре».

В интерьере храма сохранились и первоначальные резные белокаменные порталы, массивные двустворчатые железные двери, кованые прямоугольные решётки с растительным и зооморфным орнаментами, резные полихромные деревянные клиросы второй половины XVII века.

В предмет охраны также вошли объемно-пространственная композиция здания церкви с колокольней, крыши, шатры, купольные завершения и главы с крестами, их конструкция, конфигурация, материал, характер кровельного покрытия, композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов храма, местоположение и оформление оконных и дверных проемов, высокий белокаменный цоколь, лестницы, включая внутристенную, конца XVII века, архитектурно-художественное оформление интерьеров, белокаменные порталы храма и их оформление, включая резной белокаменный декор, орнаментальная белокаменная резьба центральной двухступенчатой арки со стороны трапезной, два деревянных клироса XVII века в трапезной храма с плоской резьбой в завершении, подоконники из плит натурального камня, пятиярусные иконостасы, художественный металл XVII века: железные створки и кованые решетки порталов храма с растительным орнаментом и изображениями птиц и зверей, ажурные решетки

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить