Loading...

Экологи просят не класть природу на рельсы

Минприроды разделяет опасения зеленых относительно поправок об ограничении экологической экспертизы. Всемирный фонд дикой природы (WWF России) просит президента России Владимира Путина не подписывать закон, призванный ускорить железнодорожные стройки ОАО РЖД. Документ, одобренный в пятницу Советом федерации, разрешает, в частности, не проводить государственную экологическую экспертизу при возведении железных и автомобильных дорог, портов и аэродромов на особо охраняемых природных территориях.

По мнению экологов, реализация закона неминуемо приведет к фрагментации заповедных земель и негативно отразится на популяции редких животных. В Минприроды опасения разделяют: по мнению ведомства, действующий перечень объектов, для которых проводится экологическая экспертиза, нужно не только сохранить, но и в перспективе дополнить новыми.

 

Экологи просят не класть природу на рельсы - фото 1Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

«Мы понимаем, что принятие этого законодательного акта чрезвычайно важно для улучшения транспортного сообщения, строительства инфраструктуры в целях развития регионов и экономики России в целом. Но ряд положений закона угрожает особо охраняемым природным территориям (ООПТ), их природным комплексам и местам обитания редких видов животных, в том числе занесенных в Красную книгу РФ, а также уникальной экологической системе озера Байкал»,— говорится в письме WWF России (есть в распоряжении "Ъ"), направленном в пятницу президенту РФ Владимиру Путину.
Речь идет о законе, который Госдума приняла 15 июля. Документ предполагает наделить правительство РФ полномочиями отменять ряд нормативов при возведении наиболее важных железнодорожных объектов (см. "Ъ" от 29 апреля). Ко второму чтению проект пополнился нормами, которыми, в частности, предлагается отменить государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) при строительстве любых объектов на ООПТ регионального значения.

Таким образом, указывают в WWF, закон может затронуть как минимум около 10% территории России — земли региональных природоохранных территорий.
Кроме того, документ предполагает, что до конца 2024 года проектная документация «объектов капитального строительства, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», которые планируется построить на ООПТ любого уровня, не обязана проходить экологическую экспертизу. Аналогичное послабление делается и для объектов «магистральной инфраструктуры» на Байкальской природной территории. К таковым предлагается относить, в частности, автомобильные и железные дороги, морские и речные порты, транспортно-пересадочные узлы и аэродромы. Однако конкретный перечень объектов должно установить правительство. В документе отмечается, что часть послаблений необходима для «увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей».

Механизм ГЭЭ является важнейшим инструментом для выбора варианта проекта, минимально опасного для окружающей среды, указывают в WWF России: «В ходе подготовки документации к ГЭЭ необходимо проведение оценки воздействия на окружающую среду с рассмотрением альтернативных вариантов реализации проекта, обязательными общественными обсуждениями, привлечением независимых экспертов, разрабатываются меры по снижению антропогенного воздействия проектов». Экологи просят президента РФ не подписывать этот законопроект: по их мнению, он угрожает целостности и сохранности ценных природных территорий и «неминуемо приведет к их фрагментации и негативно скажется на состоянии популяций редких животных».
В Минприроды беспокойство экологов разделяют.
Ведомство считает, что действующий перечень объектов, для которых проводится экологическая экспертиза, нужно не только сохранить, но и в перспективе дополнить. «Безусловно, отмена государственной экологической экспертизы строительства, реконструкции любых объектов капитального строительства в границах ООПТ будет иметь негативные последствия для сохранения природной среды в ее естественном состоянии»,— заявили "Ъ" в Минприроды.
В пятницу закон получил одобрение в Совете федерации. «Мы не можем "повесить замок" на большие проекты: развитие БАМа и Транссиба — это наш колоссальный потенциал, который поможет привлечь инвестиции в регионы,— заявила в пятницу спикер СФ Валентина Матвиенко на пленарном заседании (цитата по "Парламентской газете").— Но я разделяла тревоги коллег по поводу ущерба экологии — не думайте, что я легковесно к этому отношусь. Однако то, как это прописано в законе, снимает тревоги». По словам госпожи Матвиенко, речь в законе идет о «конкретном списке» магистральных и крупных инфраструктурных проектов, который будет определен правительством и будет «гласным».
Анна Васильева

 

Иркутская область и ОАО «РЖД» договорились о сотрудничестве в деле сохранения прибайкальских лесов. Все договоренности закрепят в соглашении между компанией и регионом, затем проект вынесут на общественное обсуждение. Решение об этом принято в ходе рабочей встречи врио губернатора Приангарья Игоря Кобзева с заместителем генерального директора «РЖД» Сергеем Кобзевым.

Иркутская область и ОАО «РЖД» заключили соглашение о сохранении лесов Байкала

Экологи просят не класть природу на рельсы - фото 2Стороны обсудили проект федерального закона «Об охране озера Байкал». Напомним Президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет сплошные вырубки леса возле Байкала, чтобы расширить Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали. Тем самым документ выводит строительство этих магистралей из-под ряда экологических ограничений.
Игорь Кобзев подчеркнул, что данные изменения вызвали беспокойство среди жителей Иркутской области. Накануне главы региона доложил о ситуации Президенту РФ Владимиру Путину во время совещания, которое состоялось в режиме видеоконференции.
– Для Иркутской области и озеро Байкал, и сибирская тайга являются главными достояниями. Наша задача – найти баланс экономических и экологических интересов, разумный компромисс. Учесть мнение жителей и начать реализовывать проект, который необходим для развития экономики страны, – отметил глава региона.
В свою очередь заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев отметил, что расширение железной дороги в восточном направлении Российской Федерации – важный экономический момент, но речь не идет о массовых вырубках прибайкальских лесов.
– Мы сегодня как раз обсудили принципы взаимодействия с Иркутской областью, уточнили и согласовали свои действия по мониторингу работ, нюансы строительства в природоохранной зоне. В ближайшее время мы подготовим проект соглашения, где будут подробно описаны все основные этапы, – заявил Сергей Кобзев.
– Договорились, что создаем координационный совет, в который от Иркутской области войдут представители правительства, научного сообщества, экологи. В срок до 14 августа мы должны вынести проект нашего соглашения на общественное обсуждение, – подытожил Игорь Кобзев.

И что там у нас с Норильском? Оказывается перекачка водно-топливной смеси с места разлива под Норильском завершится к осени. Собранные с акватории реки 26 тысяч кубометров нефтепродуктов с водой откачивают на хвостохранилище «Лебяжье»


Экологи просят не класть природу на рельсы - фото 3К началу осени планируется завершить перекачку водно-топливной смеси, собранной на реке Амбарной после разлива ГСМ на ТЭЦ-3 в Норильске Красноярского края, сообщил журналистам первый заместитель главы МЧС РФ Александр Чуприян. Собранные с акватории реки 26 тыс. кубометров смеси откачивают на хвостохранилище «Лебяжье». Транспортировку собранной смеси по временным гибким трубопроводам выполняют компании «Нефтетанк» и «Политехника». В дальнейшем планируется сепарация этой жидкости. «Одна рукавная линия нефтепровода проложена, мы ее увидели с воздуха, вторая, думаю, в субботу уже будет закончена. Задача стоит к началу осени эти работы по перекачке завершить», — сказал Чуприян. На территории ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК, входит в группу «Норникель») в результате просадки бетонной площадки и разрушения резервуара 29 мая разлилось более 21 тыс. кубометров нефтепродуктов на 180 тыс. кв. м грунта и в водоемы, отмечает агентство.

Обзор подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить